Данный урок проводится в 9-х и 11-х классах общеобразовательной школы через курс «Всеобщей истории», а также может использоваться на занятиях в среднем профессиональном образовательном учреждении. Материал будет интересен для студентов первого курса университета, изучающих историю Отечества или Всеобщую историю.
Тема урока заявлена сквозная, на несколько уроков, чем и вызывает интерес у обучающихся, так как рассматривается данная проблема не узко, а наиболее широко и в процессе развития мировых событий с 1947 года до 1991 года. В конце уроков по теме или занятий обучающиеся смогут проследить наглядно исторический путь развития «холодной войны» через самостоятельное составление диаграммы по хронологическим событиям, сделать выводы и ответить на вопросы, поставленные педагогом на первом уроке или занятии: «Мое отношение к «Холодной войне?» и «Закончилась ли «Холодная война» сегодня? Каковы взаимоотношения у Современной России и США?» Изучая хронологию событий «холодной войны» и отвечая на данные вопросы, обучающиеся смогут научиться анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, решать лично-значимые проблемные ситуации.
Для понимания сути, обучающиеся знакомятся в начале урока или занятия с понятием «Что такое «Холодная война» и выясняют главную причину войны.
«Холодная война» – это противоборство, соперничество, конфликт между двумя державами, СССР и США, и их союзниками за право определять облик мира.
Причина «холодной войны – обострение между союзниками по антифашистской коалиции по поводу судеб стран Восточной Европы, а также Ирана, Турции и Греции.
Необходимо выяснить, что СССР и США являлись после Второй мировой войны двумя «сверхдержавами», то есть странами, обладающими перевесом в военной мощи над всеми остальными государствами. Именно это противостояние привело к 1970-1980-м годам к двухполюсной (биполярной) модели мира.
Для наиболее наглядного понимания содержания материала, необходимо составить таблицу «Исторический путь развития «Холодной войны»:
США | Решение общих вопросов, проблем, ситуаций | СССР |
Путь развития? | ||
Демократия | В политике | Социализм, коммунизм |
Капитализм (рыночная экономическая система) | В экономике | Командная (централизованная) экономическая система |
Военно-политические программы, союзы, организации, идеи, экономические организации? | ||
Март 1947 года «Доктрина Трумэна».США приступили к сценарию против СССР с применением ядерного оружия (для справки – доктрина – это система взглядов, принципов, обосновывающих определенную военно-политическую программу). |
Условная дата начала «холодной войны». | |
Июнь 1947–1952 годы – «План Маршалла» – идея помощи странам Европы в преодолении последствий войны государственного секретаря А. Маршалла (экономическая помощь). | «План Маршалла» расколол Европу на две группы (Восточную и Западную). | И.В. Сталин отнесся к идее отрицательно, расценил попытку США поставить под контроль стран Европы, побоялся ослабления СССР в Восточной Европе.Осень 1947 годаСоздано Коминформ (информациооное бюро коммунистических и рабочих партий) – орган политического и идеологического руководства Москвы правящими коммунистическими и рабочими партиями стран Восточной Европы и Западной Европы (Италия и Франция). |
Западный союз(Англия, Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург). | 1948 год – создание военных союзов. | Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи со странами Восточной Европы. |
1949 год – образование нового государства в Германии – ФРГ (Федеративная Республика Германии), введены американские и французские войска. | 1948 год – решение Германского вопроса.1949 год – распад государства, строительство «Берлинской стены» в 1961 году. | 1949 год – образование ГДР (Германская Демократическая республика), введены советские войска. |
4 апреля 1949 года Страны Запада создали военно – политическую Организацию Североатлантического договора (НАТО). Страны – участники: США, Великобритания, Франция, Канада, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Норвегия, Дания, Исландия и Португалия (в 1952 году присоединились Греция и Турция, в 1955году – ФРГ). |
1949 год | Январь 1949 Большинство стран Восточной Европы заключили экономический союз – Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) (с целью оказания экономической помощи, финансовой помощи и координации планов). |
