Урок математики по теме "Таблица умножения и деления на 2". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • составление таблицы умножения на 2;
  • использование таблицы умножения при решении выражений и задач;

Задачи:

Образовательные:

  • учить пользоваться таблицей умножения на 2;
  • познакомить с соответствующими случаями деления.

Развивающие:

  • развивать речь, мышление, внимание, память,
  • наблюдательность учащихся;
  • совершенствовать знания таблицы умножения.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к математике;
  • аккуратность.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Технологии:

  • элементы технологии развивающего обучения.
  • перспективно-опережающее обучение
  • компьютерные технологии обучения
  • методы анализа, синтеза

Оборудование:

  • компьютерная презентация;
  • абак с кружками на доске;
  • на каждого ученика: прямоугольники с квадратами зелёного и жёлтого
  • цвета, закладки, листы – страницы, ножницы, клей – карандаш.

Ход урока

Организационный момент.

Эмоциональное вхождение в урок.

"Умелые руки – помощники науки". Эта пословица сегодня будет девизом нашего урока. (Презентация. Слайд 1)

Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы с вами продолжим составлять таблицу умножения.

Старайтесь на уроке запомнить как можно больше, ведь, выучив таблицу наизусть, сможете решать сложные математические выражения, задачи. (Слайд 2)

Что такое умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней – умножить раз,
Чем слагать всё целый час.

Новый материал.

– Мы будем работать с экраном, на доске, а вы в своих листах – страницах.

(На доске абак.) Сколько 2? (1) (Презентация Слайд 3, далее работать по щелчку.) По одному ученики у доски на абаке выдвигают 2 кружка.

У каждого ребёнка лист из будущей книжки “Таблица умножения”. Заполняют страницу “Умножение на 2”.

Умножение на 2.

(Дети на своих листках – страницах рисуют два круга, записывают выражение.)

– Если ещё прибавить 2, какое выражение у нас получится?

– Как получили 2х3=6? (Знаем, что 2х2=4, прибавляем ещё 2, получаем – 6;). Возьмите закладки, покажите, как делали. Как ещё можно получить это выражение. Покажите на кружках.

Как получили 2х4=8? (Знаем, что 2х3=6, прибавляем ещё 2, получаем – 8;). Возьмите закладки, покажите, как делали. Как ещё можно получить это выражение. (4+4). Покажите на кружках.

Как получили 2х5=10? (Знаем, что 2х4=8, прибавляем ещё 2, получаем – 10;). Возьмите закладки, покажите, как делали. Как ещё можно получить это выражение. (5+5). Покажите на кружках.

Как получили 2х6=12? (Знаем, что 2х5=10, прибавляем ещё 2, получаем – 12;). Возьмите закладки, покажите, как делали. Как ещё можно получить это выражение. (6+6). Покажите на кружках.

Как получили 2х7=14? (Знаем, что 2х6=12, прибавляем ещё 2, получаем – 14;). Возьмите закладки, покажите, как делали. Как ещё можно получить это выражение. Покажите на кружках.

Как получили 2х8=16? (Знаем, что 2х7=14, прибавляем ещё 2, получаем – 16). Возьмите закладки, покажите, как делали. Как ещё можно получить это выражение. Покажите на кружках.

Как получили 2х9=18? (Знаем, что 2х8=16, прибавляем ещё 2, получаем – 18;). Возьмите закладки, покажите, как делали. Как ещё можно получить это выражение. Покажите на кружках

У детей получается такая запись на странице. Умножение на 2.

– Наша задача не только составить, но и запомнить таблицу умножения. Поэтому мы сейчас сделаем “узелки на память”. Те выражения, которые легко запомнить, обведём в кружок. (Работа со Слайдом 3.)

Фронтальный опрос.

– 2х1=2, достаточно вспомнить правила умножения на 1. (Любое число, умноженное на, получается то же самое число.) Это легко?

Узелком 2х2=4, может служить песня: Дважды два четыре,

Это всем известно в целом мире.

