1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика организации
Вариативная часть
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по НПО, по направлению подготовки 190631.01 Автомеханик.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовке) и профессиональной подготовке работников в области техобслуживания и ремонта автотранспорта.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл (вариативная часть).
Данная дисциплина формирует:
общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
ПК 2.5. Работать с документацией установленной формы.
ПК 3.3. Вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства;
- находить и использовать необходимую экономическую информацию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основы экономики, подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом, денежно-кредитную и налоговую политику;
- механизм ценообразования на продукцию (услуги),
- формы оплаты труда в современных условиях;
- текущее законодательство в области регулирования оказания услуг ( Закон о защите прав потребителей)
1.4. При разработке рабочей программы использовано 38 часов вариативной части ОПОП, которые направлены на повышение экономической грамотности обучающихся для более профессионального выполнения ими своих непосредственных обязанностей в области нормирования расходных материалов, расчета себестоимости оказанных услуг, заполнения отчетной документации.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 52 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 14 часа
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика организации
Вариативная часть
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 52 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 38 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 14 |
в том числе: | |
Реферат расчетная работа, письменная работа работа с источниками информации работа с законодательной базой |
2 4 4 4 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика организации»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. | Основы экономики. | 10 | |
Введение | Роль экономики в жизни современного общества. Необходимость изучения экономики для специалистов с начальным профессиональным образованием | 1 | 1 |
Тема 1.1 Экономика и рынок. |
Экономика как хозяйственная деятельность и как наука о такой деятельности. Экономические отношения и их место в экономической системе. Главное назначение хозяйственной деятельности. Потребности общества и виды благ. Факторы производства. Собственность. Хозяйственная деятельность общества. Рынок. Деньги. Спрос и предложение. Закон Энгеля. Товарно-денежные отношения. Анализ экономической ситуации в стране и за рубежом. Рынок сырья. Значение отрасли для экономики РФ. |
7 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Письменные работы на темы «Собственность и её виды», «Функции денег». |
2 | ||
Раздел 2. | Экономические основы функционирования предприятия. | 40 | |
Тема 2. 1 Предприятие в условиях рыночной экономики. |
Основные направления социально-экономического развития страны в данный период времени. Предприятие - важнейшее звено в решении основных экономических проблем. Движущие мотивы развития экономики предприятия. Предприятие (фирма) как субъект рыночной экономики. Социально-экономические и организационно-правовые формы предприятий, их особенности. Классификация и структура предприятий. Отраслевые и производственные особенности структуры автотранспортных предприятий. Принципы деятельности АТП. Малые предприятия – важное условие развития национальной экономики. Индивидуальное предпринимательство. |
4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Рефераты на темы «Этапы создания своего дела (СТО, перевозка грузов, такси», «История развития крупнейших автопроизводителей» (по выбору) |
2 | ||
Тема 2.2 Фонды предприятия, трудовые ресурсы, социальное обеспечение. |
Основные фонды предприятия: характеристика, структура, оценка, показатели использования. Амортизационный фонд. Лизинг. Производственная мощность предприятия и еёиспользование. Нормирование ГСМ, расхдныз материалов, производственных запасов. Расчет нормы расхода топлива и смазочного материала. Использование вторичных материальных ресурсов. Техническое нормирование. Трудовые ресурсы предприятия, их состав и структура. Мотивация труда.. Производительность труда, показатели и резервы роста. Формы оплаты труда в современных условиях. Расчет заработной платы ремонтного рабочего. Социальное страхование населения, обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение, Права предприятий и организаций по защите интересов трудящихся. |
8 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся .Расчет суммы амортизационных отчислений на АТП. Работа с законодательной базой.Изучение отдельных статей ТК РФ, НК РФ, ГК РФ | 4 | ||
Тема 2.3 Показатели результатов деятельности предприятия. |
Сущность и классификация издержек производства и себестоимости продукции. Структура затрат на производство и реализацию продукции. Формирование плана производства и плана реализации продукции. Обеспечение производственной программы имеющимися производственными мощностями. Планирование работы подразделений. Основные направления снижения издержек производства. Задачи, состав, структура и функции финансовых подразделений предприятий. Доход предприятия, его сущность и значение. Прибыль: ее сущность и виды. Формирование, распределение и использование прибыли предприятия. Рентабельность. Механизм ценообразования на продукцию (услуги). Расчет тарифов на АТП. Расчет стоимости нормо-часа на услуги по техническому обслуживанию. Денежно-кредитная и налоговая политика предприятий. Спрос и предложения на рынке товаров и услуг. Жизненный цикл изделия. Маркетинговая и плановая деятельность АТП. |
9 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с источниками информации по теме «Реклама». Изучение закона о рекламе |
2 | ||
Тема 2.4 Управление предприятием. |
Сущность и виды планирования. Отраслевые особенности планирования. Назначение, содержание, характеристика бизнес-плана предприятия. Характеристика структуры управления предприятиями различных форм собственности, структура и функции аппарата управления предприятием, производственным подразделением. Бизнес-планирование. |
3 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Письменная работа по теме «Содержание бизнес-плана СТО.». |
3 | ||
Тема 2.5 Организация производства. |
Показатели качества продукции. Особенности качества продукции в отрасли. Экономическая эффективность и сфера применения стандартов. Нормативно-техническая документация по качеству продукции. Сертификация качества. Методы защиты интересов и прав потребителей. Общие понятия о хозяйственном учете и отчетности. Виды хозяйственного учета. Хозяйственные операции и процессы. Основы учета внутрихозяйственной деятельности АТП. Типовая документация. |
4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Работы с законодательной базой «Методы защиты интересов и прав потребителей», «Показатели качества продукции». Изучение закона о защите прав потребителей. |
1 | ||
Обобщение | Итоговое обобщение. Дифференцированный зачет | 2 | |
Всего: | 52 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных таблиц; тематических плакатов, схем, рабочие тетради, задачники-практикумы, учебные пособия.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, калькуляторы для обучающихся.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия, – М.: «ИНФРА-М» 2010.
- Туревский И.С. Экономика отрасли, – М.: ИД «ИНФРА-М», 2011.
- -Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия, – М.: «ИНФРА-М», 2006.
- Автотранспортные предприятия: нормативное регулирование деятельности». Справочное пособие Современная экономика и право – М.: 2002.
- Соколова С.В. Основы экономики, – М.: «Академия», 2006.
- Тальмина П.В. Чернецова Е.В. Практикум по экономике организации (предприятия) – М.: Финансы и статистика, 2007.
- Карпова В.В. «Учет работы автотранспорта» Практическое пособие. ПРИОР – М.: 2003.
Интернет-ресурсы:
- www.edu.ru., www.biznet.ru, www.mbm.ru
- www.experiment.edu.ru., – электронныйучебник www.aup.ru/books/m88/ Т.И. Юркова, С.В. Юрков. Экономика предприятия, 2007.
- газета Экономика и жизнь. www. Eg-online.ru/
Дополнительные источники:
- Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие/3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010.
- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 года № 209-ФЗ
- Гражданский кодекс РФ, ч. 1. 2 . – М.: Проспект 2007.
- Налоговый кодекс РФ, – М.: Эксмо, 2011.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных и расчетных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, изучения законодательной базы, проведения различных исследований.