Здоровье. Предупреждение болезней

Разделы: Начальная школа


План-конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России».

Цели:

  • Формирование у учащихся правильного представления о здоровье, здо­ровом образе жизни;
  • ознакомление с правилами сохранения и укрепления здоровья;

Задачи:

  • Познавательная - закрепление представления о полной взаимосвязи человека и природы, Творческая- развитие творческого воображения.
  • Развивающая- развитие речи учащихся, активности, самостоятельности;
  • Коммуникативная - создание ситуации для успешной деятельности по обмену своими мыслями, впечатлениями.
  • Организационно-деятельностная - продолжение обучения учащихся формулировать тему и цели урока, подводить итог, систематизировать и обогащать материал.
  • Воспитательная - воспитание бережного отношения к своему здоровью, чувства коллективизма, умение работать в группе, паре,

Оборудование: схемы-опоры; мультфильм «Ежик и здоровье» из серии «Смешарики»; мультимедиапроектор, карточки с вопросами, карточки –таблицы.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Повернитесь, поздоровайтесь с гостями кивком головы.

- Подровнялись. Сделали глубокий вдох, выдох, вдох, выдох.

- Спокойно сели.

- Здравствуйте ребята! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я вам всем желаю здоровья.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?

Наверно, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Что такое здоровье?

Надо ли беречь своё здоровье? Как, зачем, для чего, почему? 

Кто может сформулировать тему и цели урока?

Верно, сегодня мы и поговорим, как сохранить здоровье и уберечься от вредных привычек и болезней. Все свои мысли оформим в газету «Здоровячки!!»

2. Закрепление.

а) Эмоц. настрой

Скажите, а какими бы вы хотели “видеть” себя на уроке?

(Ответы детей :умный, любознательный, внимательный, старательный, верю в себя, смелый, бодрый, дисциплинированный, устойчивый, сообразительный, активный, трудолюбивый, творческий...) (по ходу перечисления к доске прикрепляются таблички).

Молодцы! Я знаю, что ваши прогнозы (ожидания) оправдаются.

б) Тест

Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства. Давайте проведем небольшое тестирование о своем здоровье, вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам.

Тест «Твое здоровье».

  1. У меня часто плохой аппетит.
  2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
  3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
  4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
  5. Я почти не занимаюсь спортом.
  6. В последнее время я несколько прибавил в весе.
  7. У меня часто кружится голова.
  8. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.

Результаты.

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.

3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.

7-8 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и учиться.

в) Вступительная беседа

- Давайте уточним, что же такое здоровье? (Всегда хорошее настроение, ничего не болит, хочется прыгать, играть и учиться, здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся).

Подберите слова синонимы. (бодрость, хорошее самочувствие, прекрасное настроение) .

А антонимы? (болезнь, хворь, недуг)

Здоровье – это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического, социального благополучия. Пожалуйста, поднимите руки, кто никогда не болел? А кто болел 1 раз? А кто болел 2 раза? Посмотрите, мы привыкли к тому, что человеку естественно болеть! А ведь это неверная установка! Давайте изменим установку и запомним: что человеку естественно быть здоровым!

Сначала о вас заботятся родители, но вы растете и каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью.

Нужно помнить, что забота о здоровье начинается с утра и продолжается до самого вечера ежедневно.

Как же нужно беречь свое здоровье, что нужно делать, чтобы быть сильным и крепким?   

- Давайте вспомним, что в первую очередь мы должны делать, чтобы не болеть?

(одеваться по погоде, есть много витаминов, делать зарядку.)

г) Просмотр мультфильма «Ежик и здоровье»

Ребята, сейчас мы с вами посмотрим мультфильм «Ежик и здоровье» из серии «Смешарики». Подумайте, правильно ли Ежик заботился о своем здоровье?

(Ребята смотрят мультфильм.)

д) Анализ просмотренного. (в группах)

В группах посовещайтесь и ответьте на вопросы, выберите ответчика.

- Что произошло в начале фильма? (Ежик задумался о своем здоровье.)

- Как подошел к вопросу о своём здоровье Ежик? (Он стал искать у себя признаки различных заболеваний.)

- Как вы думаете, правильно ли поступил Ежик, ища у себя болезни? Почему? (Нет, так можно найти у себя что угодно и даже заболеть по-настоящему.)   

- Все верно, если человек начнет сам себе внушать, что он болен, у него на самом деле появятся признаки этого заболевания.

