Цель :
- формирование понимания взаимосвязи между изученными явлениями;
- систематизировать знания учащихся по истории физики;
- создание атмосферы праздника;
- развитие коммуникативных умений;
- оживление в памяти интересных моментов школьной жизни.
Тип урока: обобщающий.
Подготовительная работа:
- Подготовить фотоматериал об учащихся за 7–11 класс (для финала презентации).
- Записать аудио, видео обращения учителя на финал урока.
- Презентация “Азбука для физиков”.
- Праздничное оформление места проведения.
- Подготовить грамоты, письма для выпускников.
- Подготовить аудио– ряд для урока.
- Подготовить листочки для письменной работы.
Оборудование:
- проектор,
- компьютер,
- презентация,
- свеча,
- динамики.
Содержание мероприятия:
- Организационный момент.
- Создание ситуации “Сюрприза”.
- Представление темы урока и её обоснование.
- Игра “Азбука для физиков”.
- Практическая часть.
- Подведение итогов урока.
- Заключительная часть.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Ученики входят в празднично – оформленный класс, звучит мелодия, приветствия учителя.)
Учитель.
Здравствуйте, ребята! Я рада Вас приветствовать на заключительном уроке физики в Вашей школьной жизни.
Неумолимо идет время. Кажется, что это было очень давно, когда мы робко и неуверенно вошли в 1 класс. Но вот уже
“Скоро парта ваша опустеет,
И звонок прощальный прозвенит.
И навряд ли кто из вас сумеет
Безразличным сделаться на вид!
Не скрывайте, если загрустится,
Добрых чувств не прячьте никогда!
Жизнь и юность к вам, друзья, стучится,
И уходит детство навсегда!”
2. Создание ситуации “Сюрприза”.
(Презентация. Слайд 1.)
Звучит песня А. Макаревича “Пока горит свеча”. Листаются слайды с заключительных уроков прошлых лет
3. Представление темы урока и её обоснование.
(Слайд 2.)
Учитель:
Выносит горящую всечу.
Когда человек родился с первым, с чем он столкнулся был свет. При свете хорошо наблюдать …. Однажды на уроке физики я предложила написать ребятам письмо учителю физики. Вот несколько строк из таких писем:
С тех пор вот уже 19 лет в традиции проведение заключительного урока “Письмо учителю физики “Пока горит свеча…”(Слайд 4)
(Учащиеся записывают тему на листочках.)
4. “Игра “Азбука для физиков”.
(Слайды 5–20.)
Учитель: Для того чтобы написать письмо хотелось бы узнать, а Вы с азбукой знакомы?
Учащиеся: отвечают. Пользуются шутками.
Учитель: Чтобы оценить вклад того или иного человека в развитие какой-то области знаний, надо проследить историю развития этой области и попытаться усмотреть прямое или косвенное влияние идей и трудов этого человека на процесс достижения новых знаний и новых успехов. В течении нескольких лет Вы знакомились с учёными внесшими вклад в науку о природе, котрую Вы заканчиваете изучать сегодня. Я предлагаю Вам необычный азбуку для физиков. Он поможет вспомнить о взаимосвязи между изученными явлениями; систематизировать знания по истории физики. По итогам работы с алфавитом мы узнаем, кто из Вас самый эрудированный физик– выпускник.
Учащиеся отгадывают имя учёного, используя подсказки, представленные на слайдах. (Подсказка № 1 – знаменитая фраза учёного; Подсказка № 2 – факт биографии, Подсказка № 3 – одно из открытий учёного. В презентации используются для активизации подсказки триггеры, при нажатии квадратика с подсказкой выплывает вставленный фрагмент, для закрытия фрагмента так же нужно нажать на квадратик с подсказкой.)
5. Практическая часть.
Учитель предлагает приступить к практической работе-написанию письма учителю.
(Для создания эмоционального настроения возможно включить музыкальное сопровождение: детские песни и постепенно перейти на нежные мелодии без слов. Одна из мелодий Мелодия “Флейта” http://mpleer.ru/?sea=%D4%EB%E5%E9%F2%E0 )
6. Подведение итогов урока.
Учитель Хотелось бы получить подвести итоги нашей с вами работы. (Вручение подарков, грамот, памятных писем, грамоты “ Самый эрудированный физик– выпускник.)
Учащиеся (ответное слово).
7. Заключительная часть.
(Слайд 21.)
Открытое аудио-письмо учителя.
“Жизнь – Свеча .
Вся наша жизнь свече подобна
И начинается с искры,
Мгновенно ярче разгораясь,
Взрослея горячеем мы.
И образ острый угловатый
Сменяют талые изгибы,
Где в очертании подтеков
Людей увидеть мы могли бы.
Мы словно капли восковые,
Соединяемся едино.
Забыв огонь мы остываем,
Становимся подобно льдинам,
И неподвижно ждем чего-то,
Пытаясь ухватить тепло,
Но лишь фитиль сгорит немного,
Лавиной новой потекло
На капли распадаясь, счастье.
Мы разошлись, но все равно,
Нам не подвластно разминуться
И вместе падая на дно,
Огню успеем улыбнуться,
Забрав в себя его тепло.
И жизнь свечи к концу подходит,
Свет только в нас, вокруг темно.
Вся наша память струйкой дыма,
Уходит, словно, в никуда,
Оставив нас одних, единых.
Мы словно белая вода,
Друг в друге тихо растворяясь,
Лишь белым воском становясь.”[2]
(Свечу тушат.)
Конец урока.
Список используемых источников для презентации.
- Ивукова Алевтина Петровна. Игра “Азбука для физиков”. http://nadezhda-sribnik.narod.ru/stranicyposhablonu/Zhiznsvecha.htm музыкальное оформление: А. Макаревич “ Пока горит свеча” http://mp3la.ru/%EC%E0%F8%E8%ED%E0_%E2%F0%E5%EC%E5%ED%E8/%CC%E0%F8%E8%ED%E0_%E2%F0%E5%EC%E5%ED%E8_-_%CF%EE%EA%E0_%E3%EE%F0%E8%F2_%F1%E2%E5%F7%E0-(27365).html
- Анимация “ свеча” http://www.liveinternet.ru/photo/1958056/post17499712
- http://www.mirf.ru/Articles/art1358.htm
- http://t1.gstatic.com/images?
- http://www.fyzici.tvst.cz/list.php
- http://www.persons-info.com/person
- http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/fizika/RADIOAKTIVNOST.html?
- http://aforizmer.ru/aforizmi/
- http://www.alhimik.ru/great/
- http://electrohistory.ru/probleski-istiny/ http://forum.foxnotes.ru/index.php?PHPSESSID=df12e5c28eb3d02295c2c2bb2fc5d5eb&topic=1736.30
- http://electrical-engineering-portal.com/who-was-james-prescott-joule http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=161133706-70-72&n=21 http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRsAvHXear0U99Sk-gzMh6hQqDbaCM428n3IaIPQqBJXZAUd57d http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSZXJtAnWDKTuoxlPB1EPkoeurtYvEvB6Q1LMhnUDRACUDj6uUT http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=381022985-54-72&n=21 http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQhkjP92Clw-ie3EtbBRyyFPVLNp_MK4KRPHqjNG-heTXkZXZLenw http://images.yandex.ru/yandsearchage http://baza-znanii.ru/wp-content/uploads/2011/05/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82-%D0%AD%D0%B9%D0%BD%D1%88%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BD.jpg
- http://www.rusactive.ru/images/history/history_izobretenie/