Форма урока – урок-лекция
Цели:
- Углубить знания учащихся о жизни и деятельности Л.Н. Толстого.
- Воспитывать чувство уважения и памяти к писателям Тульского края.
- Развивать навыки конспектирования материалов урока-лекции.
Оборудование:
- Видеопроектор;
- Ноутбук;
- Портреты Л.Н. Толстого и членов его семьи;
- Книги, входящие в круг чтения Л.Н. Толстого.
... вспоминать предков-отцов, дедов и прадедов
моих, мне не только совестно, но и особенно радостно.
Л.Н. Толстой
Ход урока
Представление презентаций учащихся о предках Л.Н. Толстого.
Лекция учителя.
Материалы для лекции
Толстой как писатель крупного масштаба сформировался в начале своего пути; большую роль в становлении его личности сыграли окружавшие его в то время люди, или память о которых в семье передавалась из поколения в поколение.
По материнской линии Толстой принадлежал к роду Волконских, который вел свой отсчет от Рюрика Михаила, князя Черниговского. Его потомок князь Иван Юрьевич по прозвищу “Толстая голова” получил удел на реке Волконе-Волконской.
Многие Волконские были стольниками, окольничими и воеводами. В XVIIIи XIXстолетиях выдвинулось несколько видных представителей рода Волконских. Прадед Л.Н. Толстого – Сергей Федорович участвовал в Семилетней войне в качестве генерал-майора. Дед Льва Толстого, Николай Сергеевич, был зачислен на службу еще ребенком. 27 лет в 1780 году находился в свите императрицы Екатерины II в Могилеве; был чрезвычайным послом в Берлине. Однако при Павле 1 он был удален из придворных кругов, но правда в 1798г. Был назначен военным губернатором Архангельска. Спустя несколько лет вышел в отставку, поселился в родовом имении, занялся переустройством усадьбы и воспитанием дочери (будущей матери Л. Толстого). Однако он пользовался известным престижем, что видно из одного рассказа сестры Льва Николаевича Марии Николаевны. Александр 1, проезжая мимо Ясной Поляны, обещал заехать к Волконскому, но проспал эту станцию. Тогда Волконский немедленно запряг лошадей, догнал императора и почти из-под Тулы вернул его в свой дом. Последние месяцы он жил вместе с дочерью Марьей Волконской, которая после смерти отца вышла замуж за обедневшего графа Николая Ильича Толстого. Как известно, дед Льва Николаевич стал прототипом старого князя Болконского в романе “Война и мир”.
Род Толстых выдвинулся при Петре 1. Сподвижник Петра 1, один из зачинателей стрелецкого бунта, П.А. Толстой получил титул графа и нажил себе большое состояние. Дед по отцу Илья Андреевич Толстой, по словам писателя, человек ограниченный, очень мягкий, веселый и не только щедрый, но и бестолково-мотовый, а главное доверчивый.
Толстой больше чем другие писатели уходит своими корнями в детство. Родители Льва Толстого создали в Ясной Поляне уникальную духовную атмосферу, которая, конечно, сыграла большую роль в формировании личности писателя.
Толстой пишет: “Мать моя была нехороша собой, очень хорошо образованна для своего времени. Она знала, кроме русского, 4 языка: французский, немецкий, английский и итальянский.” Вместе с преподаванием научных знаний, князь Н.С. Волконский заботился также и о том, чтобы дочь его была знакома с практическойстороной жизни. В Ясной Поляне сохраняется дневник под названием “Некоторые примечания, ведущие к познанию хлебопашества в сельце Ясной Поляне” (содержит определения различных мер и измерений, перечислением видов полей, описание земледельческих работ). Сохранилась также писанная ее рукой подробная опись сада, в которой перечислены не только все фруктовые деревья, но и цветочные клумбы. Прекрасной характеристикой того направления, в котором развивалась внутренняя жизнь Марии Николаевны, служит оставшийся после нее сборник французских авторов, в числе которых находим, например, следующее: “В ранней молодости ищешь всего вне своего я. Мы призываем счастье, обращаясь ко всему, что нас окружает. Но мало-помалу все обращает нас внутрь себя” (т.е. думала о вопросах жизни, ее нравственных началах, о тех самых вопросах, которые всю свою жизнь будет решать ее сын Лев).
Мария Николаевна вышла замуж за Николая Ильича Толстого, когда ей было 32 года, а ему около 28. В приданое за женой Николай Ильич получил около 800 душ мужского пола в Тульской и Орловской губерниях.
