ВВЕДЕНИЕ.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России к обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Одним из факторов обуславливающих актуальность концепции развития универсальных учебных действий для начального образования является:
- возрастание требования к коммуникативному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.
Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержении и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.
Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть талерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Коммуникативные действия обеспечивают:
- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ( определение цели, функций участников, способов взаимодействия);
- постановка вопросов ( инициативное содружество в поиске и сборе информации );
- разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов решения конфликта, принятие решения и его реализация);
- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий );
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
II. Формирование коммуникативных качеств в младшем школьном возрасте особенно чувствительно к внешним факторам, среди которых можно выделить основные :
1. Особенности семейной ситуации развития - эмоциональное принятие ребенка родителями, уважение его прав способствует формированию уверенности в своих силах.
Неудовлетворенность собой, трудности в общении со сверстниками, сложности адаптации к среде могут своими корнями уходить в ранние отношения с родителями, характер семейного воспитания. Ребенок вырастая в семье без ощущения любви и тепла по отношению к себе, не испытывает уважения и к себе, и к другим людям тоже, становится агрессивным и эмоционально холодным, бесчувственным.
Если ребенок живет в семье в атмосфере тепла и любви, если его интересы становятся интересами родителей, если родители выступают в роли защитников, друга и советчика, то, будучи взрослым, ребенок проявит инициативу, активность, самостоятельность и доверие к людям.
Дефекты семейного воспитания и несовершенство семейных отношений резко обозначилось в настоящее время и накладывает ряд отрицательных последствий на развитие коммуникативных качеств младшего школьника и его взаимоотношений с людьми :
- более миллиона детей стали бродягами ( по статистике превосходится с послереволюционным временем );
- возросло количество детских преступных группировок;
- увеличилось количество неполных семей ( мальчики, не имеющие опыта общения с отцом, сами не могут быть полноценными отцами );
- многие дети не получают опыта семейных отношений, отношений с людьми вообще;
- возрастает сознание собственной неполноценности, ненужности, делает детей уязвимыми и нервозными, агрессивными и депрессивными;
- тормозится и падает нравственное развитие, усвоение нравственных норм и ценностей;
- постоянные межличностные конфликты и изоляция от сверстников, взрослых ;
- психическое отклонение в рождении, развитии.
Такой букет дефектов семейного воспитания блокирует активность ребенка и наносит вред развитию коммуникативных качеств младшего школьника.
2. Специфика взаимодействия с педагогом - только положительное отношение педагога к ребенку является важным условием формирования межличностных отношений ребенка к окружающим его одноклассникам и взрослым. Формирует позитивное восприятие себя как личности в младшем школьном возрасте, основу уверенности в себе, доверие к миру в целом.
Роберт Бернс своими исследованиями доказал, что если способности ребенка и его отношения к учебе оценивать отрицательно – только негативно, то у ребенка формируется негативное отношение к себе, комплекс неполноценности, а он в свою, очередь провоцирует враждебные отношения к окружающим сверстникам и взрослым.
Педагогу необходимо фиксировать внимание ребенка на его успехах, достижениях, на положительных сторонах личности. Только тогда сохранится доверие к миру. Осознание собственной значимости, ценности, а это, в свою очередь, приведет к расцвету личности к повышению её творческих способностей. Только доброжелательные и доверительные отношения рождают заинтересованность и справедливость, активность и искренность. Дети ценят положительное отношение педагога и стараются сделать все для того, чтобы получить похвалу и поощрение. Только в такой среде возможно формирование и развитие полноценных коммуникативных качеств младшего школьника.
Поощрение - очень мощный инструмент воздействия учителя в общении с детьми и на их поведение. Самым важным поощрением для младшего школьника является одобрение и внимание педагога, которое повышают самооценку ребенка. Ребенок чувствует себя нужным и важным, умным и способным, открытым для общения и готовым помочь.
Если поощрение не срабатывает, в таких случаях применяются санкции - те нежелательные последствия или издержки, к которым может привести несоблюдение требований, выполняя которые необходимо по следующим правилам:
- точность, конкретность высказывания и последствия действия;
- разумность и уважение к правам и собственным решения ребенка;
- безопасность по отношению к другим;
- неотвратимость, последовательность, строгое следование принципам.
Межличностные отношения учителя и обучающего оказываются решающим фактором при формировании коммуникативных качеств, развития и становления личности младшего школьника.
3. Взаимодействие со сверстниками - наличие навыков межличностного общения, умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками, популярность в группе способствуют формированию общительности.
Отношения младшего школьника со сверстниками носят более разнообразный, более сложный и содержательный характер. Ребенок находится в поиске просто товарища, близкого товарища или личного друга. Межличностное общение с товарищами приобретает очень большую ценность, снижая привлекательность общения с родными. Потребность в межличностном общении с другом становится доминантой и в отношениях со взрослыми.
Но в силу прямолинейности младшего школьника, если сверстник не становится другом, товарищем, то он переходит в разряд неприятеля для него, что является отрицательным фактором формирования личностных отношений младшего школьника.
Потребность ребенка быть принятым, общаться с коллективом, группой является важной для развития личности. Отсутствие этого общения приводит к искажению социальной направленности личности, к дезатаптации и деградации её поведения.
Таким образом, межличностные отношения играют важнейшую роль в формировании коммуникативных качеств личности, что отражается в понятии “социализация личностей”. Социализация предполагает активное усвоение человеком культуры человеческих отношений, социальных норм общественного поведения. Потребность быть личностью - это потребность в самоутверждении, иметь право на собственное мнение, собственный поступок, свободное духовное развитие.