(Занятие проводится в кругу и рассчитано на 1,5–2 часа.)
Цель занятия: обучить педагогов приемам и способам снятия внутреннего напряжения.
Задачи:
- Научить педагогов видеть в любом деле положительные стороны.
- Показать, как позитивные мысли влияют на наш организм.
- Отработать навыки преодоления трудностей.
- Способствовать развитию позитивного настроения.
1. Организационный момент.
- Выбор и подготовка бейджиков (один из четырех цветов): “ Написать, как бы Вы хотели, чтобы Вас сегодня называли”.
- Знакомство с темой и целью тренингового занятия.
Психолог. Почти каждый педагог встречается с ситуацией, когда не может справиться с собой, или с трудом это делает, когда внезапно срывается на ученика, а потом сожалеет об этом. Одним словом – учитель не может держать себя в руках.
Чтобы этого не происходило, я постараюсь вам показать несколько приемов для снятия тревожности, стресса или нервного напряжения.
2. Игра “ССВУ (сильные, слабые, возможности, угрозы)”.
Цель: анализ положительных сторон профессии “ педагог”.
Инструкция. Каждая профессия, а для нас “учитель” в том числе, может характеризоваться с четырех сторон.
Сильная сторона – то, что помогает учителю достичь успеха в профессии.
Слабая сторона – то, что мешает достигать желаемого результата.
Возможности – то, что можно получить хорошего, полезного по результатам своей деятельности.
Угрозы – какие неприятные для нас последствия могут быть в ходе профессиональной деятельности.
Разбейтесь на 4 группы по цвету бейджиков. Каждая группа берет лист с одной из характеристик профессии (“сильная”, “слабая”, “угрозы”, “возможности”) и раскройте свою сторону относительно профессии “учитель”. (Дается 5–7 минут.)
Обсуждение результатов в последовательности: “сильная”, “слабая”, “угрозы”, “возможности”.
3. Упражнение “Мыльные пузыри”.
Цель: формирование навыка замены негативных мыслей на позитивные, повышение самоуважения.
Инструкция. Возьмите карандаш и бумагу. Проанализируйте свои мысли о том, что вас беспокоит. Сравните, как слова соотносятся с вашими чувствами. Если вы скажете: “Я себя плохо чувствую”, – вы действительно себя почувствуете плохо. Скажите себе: “Я вздремну, и буду чувствовать себя лучше”.
На чистом листе бумаги нарисуйте голову, из которой вылетают мыльные пузыри ваших мыслей вправо и влево. На пузырях слева напишите ваши негативные мысли, а на пузырях справа – позитивные.
Это будет выглядеть так:
Слева | Справа |
Я не могу это сделать | Я это сделаю |
Я не буду, это слишком сложно | Я попробую это сделать |
Я никогда не сделаю этого хорошо, зачем пытаться | Я все понимаю, поэтому сделаю это хорошо |
Я не могу это сделать, когда… | Я…чтобы сосредоточиться, когда… |
Обсуждение выполненного задания по кругу. Высказывание своих впечатлений и чувств. (На упражнение отводится 30–40 мин.)
4. Упражнение “Шаги к успеху”.
Цель: овладение методом устранения напряжения, вызванного подготовкой к открытому уроку или мероприятию, отработка навыка решения проблемы.
Инструкция:
1. На левой стороне листа нарисуйте лестницу. На каждой ступеньке напишите действие, которое приведет вас к успеху (на вершину лестницы).
Например, ваша цель – подготовка к открытому уроку, тогда пять шагов будут такими:
- Выбор темы;
- Составление необходимых этапов урока;
- Составление плана урока;
- Написание работы по плану;
- Редактирование окончательного варианта.
2. Закройте глаза и представьте себе каждый шаг. Вы увидите слова и образы, которые им соответствуют, например: “пишу за столом”. Не открывайте глаза, пока отчетливо не увидите каждый шаг.
3. Составьте список всего, что вам мешает. Например, вас отвлекают мысли о телевизионной программе или о чьих-то неприятных словах; страх и волнение. Глубоко вдохните и “выдохните” отвлекающие мысли.
После выполнения задания каждый педагог зачитывает свои “шаги к успеху”. (Отводится 20–30 минут.)
5. Упражнение “Радуга”. (Проводится под музыку.)
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Инструкция:
- Закройте глаза. Представьте, что перед вами находится экран. На экране вы видите радугу – цвета, которые вам нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Вы видите то, что описываю я, или то, что захотите сами.
- Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает вас, как купание в озере. Что вы видите, когда думаете о голубом?