Н.И. Толстой был хорошо знаком с русской поэзией. В Ясной Поляне сохраняется принадлежащий ему альбом стихов с датой 1818г. Стихотворения записывались в альбом до 1821 года. В архиве Т. Ергольской сохранились 5 стихотворений русских поэтов, переписанных рукой Н.И. Толстого. Одно, И.П. Мятлева, начинающееся словами: “Как хороши, как свежи были розы...”, вдохновило И.С. Тургенева на создание одного из лучших стихотворений в прозе.
У Николая Ильича и Марии Николаевны было 5 детей: в 1823 году родился Николай, в 1826г. – Сергей, 1827 – Дмитрий, 1828 – Лев, 1830 – Мария.
Ясная Поляна – свой мирок, противостоящий миру вокруг. “Как большая часть людей первого Александровского времени и походов 13,14,15 годов, отец был не то, что теперь называется либералом, а просто по чувству собственного достоинства не считал для себя возможным служить – ни при конце царствования АлександраI, ни при Николае I” - напишет Н.Л. Толстой. Поэтому барский дом – на широкую ногу – с дворецкими, камердинерами, буфетчиками, охотниками, даже слепым сказочником, наделенным необыкновенной памятью.
Осталась в душе и памяти детская поэзия таинственных историй, которые рассказывал младшим братьям старший Николай. “В особенности же оставило во мне сильное впечатление муравейное братство и таинственная зеленая палочка, - вспоминает Толстой десятилетия спустя, - Николенька объяснил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями... Эта тайна была, как он нам говорил, написана на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага Старого заказа...”
В Ясной Поляне сохраняется первый дошедший до нас детский автограф Л.Н. Толстого. 3-4 страницы, исписанные крупным старательным почерком по проведенным карандашом линейкам. На первой странице крупными буквами заглавие: “Детские забавы. Писаны графом Николаем Николаевичем Толстым, Львом Николаевичем Толстым, Сергеем Николаевичем Толстым, Дмитрием Николаевичем Толстым”.
Счастливая, невозвратимая пора детства – Ясная Поляна. “Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве”, - напишет Лев Николаевич, а в старости назовет детство “истинным предчувствием или послечувствием всей глубины жизни”.
После смерти отца и матери наибольшее значение в жизни детей имела их дальняя родственница Т.А. Ергольская. Не подлежит сомнению ее большое влияние на Льва. Дети платили Т.А. своей привязанностью. Маленькой девочкой она осталась круглой сиротой и была взята на воспитание бабушкой Льва Николаевича (по отцу), которая воспитывала ее так же, как своих дочерей. “Должно быть, она любила отца, - пишет Л.Н.Т., - и отец любил ее, она не пошла за него в молодости для того, чтобы он женился на богатой моей матери, впоследствии же она не пошла замуж за него потому, что не хотела портить своих чистых отношений с ним и с нами”.
В доме Толстого свято соблюдались семейные традиции; день именин каждого из членов семьи был праздником для всех. В день именин 40-летней любимой тетушки каждый из детей сделал ей какой-нибудь подарок. Лев подарил ей чисто переписанный лист бумаги со стихами собственного сочинения “Милой тетушке”
Пришел желанный день счастливый,
И я могу Вам доказать,
Что не дитя я молчаливый,
Когда меня ласкала мать.
Теперь я ясно понимаю
Все, что Вы сделали, я знаю:
Для нас пожертвовали собой
И добрым сердцем, и душой...
В Ясной Поляне также сохраняется одна тетрадка ученических сочинений и переложений Толстого с клеймом 1839г. В тетради написано всего11 сочинений: 4 рассказа на исторические темы, 4 описания различных времен дня и года, одно описание пожара в Туле и 2 переложения басен Крылова. По описанию мальчика Толстого, войско Дмитрия Донского было готово “победить или умереть за свободу Отечества”. Наполеон признается “великим гением и героем”, но с нескрываемым чувством национальной гордости мальчик рассказывает о том, что у стен Кремля “Наполеон потерял све свое счастье”. Наибольший интерес представляют переложения басен Крылова “Фортуна и нищий”, “Собачья дружба”. Изложение Толстого передает не только содержание обеих басен, но и воспроизводит встречающиеся наиболее удачные в художественном отношении выражения, как например: “нищий таскался”, он “расправил свою суму”. Но в многих других случаях маленький Толсто й заменил выражения Крылова своими, более прямыми. Так, у Крылова нищий расправил свой кошель, “и щедрою рукою тут полился в него червонцем дождь златой”, - у Толстого – “нищий расправил суму, и у него посыпались червонцы”.
