Урок-путешествие 6 класс.
Цель урока: обобщение и закрепление решения задач с помощью уравнений.
Задачи урока: использование прикладной направленности математики, развитие культуры мышления учащихся, повышение психологического настроя на решение текстовых задач, воспитание патриотизма.
Оформление урока: мультимедийный проектор, экран, макеты тел вращения.
Ход урока
Сегодня на уроке мы обобщим умения решать задачи с помощью уравнения.
Девиз урока “ Сначала идет мысль, фантазия, сказка, а за ними шествует точный расчет” (К.Э. Циолковский), а как вы думаете, о чем эти строки? Конечно о космонавтике.
Путешествие по стране Космонавтики поможет нам решить ряд прикладных задач и узнать о ее достижениях.
Мечты попасть к звездам, Солнцу, Луне не давали людям покоя с древних времен.
В легендах и мифах, в сказках всех народов предложено множество способов полета над Землей.
Сюжеты этих задач помогут вспомнить некоторых сказочных персонажей.
Задача № 1. Длина окружности переднего колеса небесной колесницы Апполона на 0,5 м меньше длины окружности заднего; переднее колесо на протяжении 30 м сделало столько же оборотов , сколько заднее на протяжении 36 м. Найти длину окружности каждого колеса. (2,5 м, 3 м)
Задача № 2. За день Икар с отцом склеили воском 72 пера птиц. На другой день они работали быстрее: отец на 15%, а Икар – на 25% , и склеили 86 перьев. Сколько перьев склеил каждый во второй день? (46п., 40п,)
Задача № 3. Улетая на Луну, барон Мюнхаузен сказал своему слуге: “Тебе сейчас 24 года я вернусь, когда тебе будет столько лет, сколько мне сейчас, а вместе нам будет 60 лет”. Сколько лет продлится полет на Луну? (4 года.)
Все знают, что Международный День Космонавтики 12 апреля, но первый искусственный спутник Земли был запущен намного раньше.
Ответив верно на вопросы блиц-турнира, мы узнаем: дату запуска этого спутника, его вес и продолжительность подачи сигналов им на Землю.
Вопросы:
- Какую величину принимают в задачах на уравнение за неизвестную?
- Корень уравнения в решении задачи есть величина . . .
- При составлении уравнения помним, что умножение лучше чем . . . , сложение лучше чем . . .
Положительная | Деление, вычитание | Меньшая |
86,3 тонны | 20 сигналов | 4.10.57 г |
Задача №4. Взлет и посадка Ю. Гагарина составила 5/49 от пути, за которое он облетел земной шар, а разность их времени равна 1 ч 28 мин. Сколько времени длился первый полет человека в космос? (108 мин)
Прошло совсем немного времени, и ученые создали орбитальную станцию “Мир”, на которую космические корабли поставляли необходимое оборудование для научных исследований.
Все прекрасно помнят, что космический корабль по форме похож на тело, состоящее из цилиндра и конуса.
Задача № 5. Орбитальный корабль “Буран” обит листами сверхлегкого титанового сплава. Стандартный размер листа 2,5 *1,2 (м).
Цилиндрическая часть его корпуса представляет собой прямоугольник в развертке, периметр которого 96 м. Длина прямоугольника в 3 раза больше, чем ширина. Сколько титановых листов необходимо для корпуса корабля? (144 листа.)
Задача №6. В первой строке изображены фигуры спереди, а во второй – вид фигуры сверху. Укажите номер изображения космического корабля “Буран”? (2, 4)
Ответ 2, 4 рис.
Как называются остальные тела? (Четырехугольная пирамида, шар, усеченный конус.) Показать макеты тел.
На сегодняшний день космонавты на станции МКС могут находиться до 14 месяцев, проводя исследования в разных областях наук, как например влияние невесомости на организм человека, получение сверхчистых лекарств, сверхпрочных сплавов и многое другое. И для такой работы им, конечно, необходим выход в открытый космос.
Задача № 7. Работу в открытом космосе три космонавта распределили следующим образом: первый находился в 2 раза меньше времени, чем второй, а третий – на 12 часов больше, чем первый. За какое время каждый космонавт выполнил свою работу, если вся работа выполнена за 3,25 суток?
Космонавтика незаметно вошла в нашу повседневную жизнь. Спутники помогают службе погоды, обеспечивают связь ГЛОНАСС и GPS и работу телерадиовещания, всемирной сети. Космические снимки помогают геологам и специалистам лесного и сельского хозяйства. С орбит ведутся наблюдения за Мировым океаном, движением ледников, активностью вулканов.
Космические аппараты передают сигналы спасателям, навигационным службам.
В недалеком будущем возможны создание электростанций в космосе, удаление вредных веществ с поверхности Земли и строительство заводов на околоземной орбите и Луне.
В космос всем открыта дверь. Ну-ка сам себя проверь!
- Во сколько раз выше можно прыгнуть на Марсе, чем на Земле, если его притяжение меньше, чем на Земле на 150%? (в 2,5 раза.)
- Как измениться вес космонавта в невесомости? (Не изменится.)
- Какой груз можно поднять на Луне, если ее притяжение в 6 раз меньше, чем на Земле? (В 6 раз больше.)
- Какая скорость из 7,9 км/с или 11,2 км/с называется первой космической скоростью? (7,9 км/с.)
- Ребятам предлагается по 6 фотографий из космоса определить, что на них изображено. (Действующий вулкан, ледники, горящие леса, звездная туманность, Тихий океан.)
Надеюсь, наше путешествие вас действительно увлекло и вы убедились, что за 50 лет развитие космонавтики шло действительно семимильными шагами и предложенные задачи не показались вам особенно трудными.
Д/з: составить 2–3 задачи, основываясь на знания о планетах и звездах , используя дополнительную литературу.
Литература, рекомендуемая для подготовки урока:
- Научно-популярный журнал “Земля и Вселенная”.
- Л.А. Гильберг “От самолета к орбитальному комплексу”.