Театральные постановки как вид массовой внеклассной работы

Разделы: Внеклассная работа


На сегодняшний день в связи с глобальными изменениями в политической, экономической и культурной сферах одной из сложных педагогических задач при обучении школьников становится формирование дополнительной мотивации к изучению иностранного языка. Задача каждого учителя - постоянно повышать интерес своих подопечных к изучению иностранного языка. Чтобы овладеть иностранным языком - недостаточно только воспроизводить материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей учащихся многократно усиливает эффективность занятия, создает условия для раскрытия личности обучаемых. Поэтому для развития изобретательных и творческих способностей учащихся считается внеклассная работа наиболее эффективной. Известно, что изучение иностранного языка развивает разные стороны личности: память, внимание, прилежание, языковую догадку, эрудицию, дисциплину. Всё это делает обучаемого более активным, приучает его к коллективным формам работы в группе, пробуждает любознательность, артистизм. Это своего рода проектная деятельность.

Театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Такое серьезное препятствие, как «языковой барьер», становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий процесс. Театр превращает неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове «вечного троечника» во вдохновленного Ромео, произносящего монологи на одном дыхании. Язык Шекспира становится не просто предметом изучения, а необходимым средством для выражения мыслей, чувств, эмоций героя.

Немаловажным является и то, что совместная работа над спектаклем или подготовка к празднику развивает у участников умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки (сильные помогают слабым), укрепляет чувство ответственности за успех общего дела.

В то же время для учителя работа над сценарием, репетиции помимо дополнительного времени для отработки произношения, введения и закрепления лексических единиц предоставляют уникальную возможность общения с учениками, причем в новом для обеих сторон контексте. Привычные роли учитель-ученики преобразуются в иную модель отношений – режиссера и актеров.

Подобная внеклассная работа должна опираться в основном на программный материал, быть доступной, давать дополнительную информацию.

Необходимо индивидуально и с группой учащихся проработать материалы инсценировки или пьесы, помочь в оформлении вечера. После распределения ролей каждый участник получает от руководителя свою роль. Затем проводится индивидуальная работа с каждым участником вечера над произношением и интонацией. Несколько раз проводятся так называемые читки ролей, для того чтобы каждый участник знал последовательность реплик и видов деятельности. После этого можно приступать к репетициям на сцене с декорациями. Они поводятся как минимум три раза, пока участники самостоятельно не смогут ориентироваться в пьесе.

Делая вывод, можно сказать, что подготовка к театрализованному представлению способствует расширению кругозора учащихся, повышению их интереса к изучению английского языка, развитию разговорных навыков, повторению и закреплению ранее изученной лексики, расширению словарного запаса. Разучивание песен и ролей в пьесах обогащает опыт учащихся по актуальному применению знаний английского языка.

Так, театрализированное представление на английском языке используется нами в различных целях.

Во-первых, для развития рецептивных (аудирование, чтение) и продуктивного (говорение) видов речевых деятельности. В данном случае, работаем над грамматическими, произносительными и аудитивными навыками, пополнением словарного запаса, отрабатываем речевые навыки.

Во-вторых, формируем социокультурный компонент: знакомим обучаемых с элементами культуры страны изучаемого языка, включая культуру быта и поведения, формируем чувство патриотизма, а также толерантности к культуре стран изучаемого языка, формируем умение работать в коллективе.

Организуя музыкально-театрализированное представление, мы предусматриваем несколько этапов, традиционных для подобного типа мероприятий: подготовку сценария, постановку, подведение итогов. При этом чаще всего возникает необходимость промежуточного контроля, включающего в себя контроль состояния технических средств, необходимых для постановки и разработку номинаций для награждения участников.

Подготовка включает в себя: объявление о постановке в устной форме преподавателем во всех группах изучающих английский язык за полгода до его проведения.

Мотивацией для учащихся к действию в данном случае является новизна внеаудиторной работы. Кроме того, стимулом для участия является рассказ учителя о достоинствах участия в музыкально-театрализированном представлении на английском языке.

К участникам предъявляются требования: выбор произведения, соответствующей интересам обучающихся, поиск текста из различных источников; разработка сценария выбранного произведения, распределение ролей, изготовление декораций, пошив костюмов, изготовление пригласительных билетов в актовый зал и театральных программок.

Поскольку учащиеся часто затрудняются с выбором произведения, рекомендуется выбирать простые по содержанию, но с захватывающим сюжетом.

Как показывает практика, учащиеся 9-10 классов предпочитают выбирать трагедии «Ромео и Джульетта», «Собор Парижской Богоматери», «Кармен», «Призрак оперы». Учащиеся помладше предпочитают воплощать на сцене сказки европейских писателей «Золушка», «Красная шапочка».

Считается, что эти произведения также представляют собой успешный выбор, поскольку в полной мере отражают все стороны культурной и социальной жизни страны изучаемого языка.

Обращаем внимание на то, что поощрение должен получить каждый участник для дальнейшей стимуляции в подобных мероприятиях. Поэтому обычно после постановки нужно обсудить с учащимися достоинства и недостатки своего выступления за круглым столом с последующим чаепитием.

В приложении представлен материал для музыкально-костюмированного представления под названием «Ромео и Джульетта». Этот проект продолжительностью 45 минут состоит из восьми сцен. В основу спектакля положен художественный фильм Франко Зифирелли «Ромео и Джульетта».

Это очень интересная работа. Учащиеся могут быть сценаристами, костюмерами и художниками. Можно подготовить, и приглашения, и программки с указанием действующих лиц и участников, а также художники по костюмам и декораторы покажут свое мастерство.

Читая Шекспира в оригинале, дети преодолевают безусловные трудности языка. Но тем бесценнее и дороже становится радость от общения с неиссякаемым источником человеческой мудрости – произведениями великого английского драматурга. Если провести сравнительное чтение его монологов среди учащихся, то станет ясно, как по-разному дети чувствуют характер героя: кто ощущает его силу и мужество, кто – растерянность и депрессию.

Эта работа способствует повышению интереса учащихся к изучению английского языка. Когда дети сами играют в пьесе, это доставляет им большую радость и делает их обучаемыми. Успех – это очень важно.

Список литературы:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников. М., 2006
  2. Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации. М., 2004.
  3. Верхогляд В.М. Волшебные сказки Британии. М., 2004.
  4. Использование английской песни для развития социокультурной компетенции у старшеклассников // Первое сентября. – 2006. - № 7 – с. 13.
  5. Коровин К.Г. Английская и американская литература. М.,2002
  6. Кулинич Г.Г. Сценарии общешкольных и клубных мероприятий. М., 2006
  7. Лобастова И.В. Конкурс инсценированной английской песни как воспитательное средство для студентов младших курсов естественных факультетов университетов // Материал первой межвузовской научно-методической конференции «Организация воспитательной и внеучебной деятельности в вузе: задачи, проблемы, перспективы» (5 апреля 2007 года): сборник статей. Барнаул, 2007. – 268с.
  8. Федорова Г.Н. Тематические вечера на английском языке. М., 2005.

Сценарий.