Цели:
– Определить законы, нормативные акты, т.е. источники права, регулирующие
различные вопросы экономики.
– Развивать умение пользоваться текстами законов, нормативных актов, при
разрешении сложных спорных ситуаций.
– Определить моральную сторону правовых аспектов.
Основные понятия: Федеральное Собрание, формы общественного сознания, факторы производства, Конституция РФ, УК РФ, ГК РФ, антимонопольный закон.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, тексты законов, нормативных актов.
Используется ПОПС – формула:
П – Я считаю, что
О – Потому, что…
П – Например, …
С – Следовательно,…
Ход урока
Класс делится на группы: Труд, Земля, Капитал, Предпринимательство.
Урок начинается с постановки проблемы.
На Слайде 1 – правовая задача. Ученикам предлагается решить ее. Возможно, они затруднятся это сделать. Учитель отмечает практическое значение знания правовой сферы: умение защищать свои права в различных сферах жизни.
(Ответ: налоговая инспекция не права, т.к. помощь людям не является предпринимательской деятельностью. Подарки, соответственно, не могут являться фиксированной платой за помощь.)
1. Повторение, актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.
Сегодня на уроке мы попробуем определить, как связаны эти две сферы общественной деятельности – экономика и право, как необходимо знать некоторые законы для успешной деятельности не только отдельного человека, но и целого предприятия, какое значение имеет правильное правовое регулирование всех сторон экономической деятельности.
Слайд 2.
Вспомните, что такое экономика.
Слайд 3.
ЭКОНОМИКА – это отношение между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Экономика также отражается во всех формах общественного сознания.
Слайд 4.
Комментарий к слайду:
- Философское сознание – размышление по поводу справедливости типов экономических систем.
- Мораль – существует своя нравственность – поведение торговцев на рынке.
- Политическое сознание – от типа экономических систем зависит политическое устройство государства
- Религиозное сознание – в средние века торговля не считалась богоугодным делом
- Также экономика отражается и в праве – строятся экономические отношения на основе действующих норм права.
Это уже будет правовая экономика.
– Кто создает законы?
(Люди.)
– Кто занимается экономической деятельностью?
(Тоже люди.)
– Эти нормы права в сфере экономики создаются самими людьми и для себя. Все эти законы не навязываются людям, а вытекают из самой жизни
– К чему может привести создание недобросовестных законов?
(Человек работает из-под палки, производительность низкая, что ведет к спаду экономики.)
– Чему способствует создание грамотных законов?
(Позитивной мотивации, развитие инициативы, рост производительности труда ведет к подъему экономики.)
– Что же здесь будет являться особой производительной силой?
ПРАВО.
– Почему?
– Если создан справедливый закон, который правильно регулирует отношения людей и предприятий в сфере экономики, его не будут нарушать.
Вспомним, какой орган обладает в нашей стране законодательной властью.
Слайд 5.
Вспоминаем порядок принятия законов в нашей стране.
– Сегодня мы и будем рассматривать те законы, которые регулируют экономические отношения.
Слайд 6.
Учитель объявляет о целях и задачах урока.
– Применение права в жизни.
– Уметь решать сложные правовые задачи в сфере экономических отношений.
– Определить, только ли законом определяются экономические отношения.
Что такое факторы производства? Повторение осуществляется по группам
Задание: докажите, что ваш фактор производства является самым главным (отметив его преимущества)
Слайд 7.
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА – НЕОБХОДИМЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА
Дети характеризуют каждый фактор.
Слайд 8–1. Группа.
ТРУД
- Измеряется количеством работников
- Измеряется количеством рабочего времени
- Плата – заработная плата
- Ограниченность– число трудоспособных жителей страны
Какие законы регулируют трудовую деятельность?
(ТК РФ, и другие.)
Слайд 9.
ЗАКОНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
1. Конституция РФ. Определяет основные принципы трудовой деятельности в РФ.
2. Трудовой кодекс РФ. Содержит правовые нормы, регулирующие отношения в сфере трудовой деятельности.
3. Федеральный закон “О внесении изменений в Трудовой Кодекс РФ. Содержит нормы, регулирующие новые трудовые отношения.
Следующий фактор производства – земля. Рассказывают ученики.
Слайд 10.
ЗЕМЛЯ – 2 группа.
– Земельные угодья.
– Место размещения производственных объектов.
– Полезные ископаемые.
– Водные ресурсы.
– Воздушный бассейн.
– Растительный и животный мир.
– Плата – рента.
– Ограниченность – географическое положение страны, плодородие почвы , наличие
полезных ископаемых.
Слайд 11.
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СТРАНЫ.
1. Конституция РФ 2. Земельный кодекс РФ 3. Федеральный закон “О земельном кадастре” 4. Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс РФ” 5. Постановление Правительства РФ “О возмещении убытков собственникам Земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам”. |
Содержит правила использования природных богатств страны Устанавливает правила учета земельных участков . Устанавливает правила возмещения убытков различным категориям граждан Содержит санкции, применяемые недобросовестным пользователям земельными участками. |
Характеристика следующего фактора производства: КАПИТАЛ. – 3 группа
Слайд 12.
КАПИТАЛ – созданные людьми средства производства.
- Основные средства (промышленные здания, сооружение, оборудование).
- Производственная инфраструктура.
- Деньги, денежный запас страны.
- Плата – процент.
- Ограниченность – производственно-технический потенциал страны.
Какие законы регулируют деятельность этого фактора производства?
Слайд 13.
Законы, нормативные акты.
- Конституция РФ.
- Федеральный закон “О материнском капитале”.
- Федеральный закон “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”.
- Федеральный закон “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций”.
И, наконец, последний фактор, который отличается от всех других своей уникальностью – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. – 4 группа.