- Следующий цвет – красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда холодно. Иногда слишком много красного нас злит. Иногда он напоминает нам о любви. Что вы думаете, когда смотрите на красный цвет?
- Желтый цвет приносит нам радость. Он согревает, как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Что вы думаете, когда смотрите на желтый цвет?
- Зеленый – цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, зеленый помогает нам чувствовать себя лучше. Что вы думаете, когда смотрите на него?
Замечаете ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? Попробуйте также увидеть другие цвета.
Анализ:
- Каковы были ваши ощущения во время выполнения этого упражнения?
- Какой цвет наиболее эффективно повлиял на ваше самочувствие и настроение?
6. Упражнение для притягивания денег.
(Упражнение проводится под спокойную музыку, создав позитивное настроение.)
Психолог:
“Представьте себе, что вы находитесь в райском саду. В этом саду поют чудесные птицы, цветут невиданные цветы, ощущаются завораживающие запахи.
Вы идете по тропинке сада и ощущаете под ногами теплый песок, который ласкает ваши ноги и заставляет идти и идти вперед, наслаждаясь красотой. Запомните эту красоту!
На вашем пути встречается красивый цветущий куст. Вы осторожно подходите к нему, раздвигаете ветки и видите, как открывается золотой, обрамленный драгоценными камнями, ларец. Вы заглядываете в него и берете маленький золотой ключик. Закрываете ларец и продолжаете идти дальше, а в руках ощущаете ключик, который стал согревать вашу руку. Запомните этот ключик!
Вы продолжаете идти и наслаждаться чудесами сада. Тропинка заканчивается, и вы упираетесь в резные воротца, которые блестят на солнце так, что ослепляют вас. Вы достаете ключик вставляете его в замочную скважину и отпираете эти чудесные воротца. Ключик легко поддается вашему усилию, и воротца со скрипом открываются. Запомните этот момент!
Вы входите во владения, которые принадлежат всем и вам в том числе. Перед вашим взором предстает картина владения, о котором вы мечтали в детстве или в юношестве, а, может быть, мечтаете сейчас. На территории этого владения вы замечаете небольшой, очень изящный домик, который слегка походит на теремок с резными наличниками и маршами. Вы поднимаетесь по лестнице, подходите к двери и видите чудо – дверь сама отворяется, и вы продолжаете идти без остановок по красивому персидскому ковру.
Вы доходите до противоположной стены, где замечаете кассу. Берете осторожно чек, пишете на нем ту сумму денег, которая вам необходима, подаете его кассиру. Вы внимательно рассматриваете, как кассир отсчитывает пачки денег. Вы замечаете, что купюры отсчитывают тех достоинств, которые вам необходимы. Вы расписываетесь на чеке, берете деньги и идете их пересчитывать. Вы ощущаете запах денег при пересчете, осторожно укладываете деньги в имеющийся у вас кейс. Запомните эти минуты удовольствия и запах свежеотпечатанных новеньких купюр!
Получив нужную сумму, вы благодарите кассира и отправляетесь в обратный путь. Спускаетесь с лестницы, проходите через воротца, выходите на тропинку райского сада, а в руках у вас продолжает лежать маленький золотой ключик, который вам достается в подарок на всю жизнь, но вы-то знаете, что он вам пригодится в ближайшем будущем. Запомните этот ключик!
Вы выходите из райского сада и идете тратить деньги, ведь они вам были нужны на что-то!
Желаю вам, чтобы такая прибыль вас сопровождала в нужную минуту и нужный час всегда!”
7. Упражнение “Итоги дня” (рефлексия).
Цель: получение обратной связи от участников тренинга.
- Что принес вам сегодняшний день?
- Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?
- Что возьмете на вооружение, и будете использовать в дальнейшем?
Участники по кругу высказывают свои мнения и впечатления.
8. Заполнение анкеты обратной связи.
- Нужны ли вам такие тренинги? (Да. Нет.)
- Оцените, насколько интересным для вас был тренинг (1-2-3-4-5).
- Оцените, насколько полезным для вас был тренинг (1-2-3-4-5).
- Продолжите фразу: “Было бы лучше, если бы в ходе тренинга…”
Приложение (раздаточный материал):
(1-й лист.)
Сильная сторона.
Сильная сторона – то, что помогает учителю достичь успеха в профессии
(2-ой лист.)
Слабая сторона.
Слабая сторона – то, что мешает достигать желаемого результата;
(3-ий лист.)
Возможности.
Возможности – то, что можно получить хорошего, полезного по результатам
своей деятельности;
(4-ый лист.)
Угрозы.
Угрозы – какие неприятные для нас последствия могут быть в ходе
профессиональной деятельности.