Активные методы в преподавании иностранных языков

Разделы: Иностранные языки


Современный этап развития образования характеризуется поиском педагогических направлений, отвечающих современным потребностям общества. Одним из направлений решения задачи реформирования, модернизации структуры и содержания образования является организация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения. В условиях смещения общеобразовательных аспектов на личностную сферу учащегося, объективно возникает вопрос о совершенствовании технологии обучения, в частности, использовании форм и методов обучения, наиболее адекватных данному направлению. В настоящее время образование нуждается в средствах, позволяющих решать его задачи на новом уровне, поэтому актуальной проблемой, стоящей перед ним, становится поиск и использование новых нетрадиционных средств, форм, методов обучения, среди которых особый интерес вызывают, так называемые активные методы обучения (АМО). Данные методы несут в себе прогрессивное начало, придают учебно-воспитательному процессу личностно-смысловую направленность, вовлекают каждого обучающегося в мыслительную и поведенческую активность, что содействует практической реализации принципов личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся подросткового возраста.

Существуют различные формы организации активного обучения:

- различные формы лекций (проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций [3. с.36] ;

  • различные техники организации групповой работы (упражнения, нацеливающие учащихся на обмен информацией по типу «мозаики», «мозговой штурм», составление семантической карты);
  • различные методы (дискуссия – учебная дискуссия, направляемая дискуссия, свободная дискуссия; игровое моделирование – ролевые игры, «воображаемые ситуации»).

Учебный процесс с использованием активных методов обучения включает в себя специфические принципы. Хотелось бы привести некоторые из принципов, которые считаю наиболее главными, предложенные А.А. Балаевым, а именно:

  • принцип проблемности. Преподаватель так организует занятие, когда обучающиеся узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, создаваемых постановкой проблем.
  • принцип «негативного опыта». Преподаватель так организует занятие, когда обучающиеся учатся избегать ошибок, анализируя изучаемый материал, убеждаясь в необходимости более глубокого изучения материала.
  • принцип «от простого к сложному». Преподаватель организует занятие с учётом нарастающей сложности материала и применяемых методов.
  • принцип непрерывного обновления. Преподаватель организует занятие, которое информативно, то есть насыщенно новым, неизвестным, привлекает внимание обучающихся, побуждает изучать тему, овладевать новыми способами учебной деятельности.
  • принцип организации коллективной деятельности. Преподаватель так организует занятие, когда у обучающихся нет другого выхода, как необходимость решения проблемы в группе, коллективно.
  • принцип опережающего обучения. Преподаватель так организует занятие, когда обучающиеся овладевают в условиях обучения практическими знаниями и умениями воплотить их в практической деятельности. У обучающегося формируется уверенность в своих силах, что обеспечивает высокий уровень результатов в будущей практической деятельности. [1.]

Опираясь на совокупность данных принципов, созданные новые условия на занятиях, позволяют обучающемуся стать субъектом учебной деятельности, активным участником познавательного процесса, в течение которого у обучаемого развивается способность видеть проблему, планировать цель и пути её достижения, принимать решения, преодолевать препятствия, отбирать успешный опыт, анализировать неудачи, тем самым проявлять не только познавательную активность, но и своё творчество, свою индивидуальность. Главным остается вопрос – как сохранить интерес учащихся к изучению иностранного языка на протяжении всего периода обучения? Парадоксальность ситуации сейчас состоит в том, что, несмотря на довольно высокий уровень развития методической науки, эффективность обучения иностранному языку, особенно в массовой школе, оставляет желать лучшего. Недостаточный уровень знаний часто обусловлен низкой мотивацией ученика к обучению. В науке накоплена совокупность знаний, позволяющих исследовать рассматриваемую проблему развития познавательного интереса учащихся методами активного обучения. [1.]

Создать новые условия обучения (познания) достаточно трудно, так как существует ряд факторов влияющих на их эффективность, а именно:

  • сам обучающийся, уровень его познавательной активности;
  • преподаватель, его качество способов активизации обучения, методов обучения, которые он использует для побуждения обучающегося к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом; его выстраивание взаимоотношений с обучающимися, изменение его роли в новых условиях.

Однако, если используются активные формы обучения, соблюдается интерактивный режим обучения, основанный на диалоге и сотрудничестве, эффективность практически будет достигнута.

Успех и эффективность нового процесса познания зависит и от умения педагога направить взаимодействие обучаемых на выработку совместного решения, от того, как преподаватель умеет исправлять ошибки, устанавливать обратную связь, создавать открытые, доверительные отношения с обучающимися; важная роль принадлежит жестам, позам, мимике.

Итак, активные методы обучения при соблюдении интерактивного режима обучения:

  • создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить подходы к решению проблем, устанавливать контакты, слушать, сотрудничать, вступать в общение;
  • позволяют обеспечить активное обучение в процессе не только получения, но и использования знаний;
  • способствуют развитию творческих способностей обучающихся;
  • позволяют преподавателю создать положительный микроклимат в группе;
  • позволяют каждому обучающемуся вносить свой вклад в общий результат работы;
  • позволяют формировать новый опыт через теоретическое осмысление и применение.

Таким образом, активные методы обучения предполагают такое управление процессом познания, когда создан благоприятный психологический климат, позволяющий руководить постоянным диалоговым процессом; когда используется такая система технологий обучения, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение обучаемыми знаний в процессе активной познавательной деятельности, направляемой преподавателем. [2.]

Литература

  1. Балаев А.А. Активные методы обучения. - М., Профиздат, 1986.
  2. Бельтюкова Н.П. Активные методы в преподавании ин. языков. Томский гос. университет, 1990
  3. Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка // ИЯШ.. – 2004. - №7.