Цели. Закрепить знания учащихся о классификации минеральных ресурсов, познакомить с формами существования их в природе, применением в хозяйственной деятельности людей, влиянии продуктов их переработки на окружающую среду. Развивать наблюдательность, умение соотносить знания, полученные в школе, с явлениями в окружающей природе, делать логические выводы, понимать сведения, поступающие из средств массовой информации. Выработать элементы экологического воспитания и стереотипы поведения в быту и на производстве, способствующие укреплению экологической безопасности.
Продолжить формирование чувства ответственности за свои действия, умения принимать решение сообща, способности выражать свои мысли четко и кратко, выслушивать и критически оценивать мнение других.
Презентации по темам: Способы разделения смесей, Нефть попутные нефтяные газы, Железная руда, Поваренная соль; модель ионной кристаллической решетки поваренной соли, коллекция «Минералы и горные породы», маршрутные листы для урока.
Оборудование и реактивы. Смесь бензина и сахара, вода, пробирки, спиртовка, смесь поваренной соли с песком, фильтровальная бумага, воронка, колба, вода, смесь железных саморезов и деревянных опилок, магнит, химический стакан, лупа; шкала Мооса, медная монета, напильник, нож.
Эпиграф урока: «В мировом масштабе выживет та страна, которая в точности будет знать свои ресурсы, сумеет направить на использование народные духовные силы».
В.И. Вернадский
ХОД УРОКА
Учитель. Сегодняшний урок, ребята, необычный. Мы проведем урок-игру. Этот урок позволит повторить и закрепить пройденный материал по химии и географии. У нас в классе есть команды и строгое жюри, которое будет оценивать ваши выступления. На уроке будут использоваться элементы игры КВН. В каждой команде нужно выбрать капитана.
Учитель. На уроках химии мы изучили тему «Чистые вещества и смеси» на уроках географии тему «Минеральные ресурсы России» и сегодня на уроке обобщим пройденный материал. Особое внимание уделим вопросам нахождения минеральных ресурсов в природе, их практическому применению в хозяйственной деятельности человека, а также влиянию продуктов их переработки на окружающую среду. Итак, начинаем. Внимание! Ответы на вопросы нужно записывать на отдельные листы и в конце конкурса передать жюри.
Конкурс «Разминка»
Для вовлечения учащихся в процесс систематизации знаний можно использовать презентации по теме «Способы разделения смесей» (Приложение№1), «Минеральные ресурсы России»
Вопросы
- Какие горючие минеральные ресурсы вы знаете?
- Какие рудные минеральные ресурсы вы знаете?
- Какие нерудные минеральные ресурсы вы знаете?
- Какие бывают смеси по составу?
- Что называют однородной смесью? Какими способами можно разделить однородную смесь?
- Что называют неоднородной смесью? Какими способами можно разделить неоднородные смеси?
Ответы
- Горючие минеральные ресурсы: торф, сланцы, уголь, нефть, природный газ.
- Рудные ресурсы, это: руды черных металлов: железная руда, хром, марганец; руды цветных металлов: золото, серебро, платина.
- Нерудные минеральные ресурсы, это горно-химическое сырье: соль, сера, апатит, фосфорит; огнеупорное сырье: глина, кварцит; строительные материалы: песок, глина, щебень.
- Смеси по составу можно разделить на: однородные и неоднородные.
- Однородная смесь – смесь, в которой не видна граница раздела между веществами, входящими в ее состав. Однородные смеси можно разделить: дистилляцией, перегонкой, выпариванием.
- Неоднородная смесь – смесь, в которой видна граница раздела между веществами, входящими в ее состав. Неоднородные смеси можно разделить используя: фильтрование, отстаиванием, намагничиванием.
Конкурс «Домашнее задание»
Учитель.
Приглашаю представителя команды для защиты презентации по теме: Нефть и попутные нефтяные газы.
По итогам презентации каждый ученик заполняет маршрутный лист.(Приложение№2)
Учитель. При сгорании природного газа выделяется много теплоты, поэтому он служит дешевым топливом в котельных установках, доменных, мартеновских и стекловаренных печах. При сгорании углеводородов, встречающихся в природе, расходуется большое количество кислорода. В результате образуются оксид углерода(IV) и вода, а также выделяется большое количество теплоты.
Вопрос. В настоящее время экологами остро ставится вопрос об изменении климата на Земле. Каковы причины этого явления?
Ученик. Человечество внезапно оказалось на пороге крупнейшего изменения климата, вызванного деятельностью человека. Это изменение неуправляемое и может иметь катастрофические последствия для человечества. Причина потепления климата – в увеличении содержания в атмосфере углекислого и некоторых других газов, в так называемом парниковом эффекте.
Учитель. Какова стратегия борьбы с парниковым эффектом?
Ученик. Чтобы снизить и устранить в будущем действие парникового эффекта, необходимо разрабатывать и внедрять в хозяйственную деятельность людей солнечные и другие бестопливные источники энергии, прекратить вырубку лесов, расширить посадку деревьев.
Учитель.
Приглашаю представителя команды для защиты презентации по теме: Поваренная соль. По итогам презентации каждый ученик заполняет маршрутный лист.