С 1841 года опекуншей становится родная тетка Пелагея Ильинична Юшкова. Она жила в Казани с мужем, помещиком Владимиром Ивановичем Юшковым.
Из письма старшего брата Николая Л.Ю. Юшкову: “Мы просим все нашу тетеньку, я, мои братья, моя сестра, не покидать нас в нашем горе, взять на себя опекунство. Вы должны себе представить...”
Итак, братья Толстые переехали в Казань в 1841 году. Старший брат Николай, перешедший из Московского университета в Казанский, уже в 1841-42 уч .г. был на втором курсе второго отделения философского факультета. Сергей и Дмитрий выбрали тот же факультет и то же отделение, соответствующее современному нам математическому факультету. Лев избрал факультет восточных языков, имея в виду дипломатическую карьеру, и к поступлению на этот факультет усиленно готовился в течение 1842-44 гг. Занятия были не легкие, так как для вступительного экзамена нужно было иметь подготовку и арабском и турецко-татарском языках.
Весной 1844 года Толстой подал прошение на имя ректора Н.И. Лобачевского о допущении к приемным экзаменам. Вступительные экзамены проходили с 29 мая по 5 июня:
1. | История общая и русская | 1 – ничего не знал |
2. | Статистика и география | 1 – еще меньше. Помню, вопрос был “Франция”. Присутствовал Пушкин, попечитель, и спрашивал меня. Он был знакомый нашего дома и, очевидно, хотел выручить: “Ну, скажите, какие приморские города во Франции?” Я ни одного не мог назвать. |
3. | Латинский язык | 2 – оду Горация перевести не смог |
4. | Арабский | 5 |
5. | Турецко-татарский | 5 |
6. | Французский | 5 |
7. | Английский | 4 |
Судя по оценкам, Толстой не выдержал экзамены, но осенью ему была назначена переэкзаменовка, и он был принят в университет.
Здание университета в то время было одним из красивейших в Казани. Во главе университета и округа в начале 40-х годов был М.Н. Мусин-Пушкин, ректором университета – профессор Н.И. Лобачевский. Экзамены проходили 2 раза в год. Зимние назывались репетициями. Независимо от результатов репетиции на весенних экзаменах сдавали весь годовой курс. Студенты получали 2 отметки: за успех и прилежание. Знания оценивались: 2 (средственно), 3 (хорошо), 4 (очень хорошо), 5 (отлично).
Форму носили все без исключения. Кроме фуражки, обязательной еще была треуголка, непременно по воскресеньям и праздникам. Несоблюдение формы наказывалось карцером. Сюртук не составлял парадной формы, существовал еще красивый мундир, драчного покроя с шитыми серебряными петлицами; он же употреблялся кроме праздников и на экзаменах.
В 1844/45 году на всех 4 курсах университета изучением восточной словесности занимался 41 студент, в том числе на отделении арабско-турецкой словесности – 1 студент. Им был Лев Толстой.
Несмотря на свою внешнюю неуклюжесть, он стал постоянным посетителем аристократических журджоксов, пикников и балов. Мало-помалу приобретая светскую развязность, Л. Толстой сделался совершенно светским человеком, типичным представителем золотой молодежи.
В аудиториях, имевших вид амфитеатра, Лев Николаевич забирался на самый верх, носивший классическое название “рая”, и усаживался на самую последнюю скамью. Здесь обыкновенно он развертывал книгу или газету и под монотонное журчанье какого-нибудь знатока арабской премудрости углублялся в чтение.
Список книг с 14 до 20 лет:
- Евангелие Матфея
- Нагорная проповедь
- А.С. Пушкин “Евгений Онегин”
- Шиллер “Разбойники”
- Н.В. Гоголь “Шинель”, “Невский проспект”, “Мертвые души”
- И.С. Тургенев “Записки охотника”
Протокол заседания совета словесного отделения философского факультета от 26 апреля 1845 года: “... отделение не допускает к предстоящим экзаменам в отделении арабско-турецкой словесности в 1 курсе Льва Толстого по весьма редкому посещению лекций и совершенной безуспешности в истории”.
Лето 1845 г. Толстой проводит в Ясной Поляне. “По дороге домой – в Казань – купил 8 томиков Монтекристо до того интересных, что не заметил, как дорога окончилась. Тогда вся большая публика увлекалась им, и я принадлежал к большой публике”.
