Урок математики по теме “Порядок выполнения действий” был проведён в 4 – г классе.
В классе обучается 25 человек, 15 мальчиков и 10 девочек.
Целью моей педагогической деятельности является создание на уроке условий для формирования и развития личности каждого обучаемого с учётом его индивидуальных способностей и возможностей. Для достижения данной цели использую в работе результаты психолого-педагогического мониторинга, которые позволяют спланировать и организовать дифференцированный подход в обучении.
В классе с высоким уровнем внимания – 16 учеников, с неустойчивым, рассеянным – 9 учеников.
Высоким уровнем памяти обладает 8 учащихся, низкий уровень запоминания и сохранения информации – 17 человек.
Предпочитают получать информацию через слуховой канал (аудиалы) – 7 учащихся; 5 ребят предпочитают работать в визуальной модальности, получать информацию зрительно; 4 обучающихся хорошо работают в кинестетической модальности; смешанным типом модальности обладают 9 учеников. Работу на уроке целесообразно организовывать таким образом, чтобы и аудиалы, и визуалы, и кинестеты имели возможность высказаться.
Доминирование левого полушария (словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению) характерно для 5 учащихся. Правого полушария (конкретно-образное мышление, развитое воображение) – 20 учащимся. Эти дети любят делать самостоятельный выбор, поэтому на уроке предлагаю карточки-задания разного уровня. Предпочитают получать информацию в виде графиков, карт, демонстраций, поэтому использую на уроке много наглядности.
У большинства учащихся недостаточно сформированы учебно-организационные умения и навыки, а это значит, что у учащихся затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности (учащиеся, приступая к работе, не задают уточняющих вопросов, хотя и нуждается в пояснениях; действуют импульсивно, хаотично).
Анализ сформированности учебно-коммуникативных умений и навыков позволяет сделать вывод, что многие учащиеся испытывают незначительные затруднения при изложении собственных мыслей, в связи с ограниченным словарным запасом, волнением и при работе в группе.
Полученные данные матрицы параметров индивидуального стиля учебной деятельности учащихся позволили составить программу развития каждого ученика и использовать дифференцированный подход на уроке.
Урок по теме: “Порядок выполнения действий” был проведён в 4-г классе МБОУ “Лянторская СОШ № 4”/УМК “Школа России”/. Второй урок в разделе “Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление”. На изучение данного раздела отводится 14 часов, темы – 1 час.
Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию по учебнику “Математика”, 4 класс (1 часть), авторы Моро М. И., Бантова М. А., М.: Просвещение, 2012 год.
Тип урока: изучение нового материала.
На данный урок были определены следующие цели:
- Образовательные:
– сформировать умения определять порядок действий в числовых выражениях без скобок и со скобками.
–
– развивать внимание, познавательные способности учащихся;
– формировать коммуникативные умения и навыки.
– воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, адекватной самооценки.
Форма организации учебно-познавательной деятельности: коллективная.
В педагогической практике использую педагогическую систему (классификацию) методов обучения Ю.К. Бабанского.
На уроке использованы следующие методы обучения:
1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, объяснение, рассказ,
практическая работа.
3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию,
изучение нового материала, закрепление, физкультминутка.
4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном
процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
5. Методы стимулирования и мотивации к учению: создание ситуации успеха.
6.Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: фронтальный
контроль, индивидуальный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия.
Педагогические приемы: “Ситуация успеха”.
Для эффективной реализации целей и задач урока были использовано следующее оборудование и оснащение урока:
Информационные учебно-наглядные пособия:
– презентация к уроку для учащихся по теме: “Порядок арифметических
действий”;
– тренажёр для глаз.
Технические средства информации:
– интерактивный комплекс “Smart Board” с программным обеспечением Windows XР и
программа Microsoft Office-Power Point.
Учебно-наглядные пособия для выполнения практических заданий:
– разноуровневые карточки – задания желтого, зелёного, синего цвета для
практической работы;
– карточка для рефлексии.
Реализация поставленных целей урока на каждом этапе.
I. Организационный момент. (1 мин.)
Задача: включение учащихся в учебную деятельность, создание эмоционального настроя.
Слайд №1 “Презентация к уроку для учащихся”. Презентацию можно получить у автора статьи.
На данном этапе проверяется готовность класса к уроку, создаются условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность и сотрудничества с учителем. С этой целью были предложены следующие строки:
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Считайте ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте,
Учебник научит вас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу!
(Ю. Яковлев)
Цель на данном этапе урока была достигнута, ребята быстро включились в учебную деятельность и настроились на работу.
Методы обучения: словесный.
