План-конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России».
Цели:
- Формирование у учащихся правильного представления о здоровье, здоровом образе жизни;
- ознакомление с правилами сохранения и укрепления здоровья;
Задачи:
- Познавательная - закрепление представления о полной взаимосвязи человека и природы, Творческая- развитие творческого воображения.
- Развивающая- развитие речи учащихся, активности, самостоятельности;
- Коммуникативная - создание ситуации для успешной деятельности по обмену своими мыслями, впечатлениями.
- Организационно-деятельностная - продолжение обучения учащихся формулировать тему и цели урока, подводить итог, систематизировать и обогащать материал.
- Воспитательная - воспитание бережного отношения к своему здоровью, чувства коллективизма, умение работать в группе, паре,
Оборудование: схемы-опоры; мультфильм «Ежик и здоровье» из серии «Смешарики»; мультимедиапроектор, карточки с вопросами, карточки –таблицы.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Повернитесь, поздоровайтесь с гостями кивком головы.
- Подровнялись. Сделали глубокий вдох, выдох, вдох, выдох.
- Спокойно сели.
- Здравствуйте ребята! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я вам всем желаю здоровья.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?
Наверно, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Что такое здоровье?
Надо ли беречь своё здоровье? Как, зачем, для чего, почему?
Кто может сформулировать тему и цели урока?
Верно, сегодня мы и поговорим, как сохранить здоровье и уберечься от вредных привычек и болезней. Все свои мысли оформим в газету «Здоровячки!!»
2. Закрепление.
а) Эмоц. настрой
Скажите, а какими бы вы хотели “видеть” себя на уроке?
(Ответы детей :умный, любознательный, внимательный, старательный, верю в себя, смелый, бодрый, дисциплинированный, устойчивый, сообразительный, активный, трудолюбивый, творческий...) (по ходу перечисления к доске прикрепляются таблички).
Молодцы! Я знаю, что ваши прогнозы (ожидания) оправдаются.
б) Тест
Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства. Давайте проведем небольшое тестирование о своем здоровье, вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам.
Тест «Твое здоровье».
- У меня часто плохой аппетит.
- После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
- Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
- Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
- Я почти не занимаюсь спортом.
- В последнее время я несколько прибавил в весе.
- У меня часто кружится голова.
- У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.
Результаты.
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
7-8 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и учиться.
в) Вступительная беседа
- Давайте уточним, что же такое здоровье? (Всегда хорошее настроение, ничего не болит, хочется прыгать, играть и учиться, здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся).
Подберите слова синонимы. (бодрость, хорошее самочувствие, прекрасное настроение) .
А антонимы? (болезнь, хворь, недуг)
Здоровье – это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического, социального благополучия. Пожалуйста, поднимите руки, кто никогда не болел? А кто болел 1 раз? А кто болел 2 раза? Посмотрите, мы привыкли к тому, что человеку естественно болеть! А ведь это неверная установка! Давайте изменим установку и запомним: что человеку естественно быть здоровым!
Сначала о вас заботятся родители, но вы растете и каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью.
Нужно помнить, что забота о здоровье начинается с утра и продолжается до самого вечера ежедневно.
Как же нужно беречь свое здоровье, что нужно делать, чтобы быть сильным и крепким?
- Давайте вспомним, что в первую очередь мы должны делать, чтобы не болеть?
(одеваться по погоде, есть много витаминов, делать зарядку.)
г) Просмотр мультфильма «Ежик и здоровье»
Ребята, сейчас мы с вами посмотрим мультфильм «Ежик и здоровье» из серии «Смешарики». Подумайте, правильно ли Ежик заботился о своем здоровье?
(Ребята смотрят мультфильм.)
д) Анализ просмотренного. (в группах)
В группах посовещайтесь и ответьте на вопросы, выберите ответчика.
- Что произошло в начале фильма? (Ежик задумался о своем здоровье.)
- Как подошел к вопросу о своём здоровье Ежик? (Он стал искать у себя признаки различных заболеваний.)
- Как вы думаете, правильно ли поступил Ежик, ища у себя болезни? Почему? (Нет, так можно найти у себя что угодно и даже заболеть по-настоящему.)
- Все верно, если человек начнет сам себе внушать, что он болен, у него на самом деле появятся признаки этого заболевания.