Вернувшись в Казань, Лев Николаевич подал прошение на имя проректора университета – профессора К.К. Фойта – с просьбой перевести его на юридический факультет. Прошение было удовлетворено.
В этом же учебном году Льва постигла административная кара. Он был посажен в карцер за непосещение лекций по истории. Сокурсник Толстого, Назаров, вспоминает, что Лев принес с собой в карцер спрятанную в гостинице свечку и подсвечник, и они провели очень приятно день или два. “Истории, - рубил он с плеча, - есть не что иное, как собрание басен и бесполезных мелочей, пересыпанных массой ненужных цифр и собственных имен. Смерть Игоря, змея, ужалившая Олега – что же это, как не сказки, и кому нужно знать, что второй брак Иоанна на дочери Темрюка совершился 21 августа 1562г., а четвертый – на Анне Алексеевне Колтовской в 1572г.”
Решением Совета юридического факультета от28 мая 1846г. Л.Н. Толстой был переведен на второй курс.
Начало учебного года внесло изменения в условия внешней жизни братьев Толстых: оставив дом своей тетушки, они стали жить на частной квартире (дом Петонди). Местоположение дома, в котором жил Иван Васильевич, рассказчик “После бала”, совпадает с местоположением дома Петонди.
Сюжет рассказа “После бала”, видимо, взят из жизни Сергея Толстого. Варенька Б., описанная в рассказе, была Варвара Андреевна Корейш, замечательная красавица, в которую, будучи студентом в Казани, Сергей был влюблен. Весь эпизод, описанный в этом рассказе, вполне биографичен. Сергей Николаевич после того, как увидел то участие в экзекуции над солдатом, которое принимал отец той, в которую он был влюблен, послал Варваре Андреевне отказ.
3 апреля 1847 года был оформлен раздельный акт между Толстыми. Льву достались деревни Ясная Поляна, Ясенки, Ягодная и Малая Воротынка (1470 десятин земли и 330 душ крестьян мужеского пола).
12 апреля 1847г. Л.Н. Толстой подал прошение об уходе из университета по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам.
Находясь в Ясной Поляне, Толстой намечает себе план на 2 года:
- Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университет;
- Изучить практическую медицину и часть теоретической;
- Изучить языки: французский, русский, немецкий, итальянский, английский и латинский;
- Изучить сельское хозяйство, как теоретическое, так и практическое;
- Изучить историю, географию и статистику;
- Изучить математику гимназический курс;
- Написать диссертацию;
- Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи;
- Написать правила;
- Получить некоторые познания в естественных науках;
- Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать.
В январе 1847 года Лев начинает вести дневник (в 19 лет), где записывает: “Я, кажется, без ошибки за цель моей жизни могу принять сознательное стремление к всестороннему развитию всего существующего. Я был бы несчастливейшим из людей, ежели бы не нашел цели общей и полезной, потому что бессмертная душа, развившись, перейдет в существо высшее и соответствующее ей...”
В 1848 – 1851 годах деревенское уединение чередовалось с периодами шумной, как сам Толстой определял, “безалаберной столичной жизнью” в Москве и Петербурге. Литературные занятия все больше увлекают Толстого, он задумывает повесть из “цыганского быта”, но рассеянная светская жизнь мешает сосредоточенному труду. Недовольство собой способствует в какой-то степени отъезду Толстого на Кавказ.
В письме к Т.А. Ергольской Толстой назовет свой неожиданный отъезд на Кавказ внезапно пришедшей в голову фантазией. В дневнике объяснит: “Надеялся на благотворное влияние Кавказской природы, попросту бежал от долгов и привычек”.
Софья Андреевна вспоминает, что Лев Николаевич говорил, что лучшие воспоминания его жизни принадлежат Кавказу. Он много там читал, переводил, играл в шахматы. Потом охота и природа доставляли ему глубокое наслаждение. Но главное – на Кавказе он в первый раз начал свою авторскую деятельность.
Толстой приехал на Кавказ в 1851г. По предложению своего старшего брата Николая, который служил в 20-й артиллерийской бригаде, стоявшей в середине прошлого века на Тереке и входившей в состав Кавказского корпуса.
Военные действия на Кавказе начались в 1601г, но велись вяло, с переменными успехами. Лишь в 1856г. с назначением кавказским наместником князя А.И. Барятинского русские войска активизировались, а 3 года спустя военные действия кончились победой русских над племенем Шамиля.
