Предмет: биология.
Класс: 5 класс.
Цели урока:
- формирование у учащихся целостной естественнонаучной картины мира;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение и др.)
Задачи урока: Предметные результаты обучения.
Учащийся должен:
- характеризовать растворы и взвеси, растворимые и нерастворимые вещества
- описывать основные свойства воды
- классифицировать вещества на растворимые и нерастворимые
- сравнивать состав пресной воды и морской
Метапредметные результаты обучения.
Учащийся должен:
- уметь под руководством учителя проводить опосредованное наблюдение;
- представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
- подтверждать аргументы фактами;
- уметь обобщать полученные знания;
- уметь использовать новые информационные технологии в изучении курса биологии
Личностные результаты обучения.
Учащийся должен:
- знать и понимать значение воды в природе как самого уникального вещества природы
- испытывать любовь к природе;
- проявлять устойчивый и познавательный интерес в изучении мира веществ природы;
Тип урока: проведение урока в режиме телеконференции.
Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы урока: Урок проходит в режиме ONLINE,
Оборудование:
- Для учащихся: планшеты с веб камерами, электронный учебник (автор В.М. Пакулова, Н.В. Иванова)
- Для учителя: интерактивная доска с короткофокусным проектором.
Цифровые образовательные ресурсы school-collection.edu.ru
План урока:
- Организационный момент (подготовка учащихся к работе, определение целей, задач);
- Проверка домашнего задания
- Этап усвоения новых знаний;
- Домашнее задание;
- Подведение итогов урока.
Ход урока
Деятельность учителя | Содержание урока | Деятельность учащихся | ||||
Вступительное слово учителя: Сегодня мы проводим урок в кабинете дистанционного обучения. Он будет проходить в демонстрационном режиме. Одна из задач урока – использование новых информационных технологий в изучении курса биологии. Обычные учебники и тетради заменены планшетами, а вместо обычной доски мы будем работать на интерактивной с короткофокусным проектором. Урок проходит в режиме телеконференции. В работе принимают участие учащиеся, отсутствующие в классе. Тема урока: Вода – растворитель. Работа воды в природе. В ходе урока мы повторим свойства воды, познакомимся со свойствами воды как растворителя, понятиями раствор, вода пресная, морская и минеральная вода, работой воды в природе. |
(Слайд №1) Тема урока высвечивается на интерактивной доске: «Вода – растворитель. Работа воды в природе.» (Слайд №2) Характеристика воды Раствор Пресная вода Морская вода Минеральная вода Испарение воды Работа воды в природе |
Учащиеся записывают тему урока на доске и в тетрадях. |
||||
Фронтальная работа с классом Итак, мы знаем, что вода – это самое распространенное вещество на планете. Но вода и САМОЕ ГЛАВНОЕ вещество! Без неё невозможно жить. Это определяется свойствами воды. Какие свойства воды вы знаете? |
(Слайд №3) Основные свойства воды: – бесцветная, прозрачная – без вкуса и запаха – текуча – изменяет объем при переходе из жидкого состояния в твердое – хороший растворитель – хорошо испаряется (Слайд 4) Вопрос 1. Вода не имеет запаха и вкуса Но почему пахнет болото? Вода не имеет вкуса, но почему говорят,что вода в колодце вкусная? (Слайд 5) Вопрос 2 Какие глаголы мы используем, говоря о движении воды? Закончи предложения. Дождинки…….. Водопад……… Ключ………… Вода из крана ……… (Слайд 6) Вопрос 3. Вода – это единственное вещество, которое имеет три агрегатных состояния … (Слайд 7) Вопрос 4. Вода изменяет объем при переходе из жидкого состояния в твердое. Из железной бочки, которая стояла на садовом участке , осенью забыли вылить воду. Весной дно бочки было выдавлено. Почему это произошло? (Слайд 8) Вопрос 5 Вода – хороший растворитель Все ли вещества хорошо растворимы в воде? |
Учащиеся зарисовывают схему в тетрадях. В воде болота много отмерших растений, животных, при гниении они выделяют пахучие вещества, вода в болоте застаивается. Учащиеся записывают на интерактивной доске ответы. Дождинки капают Водопад низвергается Ключ журчит (пробивается) Вода из крана течет Вопрос 3. Вода – это единственное вещество, которое имеет три агрегатных состояния – жидкое, твердое и газообразное Вопрос 4. Вода увеличивает свой объем при переходе из жидкого состояния в твердое. Вопрос 5. Учащиеся приводят примеры, записывая их в тетрадь Один из учеников выводит ответы на доске. |
