Интегрированный урок "математика + технология" по теме "Пропорция"

Разделы: Математика


Класс: 7.

Цели урока:

  • Обучающие: обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме; усиление прикладной и практической направленности изученной темы; установление межпредметных связей; расчет необходимого количества продуктов для приготовления салата.
  • Развивающие: расширение кругозора учащихся.
  • Воспитательные: прививать любовь к математике через связь с другими предметами, желание познавать новое, навык самостоятельности в работе.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Учитель математики:

– Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о пропорции и попытаемся ответить на вопрос, который мне постоянно задают: “Зачем учить математике, где она пригодится в жизни?”

– Что объединяет движения транспорта и кулинарию, изготовление сплавов и малярные работы, картографию и биологию? Оказывается, что нередко возникают ситуации, когда пропорции помогают решать, казалось бы, разные задачи.

Сегодня мы будем решать задачи не из учебника математики, а из учебника технологии. Прежде чем перейти к задачам, давайте вспомним некоторые математические термины:

2 . Устный опрос:

1. Что называют отношением двух чисел? Отношением называют частное двух чисел.

Можно ли найти отношения следующих величин

а) 2 м и 4 кг,
б) 5 ч и 2 ч;
в) 3 кг и 3 ц?

Если величины измерены разными единицами измерения (случай в)), то для нахождения их отношения надо перейти к одной единице измерения, а отношение разноименных величин (случай а)) найти нельзя.

2. Что такое пропорция? Пропорция – это равенство двух отношений.

Какие из равенств являются пропорциями:

1) 45 : 5 = 4 + 5; Не является пропорцией, т.к. нет двух отношений

2) 30 : 5 = 12 : 2

Назовите крайние и средние члены пропорции. Как проверить, что это пропорция? (Два способа.)

3. Как найти неизвестный крайний член пропорции? Как найти неизвестный средний член пропорции?

4. Правильно решив уравнения, вы сможете узнать , какой салат мы приготовим сегодня с Ольгой Владимировной.

Правильный ответ: Оливье.

3.

Учитель технологии: История салата оливье.

  • Множество блюд чужих кухонь перерабатываются под наши нужды, приобретая в наших условиях новый, а порой и совсем иной вкус. Так произошло и с салатом Оливье. Немногие знают, что знаменитый салат Оливье был придуман французским поваром в России во второй половине 19 века, и имя знаменитого повара вводит многих в заблуждение. Тем не менее, факт есть факт. Люсьен Оливье – основатель знаменитого ресторана Эрмитаж, а также автор великолепного и живущего до сих пор салата. Главной достопримечательностью эрмитажной кухни сразу же стал салат "Оливье". В семье Оливье ещё в начале 19 века стали добавлять при изготовлении соуса горчицу, а также несколько секретных специй, отчего вкус знакомого соуса становился слегка острым.
    Способ приготовления салата Люсьен Оливье держал в тайне и с его смертью секрет рецепта считался утерянным. Тем не менее, основные ингредиенты были известны и в 1904 году рецептура приготовления салата была воспроизведена. Вот его состав; 2 рябчика, телячий язык, четверть фунта паюсной икры, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, полбанки сои кабуль, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую. Для соуса: майонез провансаль должен быть приготовлен на французском уксусе из 2 яиц и 1 фунта прованского (оливкового) масла, однако, по отзывам знатоков, это было не то. Но, мы будем готовить по современному рецепту:
  • 1 баночка зеленого горошка (400 г.),
  • 300 г. мяса,
  • 4 яйца,
  • 350 г. картофеля,
  • 100 г. соленых или маринованных огурцов,
  • 150 г. лука,
  • соль,
  • майонез.

– Для того, чтобы пользоваться кулинарными рецептами, производить по ним расчет продуктов, требуется знать, что такое отношение, пропорциональность. Сегодня мы рассмотрим конкретный пример расчета .

4. Решение задач.

В ресторан поступил заказ на подготовку банкетного вечера. В меню, кроме других блюд,, входит салат “Оливье”. Перед поваром стоит задача: Сколько заказать продуктов для выполнения заказа. Для двух порций нужно 150 г. куриного мяса и 200 г. картофеля.

Имеется 600 г. куриного мяса. Сколько порций можно приготовить из этого количества?

Решение: Составим пропорцию:
2 порции – 150 г.
Х порций – 600 г..

Х= 2 * 600 : 150 = 8

Ответ: * порций можно приготовить из 600 г. Куриного мяса.

У повара есть 1 кг. картофеля. Хватит ли этого количества для приготовления 8 порций салата?

Решение: Составим пропорцию:
2 порции – 200 г.
8 порций – х г.

Х= 8 * 200 : 2 = 800

Ответ: для 8 порций нужно 800 г. картофеля, поэтому хватит имеющегося картофеля.

5. Работа в группах. Вычисление количества продуктов.

Учитель: Готовить салат Оливье сегодня вы будите в группах по 8 человек. Мы уже вычислили, что для приготовления 8 порций необходимо 600 г. куриного мыса и 800 г. картофеля. А теперь, работая в группах, вы должны вычислить количество огурцов, моркови и яиц.

1) Для 3 порций нужно 90 г. огурцов. Сколько понадобится нам, для приготовления 8 порций?
Решение: Составим пропорцию: 3 порции – 90 г.
8 порций – х г.
Х= 8 * 90 : 3 = 240
Ответ: для 8 порций нужно 240 г. огурцов.

2) Для 10 порций нужно 240 г. моркови. Сколько понадобится нам, для приготовления 8 порций?
Решение: Составим пропорцию: 10 порции – 240 г.
8 порций – х г.
Х= 8 * 240 : 10 = 192
Ответ: для 8 порций нужно 192 г. моркови.

3) Для 4 порций нужно 3 куриных яйца. Сколько понадобится нам, для приготовления 8 порций?
Решение: Составим пропорцию: 4 порции – 3 яйца
8 порций – х яиц
Х= 8 * 3 : 4 = 6
Ответ: для 8 порций нужно 6 куриных яиц.

Итак, запишем количество продуктов для приготовления 8 порций салата оливье:

Куриное мясо 600 г; картофель отварной 800 г.; огурцы 240 грамм; 6 куриных яиц; морковь отварная 192 г. Все продукты нарезать кубиками, заправить майонезом.

6. Приготовление салата в группах.

7. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Сегодня на уроке мы: ….

В русском языке встречаются пословицы и поговорки, устанавливающие прямую и обратную пропорциональную зависимость. Например:

1) Как аукнется, так и откликнется.

2) Чем выше пень, тем выше тень.

3) Чем больше народа (в помещении), тем меньше кислорода.

Предлагаю вам, в качестве домашнего задания, поработать с книгами, подобрать соответствующие пословицы и поговорки и определить какую пропорциональную зависимость они выражают.

Приложение.