Цели:
- Расширение кругозора учащихся, накопление знаний.
- Развитие творческих способностей, памяти, внимания, усидчивости.
- Развитие мыслительной деятельности и умственных способностей.
- Способствовать сплочению детского коллектива.
Предварительная работа:
- Изготовление эмблем для команд, фишек с баллами для подведения итогов конкурсов, составление самими учащимися 2 класса ребусов, сообщение учеников по теме “История ребусов”
Оборудование:
- Цветные карандаши, фломастеры
- Карточки с ребусами
- Листочки для разминки конкурсов “Дешифровщик” и “Имена”
- “Волшебная коробка”
Жюри: учащиеся, подготовившие ребусы.
Ход викторины: учащиеся распределяются на три команды, вытаскивая из “волшебной коробки” эмблему команды.
Ведущий:
Внимание! Внимание! Приглашаю всех отправиться в “царство Ребусов”. Не забудьте взять с собой быстроту мыслей, находчивость, смекалку, сообразительность и взаимопомощь. В нашей викторине встречаются команды: “Звездочки”, “Божья коровка” и “Рыбки”. Вам, конечно, хочется знать, чем мы будем заниматься. Сегодня вы будите отгадывать ребусы и сами их составлять. Давайте вспомним, что же такое ребус?
(Ответы детей.)
Ребус – это загадка, головоломка. Но загадка не совсем обычная. Все слова в ребусах изображены при помощи рисунков и различных знаков. Вспомним историю возникновения ребусов.
(Рассказ учеников.)
Появились ребусы очень давно. Название слова “ребус” произошло от старинного латинского выражения, которое в переводе на русский язык означает: “Не словами, а при помощи вещей”. Первый печатный сборник ребусов вышел во Франции в 15 веке. Составил его Этьенн Табуро. В нашей стране этот вид головоломки появился в 1845 году (в 18 веке) на страницах журнала “Иллюстрация”.
У ребусов очень интересная история: давным-давно, когда люди еще не умели писать, они составляли свои письма из предметов. Вожди одного племени посылали своим соседям вместо письма птицу, мышь, лягушку и 5 стрел. Смысл этого письма был таков: “Умеете ли вы летать как птицы, прятаться в землю как мыши, прыгать по болотам как лягушка? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, как только вы вторгнитесь на наши земли”.
Ведущий: Чтобы отгадать слово, зашифрованное в ребусе, надо знать несколько правил. В разминке мы будем вспоминать эти правила. За каждый правильный ответ команда получает балл
Разминка.
1. Если в ребусе между двумя картинками стоит знак “+”, то нужно сложить названия рисунков.
2. Если рисунок перевернут, название его следует читать наоборот.
3. Если перед рисунком слева стоит одна или несколько запятых, то в этом слове надо отбросить одну или несколько первых букв.
4. Если одна или несколько запятых стоят справа после рисунка, то в этом слове надо отбросить одну или несколько последних букв.
5. Если две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога “В” (в-о-да, в-о-семь)
6. Отдельные слоги в ребусе можно изображать при помощи цифр, нот, букв греческого алфавита, химических элементов и т.п.
7. Если предметы, цифры или буквы изображены один на другом, то их названия читаются с добавлением предлога "на", "над" или "под".
Ведущий: Отлично! Мы вспомнили правила разгадывания ребусов! Разминка окончена!
(Подведение итогов разминки)
Встречаются и хитрые ребусы, над разгадкой которых нам придётся потрудиться!
Конкурс “Имена”.
Ответы: 1) Валя; 2) Наташа; 3) Вера; 4) Наум; 5) Евгения; 6) Надежда; 7) Вова; 8) Афанасий.
Подведение итогов конкурса..
Ответы: 1) лом; 2) волосы; 3) лицо; 4) чаепитие.
Ответы: 1) вобла; 2) вода; 3) натюрморт; 4) водоворот; 5) ананас; 6) хвост.
Ответы: 1) ваза; 2) лисица; 3) вагон; 4) посёлок.
Ответы: 1) место; 2) пятнашки; 3) столб; 4) витрина; 5) тритон; 6) родина.
(Подведение итогов конкурса.)
Конкурс “Шифровальщик”.
Ведущий: Вы знаете правила разгадывания ребусов, теперь давайте попробуем превратить слова в ребусы! Не забывайте, что рисунки в ребусах должны быть ясными и точными! Много запятых делают ребус неинтересным, применяйте различные способы.
Слова: КОМНАТА, ОВРАГ, СТРИЖ, ПОДВАЛ, ВОЛК.
(Подведение итогов.)
Конкурс “Лишнее слово”.
Ведущий: Сейчас мы попробуем усложнить задание: каждая команда вытаскивает из “волшебной коробки” листок с непонятными словами. Прочитайте правильно слова, найдите лишнее слово и попробуйте зашифровать его.
1.) РАНАКАДШ, ЧАУРК, ТОСИКЧАК, ОРЕВД. (Карандаш, ручка, кисточка, ведро.)
2.) ОКВОСТ, ЛЕЙК, САРКАК, ТИЛАСПЛИН. (Восток, клей, краска, пластилин.)
3.) ЗАРО, ИЯЛИЛ, ШКАРОМА, ВАСО. (Роза, лилия, ромашка, сова.)
Конкурс “Кто быстрее?”
Из каждой команды в этом конкурсе участвует 2 человека. Из “волшебной коробки” представители команд вытаскивают карточку с заданием расшифровать два слова.
- АК + 3 + СА;
- 100 + ЛИЦА;
- 6’;
- 100 + Г;
- ПО + 2 + Л;
- 7 + Я.
Ответы: актриса, столица, шест, стог, подвал, семья.
(Подведение итогов.)
Ведущий: Пока жюри подводит итоги викторины, вы можете зашифровать сами свои имена!
Ведущий: При составлении и разгадывании ребусов нам пришлось многому научиться: быть внимательными, наблюдательными, мы научились анализировать слова, сопоставлять и сравнивать, выделять главное, убирать лишнее, а это значит – мы научились мыслить! Умение решать и составлять ребусы влияет на успешное обучение.