Педагогический приём: “Ситуация успеха”.
II. Этап подготовки обучающихся к активному, сознательному усвоению знаний. (10 мин.)
2.1. Повторение нумерации чисел.
Задача: повторение нумерации чисел, закрепление умения читать и записывать числа, знания их десятичного состава, а также порядка их следования в натуральном ряду чисел.
Слайды № 2, 3 “Презентация к уроку для учащихся”.
На слайде:
759, 109, 208, 380,500, 460, 957.
– Назовите сколько в каждом числе сотен, десятков, единиц.
– Сколько всего десятков в каждом числе?
– Запишите числа в порядке возрастания.
2.2. Совершенствование вычислительных навыков.
Задача: отработка приёмов табличного и внетабличного умножения и деления, сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Слайд № 4 “Презентация к уроку для учащихся”.
На данном этапе совершенствуются приёмы устных вычислений. Ученики смотрят на экран и устно выполняют задания. На экране появляются правильные ответы.
Методы обучения: наглядный, словесный, фронтальный контроль
III. Физкультминутка. (2 мин.)
Задача: релаксация.
Данный этап урока использован с учётом здоровьеcберегающих технологий. Вместе с учителем обучающиеся проводят оздоровительную паузу для снятия утомляемости. Это также способствовало поддержке эмоционального настроя в классе.
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Солнце глянуло на нас,
1, 2, 3, 4, 5.Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
1, 2, 3, 4, 5.Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку
Все мы делаем зарядку.Словно в пляске – руки в боки,
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо, влево, вправо,
Получается на славу.Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели
Мы немножко отдохнем,
И опять считать начнем.
IV. Постановка цели и задач урока. (3 мин.)
Задача: определить содержательные рамки урока, сообщить тему и цели урока.
4.1. Создание проблемной ситуации.
Задача: сравнить порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
Слайд № 5 “Презентация к уроку для учащихся”.
Предлагаю сравнить выражения и результаты. Что заметили?
180 – 30 + 40 = 190
180 – 30 + 40 = 110
Дети заметили, что выражения одинаковые, а результаты разные.
– Что нужно сделать, чтобы во втором выражении получился такой результат?
– Добавить скобки. Получится выражение: из 180 отнять сумму чисел 30 и 40. Теперь значение выражения равно 110.
Делается вывод: в выражениях со скобками и без скобок порядок выполнения действий разный.
Ребята принимали участие в определении темы урока. Сделали вывод, что на уроке мы будем говорить о правилах порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них. Были определены задачи урока: познакомиться с правилами выполнения арифметических действий, научиться определять порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без них и применять полученные знания на практике.
Методы обучения: частично – поисковый, словесный, наглядный.
V. Изучение нового материала. (10 мин.)
Задача: познакомить с правилами порядка выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия сложения, вычитания, умножения и деления.Слайд № 6 “Презентация к уроку для учащихся”.
Для настроя обучающихся на восприятие нового материала предлагаю следующие строки:
Внимательно слушайте – и всё услышите!
Внимательно смотрите – и всё увидите!
Думайте – и всё обязательно поймёте!
Слайд № 7 “Презентация к уроку для учащихся”.
Математика — наука точная. Она требует, чтобы мы точно выполняли ее законы и не нарушали порядка. А порядок в числовых выражениях особый: Сначала выполняются действия в скобках (если они есть в выражении), затем действия умножения и деления, а потом действия сложения и вычитания.
Слайд № 8 “Презентация к уроку для учащихся”.
Предлагаю обучающимся определить порядок выполнения действий и найти значение 2 выражений.
46 – 24 + 12 =
15 : 3 • 9 =
Слайд № 9 “Презентация к уроку для учащихся”.
Сделали вывод: Правило 1. В выражениях без скобок, содержащих только действия сложения и вычитания или умножения и деления выполнять действия надо только по порядку слева направо. На буквенном выражении закрепляем данное правило – расставляем порядок арифметических действий.
Слайд № 10 “Презентация к уроку для учащихся”.
Задание усложняется.
120 – 20 : 4 • 6 =
360 : 4 + 10 – 8 • 5 =
В выражениях есть все четыре действия – сложение, вычитание, умножение и деление. Обучающиеся определяют порядок арифметических действий, вычисляют значение выражений.
Слайд № 11 “Презентация к уроку для учащихся”.
Сделали вывод: Правило 2. В выражениях без скобок считай по порядку слева направо сначала действия умножения и деления, а затем сложения и вычитания. На буквенном выражении закрепляем данное правило – расставляем порядок арифметических действий.
Слайд № 12 “Презентация к уроку для учащихся”.