Что дальше предпринял Ежик? (Закрылся дома, все обработал зеленкой и перестал общаться с Крошем, боясь от него чем-нибудь заразиться.)

Как вы думаете, почему Ёжик потом перестал выискивать у себя различные заболевания? (Потому что он заболел по-настоящему.)

Будем мы так же, как Ежик, заботиться о своем здоровье? Почему?

- А что нужно делать, чтобы наш организм был сильным и сам справлялся с различными микробами? (Укреплять его.)

Вот мы сейчас и начнём его укреплять.

е) Физминутка «Часы, в которых села батарейка…..»

ж) Работа вгруппах.

Поработайте в группах, выделите и запишите 3 главных правила для сохранения и укрепления здоровья по темам:

  • Режим дня, сон,
  • Правильное питание,
  • Спорт, закаливание,
  • Одежда, гигиена,
  • Вредные привычки для здоровья ,
  • Техника (телевизор, телефон, компьютер )

Приступайте, у вас, 5 минут на обдумывание и оформление.

(От каждой группы выходят по 1 представителю и озвучивают свои правила, а учитель параллельно вывешивает заранее подготовленные карточки-плакаты и оформляет в газету на доске)

Режим дня, сон

  • Соблюдай режим дня
  • Вовремя ложись спать.
  • Не смотри до поздна телевизор
  • Обязательно гуляй на свежем воздухе
  • Чередуй разные дела (отдых, домашние задания)

Правильное питание

  • Ешь больше овощей и фруктов, только мытые
  • Еда должна быть разнообразной и вкусной
  • Не ешь испорченные продукты!
  • Старайся принимать пищу в одно и тоже время
  • Не ешь вредные продукты (чипсы, кириешки, кока-кола)

Спорт, закаливание

  • Занимайся спортом
  • Делай каждое утро зарядку
  • Закаляйся.

Одежда, гигиена

  • Одевайся по погоде,
  • Всегда мой руки после улицы
  • Чисти зубы не реже 2 раз в день
  • Принимай ванну 2-3 раза в неделю, а летом чаще

Вредные привычки для здоровья

  • не пробуй алкогольные напитки
  • не кури
  • не принимай наркотики

Техника (телевизор, телефон, компьютер )

  • 30 минут работы на компьютере, перерыв не мене 30 минут.
  • Не смотреть телевизор более 2 часов.
  • Не носить телефон на теле.

Ребята, а если ты заболел, что делать?

По какому номеру можно быстро вызвать врача?

Чем лечиться, как? Какие лекарства можно принимать?

Молодцы, только точное соблюдение этих правил поможет сохранить здоровье и уберечься от болезней.

3. Повторение.

а) Самостоятельная работа.

Как вы ребята думаете, Экология и экономика влияют на здоровье?

Каким образом?

Посмотрите в учебнике на странице 84, о чём говорит эта фотография?

Развейте свои предположения, прочитайте текст на 84-83 страницах.

Чем для здоровья человека могут обернуться экономические вмешательства в природу?

Верно, такого рода беды вредны не только здоровью человека, но и всему живому, вот почему учёные стали делать экологические прогнозы.

б) Массаж-физминутка «Головы», Щёк, Носа

в) Работа в парах

Что из всего услышанного и увиденного вам удаётся выполнять для сохранения здоровья?

Поработайте в парах поделитесь своими мыслями с соседом.

Какие правила вы соблюдаете, кто назовёт?

(выслушиваются ответы нескольких учащихся)

4. Итог.

- Какой вывод можно сделать для себя по данному уроку?

Чем полезна составленная газета?

Рефлексия.

- Вспомните, какими же вы были на уроке, оправдались ли ваши ожидания?...

- Ты ... каким был на уроке? А хотел быть каким? (оценки).

Что пожелаете друг другу?

5. Домашнее задание.

- Открыли дневники.

Для всех: с.81-84 (выразительное чтение).

По выбору:

  • Выполнить иллюстрацию “Лекарства у нас под ногами?”.
  • Приготовить сообщение “ Как лечились наши предки ”.

Наш урок подошел к концу.

- Хочу поблагодарить всех за работу на уроке, (кто не получил оценку, в следующий раз я вас обязательно послушаю).

Желаю вам: Никогда не болеть; Правильно питаться; Вести здоровый образ жизни!

Всем спасибо за урок!