Учитель. Все знают фразеологизм «несолоно хлебавши». Что он обозначает?
Ученик. В давние времена соль ценилась очень дорого, т.к. ее добыча довольно трудоемкий процесс, поэтому ее экономили и использовали экономно. Поэтому хозяева не всем гостям подавали соленые щи.
Учитель.
Приглашаю представителя команды для защиты презентации по теме: Железная руда. По итогам презентации каждый ученик заполняет маршрутный лист.
Конкурс «Исследование»
Учитель. Каждая команда получает ситуационное задание с которым должна справиться. Результаты представляются представителями команды перед классом и оформляются в маршрутный лист.
Ситуационная задача№1
- Полярная экспедиция на гране гибели
- На помощь отправлен снегоход
- Топливо не пригодно: в бензин попал сахар…
- Необходимо очистить бензин от сахара
Составьте план проведения эксперимента по очистке бензина от сахара, проведите его и расскажите о проведенном эксперименте
Ситуационная задача№2
- Путешественники могут остаться «несолоно хлебавши»(фразеологизм)
- В поваренную соль попал песок
- Помогите повару приготовить обед в походных условиях
Составьте план проведения эксперимента по очистке соли от песка, проведите его и расскажите о проведенном эксперименте
Ситуационная задача№3
- Срочный заказ по сборке мебели может остаться невыполенным в срок
- В ящик с железным крепежом попали древесные опилки
- Помогите мастеру собрать железные саморезы
Составьте план проведения эксперимента по очистке железных саморезов от древесных опилок, проведите его и расскажите о проведенном эксперименте
Конкурс болельщиков
Ситуационная задача№4
- В геологической экспедиции перепутались этикетки на образцах минералов
- Попробуйте используя физические свойства образцов сгруппировать их по общим признакам
Составьте план проведения эксперимента по проведению задания, проведите его и расскажите о проведенной классификации
Конкурс капитанов
Микроисследование. «Изучение коллекции горных пород»
Цель микроисследования: Научиться описывать внешний вид горных пород, классифицировать их по происхождению и минеральному составу.
Оборудование и материалы: коллекция горных пород – по три образца магматических (базальт, гранит), осадочных (песок, галька, песчаник), метаморфических (мрамор, гнейс, кварцит) пород; увеличительное стекло или лупа, перочинный нож, медная монетка, напильник.
Ход исследованя: Получите у учителя коллекцию горных пород, рассмотрите их под увеличительным стеклом, определите их принадлежность к группе по условиям образования (магматические, осадочные, метаморфические) и по минеральному составу (моно- и полиминеральным). Выберите по одной породе из каждой группы по происхождению и опишите ее по плану:
- Цвет породы, блеск.
- Моно или полиминеральная.
- Для полиминеральной, укажите название минералов, которыми она образована.
- Текстура породы: слоистая, упорядоченная, хаотическая.
- Твердость по шкале Мооса, определите методом царапания породы.
- Заполните таблицу по итогам микроисследования.
Горные породы по условиям образования | Названия горных пород | Названия минералов, их химические формулы | Текстура породы | Твердость по шкале Мооса |
магматические | ||||
осадочные | ||||
метаморфические |
Примечание:
Шкала Мооса – это минералогическая шкала твердости, набор эталонных минералов для определения относительной твердости методом царапания.
В качестве эталонов в шкале Мооса приняты 10 минералов, расположенных в порядке возрастания твердости:
- Тальк (царапается ногтем)
- Гипс (царапается ногтем)
- Кальцит (царапается медной монетой)
- Флюорит (царапается ножом, кусочком стекла)
- Апатит (царапается ножом, кусочком стекла)
- Полевой шпат (царапается напильником)
- Кварц
- Топаз
- Корунд
- Алмаз (самый твердый минерал)
Для определения твердости горной породы нужно знать , что по шкале Мооса твердость человеческого ногтя – 2,5; медной монеты – 3,5;кусочка обычного стекла и лезвия перочинного ножа – 5,5; напильника – 6,5.
Подведение итогов урока
Творческая работа: Составить синквейн по темам: 1 группа – нефть, 2 группа – железная руда, 3 группа – поваренная соль
- Два прилагательных
- Три глагола
- Высказывание, цитата, афоризм…
- Обобщение содержания
Каждый учащийся проводит самоанализ в виде заполнения Анкеты, в которой подчеркивает нужный ответ.
1. На уроке я работал | Активно/пассивно |
2. Урок показался мне | Коротким/ длинным |
3. За урок я | Устал/ не устал |
4. Мое настроение | Улучшилось/ухудшилось |
5. Материал урока мне был | Понятным/непонятным Полезным/ неполезным Интересным/скучным Легким/ тяжелым |
6. У меня получилось |
Домашнее задание
В электронном пространстве http://learning.9151394.ru/
В 1 блоке тест «Химические вещества и смеси»
Участие в окружном конкурсе плакатов «Ресурсосбережение и окружающая среда»
Домашний эксперимент: Найдите простые способы разделения смеси бытового мусора, состоящего из поваренной соли, песка, железного порошка и гранул полиэтилена.