Урок математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цель урока: определение уровня овладения знаниями; коррекция знаний, умений, навыков.

Задачи:

  • обучающие: проверка навыков и умений при работе с десятичными дробями; усиление практической направленности обучения; применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации; формирование учебных и общекультурных навыков работы с информацией;
  • развивающие: развивать логическое мышление, память учащихся, интерес к математике, навыки самостоятельной работы в группах, в парах, а так же навыки самопроверки и взаимопроверки;
  • воспитательные: воспитывать культуру математического мышления, умения работать самостоятельно, организованно; положительно относиться к учёбе.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, самостоятельная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация для сопровождения урока медиапродукт Microsoft Office Power Point, раздаточные материалы: тест по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”, индивидуальные карточки с заданиями, тренажер по математике “Я изучаю дроби”, оценочный лист учащегося, компьютерный тест в программе My Test.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивационное начало урока, постановка целей урока.

(Приложение. Слайд 1, 2)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок необычный. Мы находимся в компьютерном классе. Ведь компьютер предназначен не только для развлечений. Он является вашим помощником в нелёгком учебном труде. Его использование делает обучение интересным, увлекательным и объективным, потому что он оценивает только ваши знания, а не вас самих. Цель нашего урока проверка навыков и умений по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”. Откройте тетради, напишите число и тему урока. В течение урока вы будете отвечать на вопросы, считать устно и письменно, а также с помощью компьютера. А начать урок я хочу со слов Аристотеля “ Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на практике”

2. Устный счёт. (Слайды 3–8)

а) Прочитайте дроби: 0,125; 21,45; 5,05; 14,078; 1,002; 23,004; 51,01; 22,78; 8,0006; 0,0021

б) Сравните: 7,6431 и 7,6429; 19,45 и 19,91 3,01и2,99; 0,0025и 0,00247

в) Вычислите:

7,4 + 3,2 = ;
9,5 – 4,3 = ;
8 +2,4 = ;
59,1 – 27 =;
18,6 +4,2 = ;
1,37 + 3,7=

г) Помогите Незнайке. Он решал примеры и допустил в них ошибки. Давайте поможем поставить все запятые на место, чтобы получить верные равенства.

3 5
+
2,5
6,0
0,8
+
0,43
0,123

д) Разложите по ящикам с обыкновенными дробями равные им десятичные дроби: 0,017; 0,107; 10,7; 1,07 и

е) Чтобы избежать нам в математике обидных неудач, решим мы с вами одну из логических задач.

На трех банках с вареньем наклеены надписи: на первой банке – “малина”, на второй – “клубника”, а на третьей банке – “земляника или малина”. Известно, все надписи неверны. Определите в какой банке какое варенье.

3. Работа в тетрадях “Расставь запятые”. (Слайд 9)

Учитель: Известно, какое значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятой, смысл предложения может меняться. Помните, в мультипликационном фильме: “Казнить, нельзя помиловать” или “Казнить нельзя, помиловать”.

В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства, правильность чтения десятичных дробей. 

Задание: в тетради выполнить представленные действия правильно.

32 + 18 = 5
42 + 17 = 212
63 – 027 = 603
736 – 336 = 4
57 – 4 = 17
3 + 108 = 408

4. Математический диктант. (слайд 10)

Учитель: сейчас вам предстоит выполнить математический диктант с последующей самопроверкой.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b675c841-a7f8-4b78-a17e-3bef3815017e/?from=608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22&interface=teacher&class=47&subject=16

5. Решение задачи (письмо). (Слайд 11)

Учитель: Ребята, к нам за помощью опять обращается Незнайка. Он прислал письмо. Я предлагаю вам открыть конверты, прочитать письмо и помочь Незнайке.

“Мудрые пятиклассники! Я измерил две стороны своего треугольного забора. Они равны 18,7м и 13,6м. А третью сторону измерить не могу, т. к. забор пересекает канаву, которую мне с измерительным шнуром никак не перепрыгнуть. Мой сосед, который в прошлом году окончил школу с золотой медалью, сказал, что периметр забора равен 42,9м. Сказал и ушёл. А я так и не понял, как мне измерить третью сторону и причём здесь странное слово “периметр”. Помогите мне!

С уважением, Незнайка”.

6. Физкультминутка. (Слайд 12)

Учитель: Ребята, вы многое успели выполнить, немного устали. Я вам предлагаю немного отдохнуть.

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться и присесть.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

7. Игра-лабиринт.

Учитель: Сейчас каждому из вас будет выдана карточка с примерами. Необходимо выполнить все предложенные действия. Каждый пример, кроме первого, начинается с ответа предыдущего. Как только будет найден ответ, я прошу вас поднять руку. (Для быстрой проверки правильности ответа карточки составлены таким образом, что верный ответ получается вычитанием из первого числа с карточки номера варианта.)

1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант 5 вариант
1,1 + 8,9= ___

___– 4,4= ___

___– 5,4= ___

___+0,15=___

___– 0,25=___

2,2 + 1,8 = ___

___+ 2,3 = ___

___– 6,06= ___

___– 0,19= ___

___+0,15= ___

3,3 + 2,7= ___

___– 1,2= ___

___– 4,4= ___

___+0,05=___

___– 0,15=___

4,4 + 4,6= ___

___– 6,4= ___

___– 2 = ___

___+0,05=___

___– 0,25=___

5,5 + 1,5 = ___

___+0,34= ___

___– 7,04= ___

___– 0,05= ___

___+0,25= ___

8. Компьютерный тест в программе My Test (приложение на электронном носителе).

Вариант 1.

1. Укажите верную запись дроби “три целых пять сотых”

1)
2) 3,05
3) 3,50
4) 3,005

2. Какая цифра стоит в разряде сотых в записи числа 325,18?

3. Запишите в виде десятичной дроби частное 60605: 10

1) 6,0605
2) 60,605
3) 606,05
4) 6060,5

4.Чему равна сумма 1,13 и 2,3.

5. Вычислите 9,68 – 7,09.

6. Стороны треугольника равны 10,6 см; 7,23 см и 11,5 см. Чему равен периметр этого треугольника?

7. Вычислите значение суммы 13,27 и 6,3.

8. Вычислите значение разности 8,2 и 4,26.

Вариант 2.

1.Укажите верную запись дроби “пять целых семь сотых”

1)
2) 5,07
3) 5,70
4) 5,007

2.Какая цифра стоит в разряде сотых в записи числа 235,81?

3.Запишите в виде десятичной дроби частное 70695: 10.

1)7,0695
2) 70,695
3) 706,95
4) 7069,5

4.Чему равна сумма 4,31 и 2,5.

5. Вычислите 11, 86 – 7,89.

6. Стороны треугольника равны 13,4 см; 7,63 см и 8,7 см. Чему равен периметр этого треугольника?

7.Вычислите значение суммы 16,57 и 6,3

8. Вычислите значение разности 8,5 и 3,57.

9. Рефлексия.

Сравнить оценки, поставленные себе в начале урока с оценками, полученными за урок. Выяснить, какие виды работы понравились более всего.

10. Итоги урока. Творческое домашнее задание.

Составить кроссворд, ребус или написать сказку про десятичные дроби.