||||
Итак, вода прозрачная, бесцветная и безвкусная жидкость. Но в природе такой воды нет! Совершенно чистой воды не бывает!! В ней растворяются многие минеральные и органические вещества. Все вещества по отношению к воде делятся на две 2 группы: растворимые и нерастворимые Что называется растворами? Вода – хороший растворитель и поэтому в реках, озерах, морях и других водоемах она представляет собой раствор различных веществ. Вода, в 1 л которой растворено менее 1 г веществ, называется пресной. Такая вода находится в реках, озерах и прудах. Вода, в 1 л которой растворено более 1 г веществ, называется морской. В морях и океанах вода горько-соленая. Здесь много солей, больше всего поваренной, в среднем 35 г на 1 л воды. |
(Слайд 10) Схема:
(Слайд 11) Рисунок растворения вещества в воде Раствор состоит из растворителя (какое это вещество в данном примере?) и растворенного вещества (какое это вещество в данном примере?) (Слайд 12) Вода, в 1 л которой растворено менее 1 г веществ, называется пресной. Обитатели пресной воды называются пресноводными. ПОДУМАЙ и ПРИВЕДИ ПРИМЕРЫ! Можно дать картинки водных животных. Учащиеся выбирают пресноводных и морских. (Слайд 13) Вода, в 1 л которой растворено более 1 г веществ, называется морской. Обитатели морской воды называются морскими. ПОДУМАЙ и ПРИВЕДИ ПРИМЕРЫ |
Учащиеся работают с электронным учебником, записывая определение в тетрадь. Учащиеся приводят примеры ,записывают в тетрадях. Учащийся записывает на интерактивной доске. Примеры: Учащиеся приводят примеры ,записывают в тетрадях. Учащийся записывает на интерактивной доске. Примеры: |
||||
В природной воде могут быть различные частицы. Вода, проходя через пласты различных пород частично растворяет их. Так образуются минеральные воды. Кавказские Минеральные Воды! Почему этот удивительный уголок России издавна ассоциируется с самым дорогим для человека – здоровьем? Основным богатством и главными лечебными средствами на территории Кавказских Минеральных Вод являются минеральные источники. Более 300 целебных минеральных источников сосредоточено в этом уникальном уголке, опоясанном живописным кольцом Кавказских гор. Мы знаем с тобой, что вода умеет испаряться. Испарение происходит постоянно. Причем испаряется не только жидкая, то и твердая вода. Какое значение в природе имеет этот процесс? Вода играет большую роль в природе. Используя материал учебника привести примеры работы воды в природе. |
Презентации: (Слайды 15, 16, 17 ) – Пятигорск (Слайды 18, 19, 20) – Ессентуки, Железноводск, Кисловодск. Презентации проектов учащихся, работающих над сетевым проектом «Минеральные источники Кавказских Минеральных вод» Видеоролик Круговорот воды в природе (Слайд 23)
|
Презентация детей о минеральных водах КМВ На связь выходят учащиеся, работающие над сетевым проектом «Минеральные источники Кавказских Минеральных Вод» Ответы: Созидательная: Весенний разлив рек приносит плодородный ил, повышая плодородие почв; Все процессы в живых организмах связаны с водой; Вода является средой обитания живых организмов. Разрушительная: Разрушительные наводнения, ураганы, штормы на море; Образование пещер Выветривание горных пород |
||||
Домашнее задание: Учебник «Природоведение» С.92-95 Прочитать. Ответить на вопросы после параграфа. Повторить с.85-91. |
Учащиеся записывают задание в дневники. | |||||
Подведение итогов урока: | (Слайд 24,25) Перед вами различные утверждения. Вам нужно выбрать верные. Вода – плохой растворитель Вещество без цвета и запаха Вещество без цвета, с приятным запахом Вещество белого цвета, без запаха Вода – одно из самых распространенных на Земле вещество Вода на Земле находится в двух агрегатных состояниях Вода занимает 2/3 поверхности Земли Вода в виде льда занимает меньший объем, чем вода в жидком состоянии Большая часть пресной воды находится в морях и океанах Большая часть запасов пресной воды находится в ледниках Процесс перехода жидкой воды в пар называется испарением Процесс перехода жидкой воды в пар называется конденсацией Температура кипения воды 100 градусов Вода на Земле образует оболочку – атмосферу Вода на Земле образует оболочку – гидросферу |
Верные: 2, 5, 7, 10, 11, 12, 13, 15 |