Обучающимся предлагаются 2 выражения со скобками. Задание такое же: определить порядок арифметических действий и вычислить значение выражений.
1000– (100 • 9 + 10) =
99 • (24 – 23) – (12 – 4) : 2 =
Слайд № 13 “Презентация к уроку для учащихся”.
Выводим правило 3: в выражениях со скобками сначала выполняются действия в скобкам по правилам 1 и 2, затем по порядку слева направо действия умножения и деления, а затем сложения и вычитания. На буквенном выражении закрепляем данное правило – расставляем порядок арифметических действий.
Методы обучения: беседа, объяснение, частично – поисковый, объяснительно-иллюстративный.
VI. “Гимнастика для глаз”. (2 мин.)
Задача: предупредить зрительное утомление у учащихся, снятие усталости глаз, профилактика близорукости и улучшение зрения.
Использую “Тренажёр для глаз”, созданный Понятовской Ю. Н.
VII. Закрепление нового материала. (12 мин.)
7.1. Работа по учебнику.
Задача: закрепить правила выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия сложения, вычитания, умножения и деления.
По учебнику стр. 6 , задание № 10 учащиеся устно объясняют порядок выполнения действий и находят значение выражений. Задание № 11 (1 столбик) учащиеся с комментированием у доски объясняют в каждом выражении порядок выполнения действий, а потом вычисляют его значение.
7.2. Практическая работа по карточкам. (Приложение 1)
Задача: проверить уровень сформированности знания и умения каждого ученика применять правила выполнения действий на практике.
Практическая работа даёт возможность проверить знания и умения каждого ученика. Дети выбирали себе карточку по уровню сложности: желтая карточка содержит выражения, значение которых находим, используя правило 1, в карточке зелёного цвета – выражения, значения которых находим, используя правило 2, в карточке синего цвета – выражения, значение которых находим, используя правило 3.
Самоконтроль. Обучающиеся по слайду проверяют.
Слайд № 14 “Презентация к уроку для учащихся”.
7.3. Решение задачи.
Задача: совершенствование умения решать сложные задачи, используя выражение.
Слайд № 15 “Презентация к уроку для учащихся”.
Обучающиеся читают задачу в учебнике на стр. 6. Задание № 12 и наглядно видят условие задачи на слайде. Детям дана установка: решить задачу, составив выражение.
Проверка решения задачи.
Методы обучения: репродуктивный, наглядный, словесный, практическая работа, фронтальный, индивидуальный опросы, взаимоконтроль, самоконтроль
VIII. Домашнее задание. (2 мин.)
Задача: сообщить учащимся о домашнем задании, объяснить методику его выполнения.
Стр. 6 № 11 (2 столбик), № 13
Метод обучения: объяснение.
IX. Итоги урока. (3 мин.)
– Рефлексия. (Приложение 2)
Задача: осознание уровня усвоения нового материала.
На этапе рефлексии каждый учащийся по карточке сделал самооценку уровня усвоения нового материала по новой теме.
– Подведение итогов урока
Методы обучения: объяснение, рефлексия.
Вывод:
Все методы, приемы обучения, форма организации учебно-познавательной деятельности, средства обучения обеспечили выполнение дидактических целей.
Содержание учебного материала было направлено на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Все этапы взаимосвязаны между собой. Использованные методы и приемы обеспечили рациональное распределение рабочего времени и предупреждение перегрузок учащихся. На уроке присутствовала атмосфера сотворчества и сотрудничества.
Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формируют собственное мнение и позицию, используют устную речь для регуляции своего действия. Все задания урока позволили работать над формированием общеучебных умений, навыков (ОУУН) (учебно-познавательных, учебно-коммуникативных, учебно-организационных, учебно-информационных, личностные).
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий и дифференцированного подхода в обучении, благодаря которым обеспечивается формирование учебно-информационных ОУУН и наиболее комфортный для ребёнка канал приёма информации (модальность – для учителя очень важный параметр, определяющий способ подачи материала и формы самостоятельной работы ученика), с этой целью на уроке применялась мультимедийная компьютерная презентация и осуществлялся дифференцированный подход в подаче учебного материала – карточки-задания желтого, зелёного, синего цвета для практической работы.
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены здоровье сберегающие технологии: физкультурная пауза, гимнастика для глаз.
С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к изучению математики, чувства коллективизма, взаимопомощи, адекватной самооценки.
Активная работа, результаты рефлексии позволяют сделать вывод об успешном усвоении темы. Психологическая обстановка на уроке была доброжелательная. Все поставленные задачи урока удалось реализовать.
Спасибо за внимание!