Слайд 14.
Предпринимательство.
- Инициативная, самостоятельная деятельность, направленная на соединение всех факторов производства с целью получения прибыли.
- Умение приобретать и использовать информацию в целях достижения высоких результатов.
- Связана с риском потерь своих вложений.
- Ограниченность трудовых ресурсов, обладающих предпринимательскими способностями.
Слайд 15.
ЗАКОНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
- Конституция РФ.
- Федеральный закон “О развитии среднего и малого предпринимательства в РФ”.
- Федеральная программа поддержки малого бизнеса.
Развитие экономики в условиях правового государства не может быть успешным без института частной собственности.
Поэтому в Конституции имеется статья, посвященная возможности гражданам обладать правом собственности.
Слайд 16.
Право собственности.
- ВЛАДЕНИЕ
- ПОЛЬЗОВАНИЕ
- РАСПОРЯЖЕНИЕ
Характеризуя каждый пункт, дети приводят примеры из деятельности человека и переходят к характеристике форм собственности.
Слайд 17.
Формы собственности.
- ОБЩАЯ
- ЧАСТНАЯ
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ
- СМЕШАННАЯ
- КООПЕРАТИВНАЯ
- ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
Слайд 18.
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ.
Конституция РФ, УК РФ, ГК РФ.
Право регулирует и отношения между предпринимателями.
Для этого создано целое направление в политике – АНТИМОНОПОЛЬНОЕ.
Слайд 19.
- Монополия –
Слайд 20.
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ.
- Конституция РФ
- Федеральный закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках
- Федеральный закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг”
Слайд 21.
Задачи антимонопольной политики.
- Обеспечение единства экономического пространства
- Свободное перемещение товара
- Поддержка конкуренции
- Свобода экономической деятельности на территории РФ
- Создание условий для эффективного функционирования товарных рынков
- Противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции
2. После просмотра слайдов, повторения материала, определения законов предлагается учащимся на практике применить свои знания.
Ученикам далее дается время, за которое они должны определить соотношение факторов производства и изобразить его на схеме. (По группам.)
Труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность.
Объяснить свое решение.
3.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. (Можно также по группам.)
Слайд 22.
ЗЕМЛЯ.
Садовое товарищество “Плес”, расположенное в Наро-фоминском районе, обратилось в Московский арбитражный суд.
С иском к Администрации Наро-фоминского района о признании недействительным постановление Главы администрации о приватизации земель садового товарищества “Нара” и “Шелковик”. После приватизации этих земель был перекрыт проезд по дороге от садового товарищества “Плес” до Киевского шоссе.
Решением суда в удовлетворении иска было отказано.
– Правомерно ли решение Главы администрации?
– Правильно ли решение суда?
– Как следует решить дело?
Комментарии учителя.
Решение Главы администрации правомерно.
(Ребята могут поспорить, ведь приватизация земель привела к неудобству пользования землей другими лицами.)
Дети должны найти законы, подтверждающие право человека на приватизацию земли.
Слайд 22.
ТРУД.
Шестнадцатилетняя чертежница Т., проработав в научно-исследовательском институте 9 месяцев, попросила администрации предоставить ей очередной отпуск. Ее непосредственный начальник отказался подписать заявление об отпуске на том основании, что первый очередной отпуск сотруднику предоставляется через 11 месяцев после начала работы.
– Прав ли руководитель?
– Как это можно доказать?
Ответ детей может выглядеть так:
Руководитель не прав, т.к. по Трудовому Кодексу несовершеннолетним предоставляются льготы. Ответ можно найти в выдержках из Трудового Кодекса.
Слайд 23
КАПИТАЛ.
Семья Петровых после рождения первого ребенка решила усыновить Иванова Сашу, который был воспитанником детского дома “Малыш” города Ростова Ярославской области.
После усыновления Валентина Петровна обратилась в органы социальной защиты с заявлением о намерении получить материнский капитал. Ей в этом было отказано.
– Правомерны ли действия органов социальной защиты?
– На основании каких документов Валентина Петрова может оспорить эти действия в
суде?
Комментарии учителя.
Ответы учащихся могут быть следующие:
– Действия неправомерны, т.к. усыновляющим родителям тоже полагается
материнский капитал.
– На основании Федерального закона “О материнском капитале”.
Слайд 24.
МОРАЛЬ И ПРАВО.
Гражданин Д. устроился на работу в проектную организацию. Через две недели он пришел в бухгалтерию получать зарплату за первую половину месяца (аванс), но там ему сказали, что выдавать зарплату не будут, поскольку денег в банке нет.
“А мне какое дело? – повысил голос Д. – Это ваши проблемы. Мне на что-то жить надо. Если не дадите заработную плату, подам на вас в суд”. “Подавайте,– сказали ему,– но предварительно загляните в трудовой договор, который мы с вами заключили. Там нет ни слова о сроках выплаты зарплаты. Поэтому никакой суд не удовлетворит ваш иск.
– В чем правы и не правы администрация и Д. с точки зрения
- Прав.
- Нравственности?
Пользуясь документами и своими знаниями по праву, учащиеся приводят к выводу, что трудовой договор является документом, где прописаны все условия, а проявлять эмоции вместо того, чтобы обратиться к юристу при составлении трудового договора за консультацией, не стоит.
ИТОГ УРОКА.
Определяем, достигнуты ли цели урока.
Определяем значимость этих знаний для жизни, деятельности человека.
Выставляются оценки.
Предлагается написать эссе по теме (по выбору ученика – экономика)
Литература:
- Конституция РФ.
- УК РФ.
- ГК РФ.
- Учебник обществознания Л.Н.. Боголюбов, (базовый уровень).
- “Экономика” – справочник.
- Интернет – ресурсы.