Программа учебной дисциплины. Экономика организации. Вариативная часть для профессии автомеханик

Разделы: Экономика


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экономика организации

Вариативная часть

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по НПО, по направлению подготовки 190631.01 Автомеханик.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовке) и профессиональной подготовке работников в области техобслуживания и ремонта автотранспорта.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл (вариативная часть).

Данная дисциплина формирует:

общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.

ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.

ПК 2.5. Работать с документацией установленной формы.

ПК 3.3. Вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства;
  • находить и использовать необходимую экономическую информацию.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основы экономики, подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом, денежно-кредитную и налоговую политику;
  • механизм ценообразования на продукцию (услуги),
  • формы оплаты труда в современных условиях;
  • текущее законодательство в области регулирования оказания услуг ( Закон о защите прав потребителей)

1.4. При разработке рабочей программы использовано 38 часов вариативной части ОПОП, которые направлены на повышение экономической грамотности обучающихся для более профессионального выполнения ими своих непосредственных обязанностей в области нормирования расходных материалов, расчета себестоимости оказанных услуг, заполнения отчетной документации.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

  • максимальной учебной нагрузки обучающегося 52 часа, в том числе:
  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося 14 часа

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экономика организации

Вариативная часть

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 52
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 38
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 14
в том числе:  
Реферат
расчетная работа, письменная работа
работа с источниками информации
работа с законодательной базой
2
4
4
4
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика организации»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
Раздел 1. Основы экономики.  10   
Введение Роль экономики в жизни современного общества. Необходимость изучения экономики для специалистов с начальным профессиональным образованием  1  1
Тема 1.1
Экономика и рынок.
Экономика как хозяйственная деятельность и как наука о такой деятельности. Экономические отношения и их место в экономической системе.
Главное назначение хозяйственной деятельности. Потребности общества и виды благ. Факторы производства. Собственность. Хозяйственная деятельность общества. Рынок. Деньги. Спрос и предложение. Закон Энгеля. Товарно-денежные отношения. Анализ экономической ситуации в стране и за рубежом. Рынок сырья. Значение отрасли для экономики РФ.
 7  1
Самостоятельная работа обучающихся
Письменные работы на темы «Собственность и её виды», «Функции денег».
 2  
Раздел 2. Экономические основы функционирования предприятия.  40  
Тема 2. 1
Предприятие в условиях рыночной экономики.

