Обобщающий урок по математике по теме "Решение логарифмических уравнений"

Разделы: Математика


Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда целей. Важнейшая из них – создание комфортного темпа работы для каждого ученика. Каждый ученик получает шанс определить свои возможности в учении и приспособиться к тем уровням изучения материала, которые предложены учителем.

Самым главным отличием технологии является применение принципа планирования совместной деятельности учителя и ученика. Опишем процесс такого планирования.

Сначала определяются цели для учащихся, т.е. устанавливается, кто хочет знать не более того, что требуется государственным стандартом, а кто готов заниматься больше, поскольку планирует поступить в институт или просто хочет получить высокую оценку. После того как учащиеся определились со своими целями, учитель выстраивает свое целеполагание, определяя содержание и объем педагогической помощи учащимся.

Исходя из целей, проектируется итоговая диагностика. Она создается с учетом уровневой дифференциации, что позволяет учащимся осознанно определять тот минимум знаний, который необходим для получения оценки «3».

На основании целеполагания и планируемой итоговой диагностики отбирается предметное содержание (объяснения и задания из учебника, из дидактических материалов и т. д.).

На основе отобранного содержания выстраивается логика изучения темы (поурочное планирование), определяются время и место промежуточной и итоговой диагностик и учебной коррекции. Для каждого урока определяются микро цели учащихся и приемы обратной связи; создаются опорные конспекты для учащихся и задания к уроку.

В результате описанного процесса учитель создает:

  • логическую структуру уроков с промежуточной диагностикой;
  • разноуровневые материалы для диагностики знаний учащихся;
  • дидактический материал ко всем урокам.

Модульная педагогическая технология помогает осуществлять индивидуальный подход к учащимся, включать каждого в осознанную учебную деятельность, мотивировать ее, формировать навыки самообучения и самоорганизации, обеспечивая тем самым постепенный переход от пассивно воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем.

Рассмотрим пример проведения урока по данной технологии.

 Алгебра и начала анализа. Тема: «Решение логарифмических уравнений». 

Цели изучения этого модуля распределяются по трем уровням: 1 уровень – самый общий, т.е. знаниями этого уровня должны овладеть все учащиеся, 2 уровень – включает все, что достигнуто на 1 уровне, но в более сложном виде, а 3 уровень – все, что достигнуто на 1 и на 2 уровнях, но теперь должно применяться в нестандартных ситуациях.

В результате овладения содержанием модуля учащиеся должны уметь:

1 уровень – определять какое из уравнений является следствием другого, какие уравнения являются равносильными, решать простейшие логарифмические уравнения; решать логарифмические уравнения по заданному алгоритму;

2 уровень – решать логарифмические уравнения, самостоятельно выбирая метод решения;

3 уровень – применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Работа учащихся состоит из нескольких этапов, так называемых учебных элементов. Учебные элементы №1 - № 3 соответствуют 1 уровню подготовки, № 4 обеспечивает 2 уровень, № 5 – 3 уровень подготовки. Каждый учебный элемент содержит или указания учителя о том, что нужно знать и уметь, или краткие пояснения к выполнению заданий, или ссылки на то, где в учебнике можно найти нужные пояснения, а так же список заданий. Вся работа над данным модулем сопровождается оценочным листом учащегося. Индивидуальный оценочный лист приведен ниже.

Оценочный лист учащегося.

Фамилия________________________________Имя___________________

Учебные элементы Количество баллов за основные задания. Корректирующие задания. Общее количество баллов за этап.
№ 1.      
№ 2.      
№ 3.      
№ 4.      
№ 5.      
Итоговое количество баллов___________________Оценка____________

Прочитав указания учителя, ученик выполняет самостоятельные работы, которые включены в учебный элемент, и проверяет их по эталонам решений. Эталон учитель демонстрирует ученику, когда тот объявляет о завершении самостоятельной работы. Ученик сравнивает свои ответы с эталонными и исправляет ошибки. Если он получил менее указанного в инструкции количества баллов, то должен набрать дополнительные баллы в корректирующих заданиях. Для этого ученик решает задания другого варианта, которые аналогичны тем, где он допустил ошибку. Оценка за весь модуль зависит от суммы n набранных баллов по всем учебным элементам. Если n ≥78, то ученик получает «5», при 53≤n≤72 – оценка «4», при 36≤n ≤52 – оценка «3», при n < 36 ученик получает «2».

Материалы, предлагаемые ученику в каждом учебном элементе приведены в Приложении.

Домашнее задание.

  1. Если вы получили оценку «4» или «5», то выполните дома № 522(в, г); № 523(б; г); № 530 (г).
  2. Если вы получили «3» или «2», то выполните дома № 513; № 518; 521 (б; г).

Используемая литература:

№ п/п Наименование Автор Издательство и год издания
1. Учебник «Алгебра и начала математического анализа 10–11 классы» А.Н. Колмогоров и др. «Просвещение» Москва 2010
2. Алгебра и начала математического анализа дидактические материалы для 10–11 классов М.И. Шабунин и др. «Просвещение» Москва 2010