1955 год – антивоенное движение – лидеры стран Азии и Африки основалиДвижение неприсоединения (29 стран – участниц конференции в Индонезии, в 1970-е годы присоединились более 50 стран, в 1980-е годы – более 100). | 14 мая 1955 года – Военно-политический союз – Организация Варшавского договора (ОВД). Страны – участники: Албания (до 1961 года), Болгария, Венгрия, ГДР (с 1950 года), Польша, Румыния, Чехословакия. |
|
Военный конфликт в Египте по вопросу Суэцкого канала, ввод английских, французских и израильских войск. | 1956 год УГРОЗА ЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ | СССР выразил солидарность с Египтом и пригрозил применить против агрессоров ракетно-ядерное оружие (Англия и Франция отступили). |
Соединенные Штаты начали подготовку к упреждающим ударам по советским базам на острове. | 1962 год ПИК «Холодной войны» КАРИБСКИЙ КРИЗИС,УГРОЗА ЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ Выдержка, здравомыслие, умение пойти на компромисс президента США Дж. Кеннеди и руководителя СССР Н.С. Хрущева предотвратили катастрофу. |
Поддержка революции на Кубе, тайное размещение советских ракет средней дальности с ядерными боеголовками, которые могли достичь большинства американских городов. |
США сняли морскую блокаду Кубы, дали заверения в уважении её суверенитета и обещали убрать американские ракеты, нацеленные на СССР из Турции. | ИТОГ Карибский кризис показал, что соперничество двух блоков может привести к необратимым последствиям. |
Ракеты вывезены с Кубы. |
РАЗРЯДКА(подписание договоров) | ||
1963 год США, СССР, Великобритания «О запрещении ядерных испытаний в воздухе, воде и на земле». | ||
1968 год США, СССР, Великобритания «О нераспространении ядерного оружия».1970 год подписало более 100 стран. | ||
1972 год США, СССР «Об ограничении стратегических вооружений (ОСВ – 1), ограничение систем противоракетной обороны (ПРО). | ||
1979 год США, СССР «Об ограничении стратегических вооружений (ОСВ – 2). | ||
КРИЗИС политики разрядки | ||
1980год – новый президент Рональд Рейган объявляет СССР – «империей зла» (за сбитый самолет, который не ответил ВС СССР, погибли американские граждане). Прерваны переговоры об ограничении вооружения. В западной Европе развертывание ракет средней дальности, направленные на СССР. | 1979 – 1989г.г. – война в Афганистане, ввод советских войск. | |
1983 год – программа США СОИ («Стратегическая оборонная инициатива») - система космических вооружений (программа «звездные войны»). | ||
НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, новый миропорядок | ||
1985 год – встреча лидеров государств США и СССР Р. Рейгана и М.С. Горбачева в Женеве | ||
1986 год – встреча в Рейкьявике | ||
1987 год – Концепция нового политического мышления. СССР дает согласие на ликвидацию ракет средней дальности в Европе и Азии. | ||
1988 год – одностороннее соглашение обычных вооружений и ВС в Европе. | ||
1989 год – вывод войск из Афганистана. | ||
1990год –объединение Германии | ||
1991 год – договор«По сокращению ССВ (стратегических вооружений). | ||
1991 года – распад СССР | ||
КОНЕЦ«ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» |
Главный вывод по урокам или серии занятий должны сделать обучающиеся, построить диаграмму (для удобства проставить в таблице с датами цифры в хронологическом порядке), отметить пиковые точки (1956 и 1962 года красным цветом), ответить на поставленные вопросы на первом занятии, написать эссе по теме.
Педагогу необходимо отметить напряженные отношения современных государств США и России, о размещении США системы ПРО в Европе и Азии, об официальных заявлениях 24 января 2012 года Северной Кореи об испытании ядерного оружия. Ответить на вопрос: «Закончилась ли «Холодная война» сегодня?», «Чему мы должны научиться на исторических примерах?», «К чему приводит противостояние государств, неуважение мирового сообщества?», «Что необходимо сделать человечеству, чтобы избежать военных столкновений в современном мире?», «Как решить эту глобальную проблему?», «Каковы последствия?»
Используемая литература:
- Всеобщая история. Новейшая история. ХХ век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – 11-е изд. – М.:ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2010. – 328 с.: ил.