Основные направления социально-экономического развития страны в данный период времени. Предприятие - важнейшее звено в решении основных экономических проблем. Движущие мотивы развития экономики предприятия. Предприятие (фирма) как субъект рыночной экономики.
Социально-экономические и организационно-правовые формы предприятий, их особенности.
Классификация и структура предприятий.
Отраслевые и производственные особенности структуры автотранспортных предприятий. Принципы деятельности АТП.
Малые предприятия – важное условие развития национальной экономики. Индивидуальное предпринимательство.
 4  2
Самостоятельная работа обучающихся
Рефераты на темы «Этапы создания своего дела (СТО, перевозка грузов, такси», «История развития крупнейших автопроизводителей» (по выбору)
 2  
Тема 2.2
Фонды предприятия, трудовые ресурсы, социальное обеспечение.
Основные фонды предприятия: характеристика, структура, оценка, показатели использования. Амортизационный фонд. Лизинг.
Производственная мощность предприятия и еёиспользование.
Нормирование ГСМ, расхдныз материалов, производственных запасов. Расчет нормы расхода топлива и смазочного материала.
Использование вторичных материальных ресурсов. Техническое нормирование.
Трудовые ресурсы предприятия, их состав и структура. Мотивация труда..
Производительность труда, показатели и резервы роста. Формы оплаты труда в современных условиях. Расчет заработной платы ремонтного рабочего.
Социальное страхование населения, обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение,
Права предприятий и организаций по защите интересов трудящихся.
 8  3
Самостоятельная работа обучающихся .Расчет суммы амортизационных отчислений на АТП. Работа с законодательной базой.Изучение отдельных статей ТК РФ, НК РФ, ГК РФ  4  
Тема 2.3
Показатели результатов деятельности предприятия.
Сущность и классификация издержек производства и себестоимости продукции. Структура затрат на производство и реализацию продукции.
Формирование плана производства и плана реализации продукции. Обеспечение производственной программы имеющимися производственными мощностями. Планирование работы подразделений. Основные направления снижения издержек производства.
Задачи, состав, структура и функции финансовых подразделений предприятий.
Доход предприятия, его сущность и значение.
Прибыль: ее сущность и виды. Формирование, распределение и использование прибыли предприятия. Рентабельность. Механизм ценообразования на продукцию (услуги). Расчет тарифов на АТП. Расчет стоимости нормо-часа на услуги по техническому обслуживанию.
Денежно-кредитная и налоговая политика предприятий.
Спрос и предложения на рынке товаров и услуг. Жизненный цикл изделия.
Маркетинговая и плановая деятельность АТП.
 9  3
Самостоятельная работа обучающихся.
Работа с источниками информации по теме «Реклама». Изучение закона о рекламе
 2  
Тема 2.4
Управление предприятием.
Сущность и виды планирования.
Отраслевые особенности планирования. Назначение, содержание, характеристика бизнес-плана предприятия. Характеристика структуры управления предприятиями различных форм собственности, структура и функции аппарата управления
предприятием, производственным подразделением. Бизнес-планирование.
 3  2
Самостоятельная работа обучающихся
Письменная работа по теме «Содержание бизнес-плана СТО.».
 3  
Тема 2.5
Организация производства.
Показатели качества продукции. Особенности качества продукции в отрасли.
Экономическая эффективность и сфера применения стандартов.
Нормативно-техническая документация по качеству продукции. Сертификация качества.
Методы защиты интересов и прав потребителей.
Общие понятия о хозяйственном учете и отчетности. Виды хозяйственного учета. Хозяйственные операции и процессы. Основы учета внутрихозяйственной деятельности АТП. Типовая документация.
 4  2
Самостоятельная работа обучающихся
Работы с законодательной базой «Методы защиты интересов и прав потребителей», «Показатели качества продукции». Изучение закона о защите прав потребителей.
 1  
Обобщение Итоговое обобщение. Дифференцированный зачет  2   
Всего: 52  

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1.  – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2.  – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных таблиц; тематических плакатов, схем, рабочие тетради, задачники-практикумы, учебные пособия.

Технические средства обучения:

  •  компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, калькуляторы для обучающихся.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия, – М.: «ИНФРА-М» 2010.
  2. Туревский И.С. Экономика отрасли, – М.: ИД «ИНФРА-М», 2011.
  3. -Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия, – М.: «ИНФРА-М», 2006.
  4. Автотранспортные предприятия: нормативное регулирование деятельности». Справочное пособие Современная экономика и право – М.: 2002.
  5. Соколова С.В. Основы экономики, – М.: «Академия», 2006.
  6. Тальмина П.В. Чернецова Е.В. Практикум по экономике организации (предприятия) – М.: Финансы и статистика, 2007.
  7. Карпова В.В. «Учет работы автотранспорта» Практическое пособие. ПРИОР – М.: 2003.

Интернет-ресурсы:

  1. www.edu.ru., www.biznet.ru, www.mbm.ru
  2. www.experiment.edu.ru., – электронныйучебник www.aup.ru/books/m88/ Т.И. Юркова, С.В. Юрков. Экономика предприятия, 2007.
  3. газета Экономика и жизнь. www. Eg-online.ru/

Дополнительные источники:

  1. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие/3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010.
  2. ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 года № 209-ФЗ
  3. Гражданский кодекс РФ, ч. 1. 2 . – М.: Проспект 2007.
  4. Налоговый кодекс РФ, – М.: Эксмо, 2011.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных и расчетных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, изучения законодательной базы, проведения различных исследований.