В период же с 1846 по 1850гг. широких операций на Кавказе не было. Это время, проведенное Николаем и Львом Толстыми, характеризуется мелкими повседневными и весьма изнурительными стычками русских с горцами.
20 апреля 1851 года отъезжает Лев на Кавказ. Характерно, что он отказался от рекомендательного письма к наместнику Кавказа князю М.С. Воронцову, потому что во что бы то ни стало хотел определить сам свой жизненный путь, избрав нелегкую службу офицера-артиллериста. Сначала Лев Николаевич участвовал в военных действиях волонтером-добровольцем, затем успешно сдал экзамен на фейверкера и был зачислен прапорщиком, то есть младшим артиллерийским офицером.
Первым печатным произведением Л.Н. Толстого становится повесть “Детство”, после выхода которой (1852г.) И.С. Тургенев напишет: “Вот, наконец, преемник Гоголя, и, как следовало ожидать, нисколько на него не похожий”. А Лев Николаевич вспоминает такой факт: “...лежу я в избе на нарах, а тут брат и Огонин читают; упиваюсь наслаждением похвал, даже слезу восторга душат меня, и думаю: никто не знает, даже вот они, что это меня хвалят...”
Мир детства всегда нравственно-эстетически значим для Л.Н. Толстого. В мире Толстого большинство героев так или иначе соотнесены с мотивом детства. Детство у Толстого некий изначальный камертон – в зависимости от того, насколько восприимчив герой к его звучанию, находится степень нравственной чистоты и сила его убеждений. Что бы ни читали, детство всегда звучит как камертон непосредственности, чистоты, искренности. Ту же функцию выполняет в прозе Толстого эпитет “детский”. Можно со всей определенностью сказать: если в глазах, улыбке, в позе, поведении и в манерах героя есть что-то детское –стало быть перед нами или герой, близкий Толстому, или герой, в котором сквозь корысть проглядывает то чистое, истинной, что когда-то в нем было, а с годами утратилось.
Работа эта переносила Толстого в мир далеких и милых воспоминаний детства и тем окрашивала его одинокую, замкнутую жизнь вдали от близких людей и родных мест. Поэтому некоторые детские воспоминания Лев Николаевич опишет в повести “Детство”, а себя в образе Николая Иртеньева.
Вся предыдущая жизнь Толстого была направлена на то, чтобы найти свой жизненный путь. “Задать себе цель, - писал Толстой в 1851 году, - никак нельзя... Надо не выдумывать ее, но найти такую, которая была бы сообразна с наклонностями человека, которая бы прежде существовала, но которую я только бы осознал”.
Толстой начал писать свою повесть, не придавая этому значения, смотря на это как на приятное препровождение времени. Но мало-помалу работа над повестью все больше и больше увлекала его и, наконец, сделалась первым и самым главным в его собственных глазах делом жизни.
Толстой упорно шел по новой, открывавшейся ему в жизни, дороге. И не случайно, наверное, что первая повесть Л. Толстого станет повестью о детстве.
Вересаев напишет: “Давно замечено, что каждый художник в творчестве своем как бы отражает один определенный человеческий возраст. Гончаров везде старик, юноша Лермонтов везде – взрослый человек, взрослый Пушкин – до конца жизни оставался юношей. В Льве Толстом мы имеем редкий пример, где художник все время остается ребенком. Ребенок не только в отношении своем к добру, а во всех характернейших особенностях человека – в радостной свежести чувства, в пенящемся сознании жизни, в чистоте отношения к жизни, в ощущении таинственной ее значительности”.
Он не осознавал еще тогда с такой ясностью, как осознал впоследствии, что художественное творчество есть непреодолимая потребность его натуры, есть та деятельность, которая наиболее способствовала его природным дарованиям.
Домашнее задание.
- Подготовить пересказ конспекта лекции
- Подготовить толстые и тонкие вопросы по материалам урока
Список использованной литературы.
- В лекции использованы материалы Яснополянских выставок.
- Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах, М-Л., 1928 – т.1
- Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах, М-Л., 1928 – т.59
- Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах, М-Л., 1928 – т.34
- Гусев Н.Н. Л.Н. Толстой. Материалы к биографии с 1828 до 1866. М., 1954.
- Бирюков П.И. Биография Толстого. 1921.
- Роллан Г. Жизнь Толстого.
- Бушканец Е.Г. Волга, 1978, №9
- Опульский Р.А. Толстой на Кавказе.