Что дальше предпринял Ежик? (Закрылся дома, все обработал зеленкой и перестал общаться с Крошем, боясь от него чем-нибудь заразиться.)
Как вы думаете, почему Ёжик потом перестал выискивать у себя различные заболевания? (Потому что он заболел по-настоящему.)
Будем мы так же, как Ежик, заботиться о своем здоровье? Почему?
- А что нужно делать, чтобы наш организм был сильным и сам справлялся с различными микробами? (Укреплять его.)
Вот мы сейчас и начнём его укреплять.
е) Физминутка «Часы, в которых села батарейка…..»
ж) Работа вгруппах.
Поработайте в группах, выделите и запишите 3 главных правила для сохранения и укрепления здоровья по темам:
- Режим дня, сон,
- Правильное питание,
- Спорт, закаливание,
- Одежда, гигиена,
- Вредные привычки для здоровья ,
- Техника (телевизор, телефон, компьютер )
Приступайте, у вас, 5 минут на обдумывание и оформление.
(От каждой группы выходят по 1 представителю и озвучивают свои правила, а учитель параллельно вывешивает заранее подготовленные карточки-плакаты и оформляет в газету на доске)
Режим дня, сон
- Соблюдай режим дня
- Вовремя ложись спать.
- Не смотри до поздна телевизор
- Обязательно гуляй на свежем воздухе
- Чередуй разные дела (отдых, домашние задания)
Правильное питание
- Ешь больше овощей и фруктов, только мытые
- Еда должна быть разнообразной и вкусной
- Не ешь испорченные продукты!
- Старайся принимать пищу в одно и тоже время
- Не ешь вредные продукты (чипсы, кириешки, кока-кола)
Спорт, закаливание
- Занимайся спортом
- Делай каждое утро зарядку
- Закаляйся.
Одежда, гигиена
- Одевайся по погоде,
- Всегда мой руки после улицы
- Чисти зубы не реже 2 раз в день
- Принимай ванну 2-3 раза в неделю, а летом чаще
Вредные привычки для здоровья
- не пробуй алкогольные напитки
- не кури
- не принимай наркотики
Техника (телевизор, телефон, компьютер )
- 30 минут работы на компьютере, перерыв не мене 30 минут.
- Не смотреть телевизор более 2 часов.
- Не носить телефон на теле.
Ребята, а если ты заболел, что делать?
По какому номеру можно быстро вызвать врача?
Чем лечиться, как? Какие лекарства можно принимать?
Молодцы, только точное соблюдение этих правил поможет сохранить здоровье и уберечься от болезней.
3. Повторение.
а) Самостоятельная работа.
Как вы ребята думаете, Экология и экономика влияют на здоровье?
Каким образом?
Посмотрите в учебнике на странице 84, о чём говорит эта фотография?
Развейте свои предположения, прочитайте текст на 84-83 страницах.
Чем для здоровья человека могут обернуться экономические вмешательства в природу?
Верно, такого рода беды вредны не только здоровью человека, но и всему живому, вот почему учёные стали делать экологические прогнозы.
б) Массаж-физминутка «Головы», Щёк, Носа
в) Работа в парах
Что из всего услышанного и увиденного вам удаётся выполнять для сохранения здоровья?
Поработайте в парах поделитесь своими мыслями с соседом.
Какие правила вы соблюдаете, кто назовёт?
(выслушиваются ответы нескольких учащихся)
4. Итог.
- Какой вывод можно сделать для себя по данному уроку?
Чем полезна составленная газета?
Рефлексия.
- Вспомните, какими же вы были на уроке, оправдались ли ваши ожидания?...
- Ты ... каким был на уроке? А хотел быть каким? (оценки).
Что пожелаете друг другу?
5. Домашнее задание.
- Открыли дневники.
Для всех: с.81-84 (выразительное чтение).
По выбору:
- Выполнить иллюстрацию “Лекарства у нас под ногами?”.
- Приготовить сообщение “ Как лечились наши предки ”.
Наш урок подошел к концу.
- Хочу поблагодарить всех за работу на уроке, (кто не получил оценку, в следующий раз я вас обязательно послушаю).
Желаю вам: Никогда не болеть; Правильно питаться; Вести здоровый образ жизни!
Всем спасибо за урок!