Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» – правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления.
Задачи урока:
Образовательные:
- актуализация знаний по теме «Системы счисления»;
- дифференциация материала, изученного по теме «Системы счисления»;
- стимулирование интереса к изучаемой теме;
Развивающие:
- развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
- развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
- развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
- развитие мышления учащихся при решении логических задач;
Воспитательные:
- повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
- формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
- воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;
- формирование навыков самоорганизации и инициативы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический - индивидуальная работа, работа в команде, работа на компьютере. Урок сопровождается презентацией (приложение 14). Урок составлен для 12 человек. Каждый учащийся выполняет свой вариант. (Приложения 1-12).
План урока:
- Оргмомент – 1 мин.
- Вводное слово – 1 мин.
- Систематизация теоретических знаний – 5 мин.
- Решение задач – 15 мин.
- Творческие задания – 20 мин.
- Заключение – 2 мин.
- Задание на дом – 1 мин.
Ход урока
Вводное слово. Сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления». Мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по данной теме. Ваша задача показать теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел и выполнения арифметических действий в различных системах счисления.
План работы на уроке следующий:
- Числовой лабиринт
- Диктант.
- Решение задач.
- Рисуем по точкам.
- Домашнее задание
Задание 1. Раскодировать тему урока. Пройдите по лабиринту и раскодируйте тему урока.
«Пут еше ств ие в с тра ну нео быч ных чи сел». (На доске или на экране прикреплены карточки с буквами. Каждый учащийся расшифровывает свой лабиринт и расставляет нужные буквы.)
325, 1516, 405, 1102, 1A16, 115, 1316, 248, 112, 205, 1102, 2316, 112, 2316, 345, 405, 228, 12, 178, 1516, 705, 178, 1102, 315, 102, 1D16, 1005, 178, 1D16, 435, 438, 1916, 205, 1316, 1102, 235
Задание 2. Диктант.
Если утверждение верно, ученик ставит знак +, если неверно – знак –.
- Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами.
- Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления.
- В двоичной системе счисления 11 + 1 = 12.
- Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами.
- В 16-ричной системе счисления символ F используется для обозначения числа 15.
- Римская система счисления – это позиционная система счисления.
- В двоичной системе счисления: один + один = один ноль.
(Результат выполнения задания: + - - + + -+)
Задание 3. Решение задач. На данном этапе урока учащиеся выполняют задания, не используя при этом компьютер.
1. На клумбе вчера расцвело 1002 цветов, а сегодня в 102 больше. За ночь завяло 112 цветов. Сколько всего цветет цветов? Ответ дать в двоичной и десятичной системах счисления.
2. Докажите тождества.
225338 = 100101010110112 | Решение: __________________ Ответ: __да___ |
10010101111002 = 12BC16 | Решение: __________________ Ответ: __да___ |
101010100111002 = 252348 | Решение: __________________ Ответ: __да___ |
1C6316 = 11100011000112 | Решение: __________________ Ответ: __да___ |
3. Загадка поэта.
Прочитайте шуточное стихотворение А.Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числительные, переведите их в десятичную систему счисления. А затем найдите их сумму.
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила.
Все это правда, а не бред.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Решение: 12+5+4+2+4+2+2+2=33
Ответ: 33
Задание 2. Восстановите рисунок по координатам, заданным в двоичной системе счисления. (Приложение 1-12. Приложение 13)
Домашнее задание
1. Проверьте, является ли квадрат магическим, т.е. суммы чисел по вертикалям, горизонталям, диагоналям равны между собой.
1001 | 10010 | 101 |
111 | 1011 | 1111 |
10001 | 11 | 1101 |
2. Продолжите числовые последовательности, записанные в различных системах счисления:
- 0, 3, 6, 11, …, …, … (ответ: 14, 17, 22)
- 1, 11, 101, …, …, … (ответ: 111, 1001, 1011)
- 19, 14, F, А, …, … (ответ: 5, 0)
Спасибо за работу. Не забудьте сдать карточки с выполненными заданиями.