– 6 получаем к 4+2=6

Узелок на память 2х5: сожмите в кулачки пальцы рук. Прижмите их друг к другу, разжимайте по парам, сначала мизинцы, затем безымянные, средние, указательные, большие. Вы все знаете, что на руках 10 пальцев.

– Помним, что 5 пар это 10. Если вычтем 2, то будет 8, прибавим 2 – будет 12.

Узелок 2х7: в неделе 7 дней, в двух неделях – 14. Это надо вспомнить.

Узелок 2х10: 2 раза кулачки – пальчики по пять пар. Это 20, а на одну 2 меньше, значит 18. (Дети соединяют кулачки, а затем составляют пары)

– Мы составили таблицу умножения на 2. Давайте ещё раз посмотрим внимательно, что вы заметили? (Каждый раз прибавляли по 2, результат увеличивался на 2).

Все произведения являются чётными числами.

Слайд4 (По щелчку выделяются чётные числа.)

37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.

– Что вы можете сказать про эти числа?

Сильные ученики решают самостоятельно, со слабыми выполняем 3 выражения у доски.

3 ученика объясняют у доски, у 2 учеников проверить самостоятельную работу.

– Назовите чётные числа, разделите их на 2.

Слайд 5. Самопроверка.

38:2=19
40:2=20
42:2=21
44:2=22
46:2=23
48:2=24
50:2=25

Закрепление нового материала.

Работа с учебником (стр. 58, задание № 2).

– Нам понадобится сейчас таблица умножения. Она поможет нам решить выражения на умножение и деление.

– Как 12:2? Вспомнить, какое число надо умножить на 2, чтобы получилось 12? (6х2) Значит, если 12 разделить на 2, получится 6. (Аналогично решаются остальные выражения.)

1 ученик решает первый столбик; 3,4, столбики решают 2 ученика за доской.

Работа с учебником, стр. 59, задание №5(а, б).

– Таблица понадобится не только для решения выражений, но и для решения задач.

1 ученик у доски.

18 чел. – ?к.

9 чел. – 1к.

18:9=2(команды)

– Какое действие надо выбрать? (:) Сколько команд получится?

– В нашем классе сегодня 19 человек. Можно ли поровну разделить ребят на 2 команды? (Устно.) А если завтра придёт Настя, сможем ли мы разделиться поровну на 2команды?

Самостоятельная работа. №5(б).

16:2 = 8(парт)

Проверим работу.

Домашняя работа. Стр. 59 № 6, № 5(в).

Физкультминутка.

Все ребята дружно встали (Выпрямиться)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте)
На носочках потянулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову)
Как пружинки мы присели (Присесть)
И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть)

Практическая часть.

У каждого из вас есть фигуры. Что про них вы можете сказать? (Они разного цвета, но одинаковые по форме. Это прямоугольники, которые разделены на квадраты).

– Как можно доказать, что они одинаковые? (Наложить друг на друга, сосчитать квадраты.) Сколько там квадратов? Как узнали? 2х6=12

– Разделите красный прямоугольник по 2 квадрата. Сколько частей получилось? 12:2=6. Значит, если 12 квадратов разделить по 2 квадрата, то получится 6 частей.

– Приклейте эти части. Запишите соответствующее выражение.

– Разделите жёлтый прямоугольник по 6 квадратов. Сколько частей получилось? 12:6=2. Значит, если 12 квадратов разделить по 6 квадратов, то получится 2 части.

– Приклейте эти части.

– Мы с вами воспользовались таблицей умножения.

Перспективно – опережающее обучение.

Работа с учебником, стр. 59, задание № 7.

А) Устно.

4 двойки да ещё 5 двоек, получается 9 двоек, а 2х9 получается 18.

Б) Записать новые выражения.

2х10=20
2х9=18
2х7=14
2х8=16

В) 2х47=2х40+2х7=80+14=94

2х35=…
2х19=…
2х26=…
2х39=…

Выполняем работу вместе.

Выставление оценок.

Итог урока.

– Вы можете прочитать стихи об умножении на 2. Может быть кому – то будет проще так запомнить результаты умножения.

Умножения таблица
Всем нам очень пригодится.
И недаром названа
УМНОжением она!