Класс: 7.
Цели урока:
- Обучающие: обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме; усиление прикладной и практической направленности изученной темы; установление межпредметных связей; расчет необходимого количества продуктов для приготовления салата.
- Развивающие: расширение кругозора учащихся.
- Воспитательные: прививать любовь к математике через связь с другими предметами, желание познавать новое, навык самостоятельности в работе.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Учитель математики:
– Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о пропорции и попытаемся ответить на вопрос, который мне постоянно задают: “Зачем учить математике, где она пригодится в жизни?”
– Что объединяет движения транспорта и кулинарию, изготовление сплавов и малярные работы, картографию и биологию? Оказывается, что нередко возникают ситуации, когда пропорции помогают решать, казалось бы, разные задачи.
Сегодня мы будем решать задачи не из учебника математики, а из учебника технологии. Прежде чем перейти к задачам, давайте вспомним некоторые математические термины:
2 . Устный опрос:
1. Что называют отношением двух чисел? Отношением называют частное двух чисел.
Можно ли найти отношения следующих величин
а) 2 м и 4 кг,
б) 5 ч и 2 ч;
в) 3 кг и 3 ц?
Если величины измерены разными единицами измерения (случай в)), то для нахождения их отношения надо перейти к одной единице измерения, а отношение разноименных величин (случай а)) найти нельзя.
2. Что такое пропорция? Пропорция – это равенство двух отношений.
Какие из равенств являются пропорциями:
1) 45 : 5 = 4 + 5; Не является пропорцией, т.к. нет двух отношений
2) 30 : 5 = 12 : 2
Назовите крайние и средние члены пропорции. Как проверить, что это пропорция? (Два способа.)
3. Как найти неизвестный крайний член пропорции? Как найти неизвестный средний член пропорции?
4. Правильно решив уравнения, вы сможете узнать , какой салат мы приготовим сегодня с Ольгой Владимировной.
Правильный ответ: Оливье.
3.
Учитель технологии: История салата оливье.
- Множество блюд чужих кухонь перерабатываются под наши нужды, приобретая
в наших условиях новый, а порой и совсем иной вкус. Так произошло и с
салатом Оливье. Немногие знают, что знаменитый салат Оливье был придуман
французским поваром в России во второй половине 19 века, и имя знаменитого
повара вводит многих в заблуждение. Тем не менее, факт есть факт. Люсьен
Оливье – основатель знаменитого ресторана Эрмитаж, а также автор
великолепного и живущего до сих пор салата. Главной достопримечательностью
эрмитажной кухни сразу же стал салат "Оливье". В семье Оливье ещё в начале
19 века стали добавлять при изготовлении соуса горчицу, а также несколько
секретных специй, отчего вкус знакомого соуса становился слегка острым.
Способ приготовления салата Люсьен Оливье держал в тайне и с его смертью секрет рецепта считался утерянным. Тем не менее, основные ингредиенты были известны и в 1904 году рецептура приготовления салата была воспроизведена. Вот его состав; 2 рябчика, телячий язык, четверть фунта паюсной икры, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, полбанки сои кабуль, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую. Для соуса: майонез провансаль должен быть приготовлен на французском уксусе из 2 яиц и 1 фунта прованского (оливкового) масла, однако, по отзывам знатоков, это было не то. Но, мы будем готовить по современному рецепту: - 1 баночка зеленого горошка (400 г.),
- 300 г. мяса,
- 4 яйца,
- 350 г. картофеля,
- 100 г. соленых или маринованных огурцов,
- 150 г. лука,
- соль,
- майонез.
– Для того, чтобы пользоваться кулинарными рецептами, производить по ним расчет продуктов, требуется знать, что такое отношение, пропорциональность. Сегодня мы рассмотрим конкретный пример расчета .
4. Решение задач.
В ресторан поступил заказ на подготовку банкетного вечера. В меню, кроме других блюд,, входит салат “Оливье”. Перед поваром стоит задача: Сколько заказать продуктов для выполнения заказа. Для двух порций нужно 150 г. куриного мяса и 200 г. картофеля.
Имеется 600 г. куриного мяса. Сколько порций можно приготовить из этого количества?
Решение: Составим пропорцию:
2 порции – 150 г.
Х порций – 600 г..
Х= 2 * 600 : 150 = 8
Ответ: * порций можно приготовить из 600 г. Куриного мяса.
У повара есть 1 кг. картофеля. Хватит ли этого количества для приготовления 8 порций салата?
Решение: Составим пропорцию:
2 порции – 200 г.
8 порций – х г.
Х= 8 * 200 : 2 = 800
Ответ: для 8 порций нужно 800 г. картофеля, поэтому хватит имеющегося картофеля.
5. Работа в группах. Вычисление количества продуктов.
Учитель: Готовить салат Оливье сегодня вы будите в группах по 8 человек. Мы уже вычислили, что для приготовления 8 порций необходимо 600 г. куриного мыса и 800 г. картофеля. А теперь, работая в группах, вы должны вычислить количество огурцов, моркови и яиц.
1) Для 3 порций нужно 90 г. огурцов. Сколько понадобится нам, для
приготовления 8 порций?
Решение: Составим пропорцию: 3 порции – 90 г.
8 порций – х г.
Х= 8 * 90 : 3 = 240
Ответ: для 8 порций нужно 240 г. огурцов.
2) Для 10 порций нужно 240 г. моркови. Сколько понадобится нам, для
приготовления 8 порций?
Решение: Составим пропорцию: 10 порции – 240 г.
8 порций – х г.
Х= 8 * 240 : 10 = 192
Ответ: для 8 порций нужно 192 г. моркови.
3) Для 4 порций нужно 3 куриных яйца. Сколько понадобится нам, для
приготовления 8 порций?
Решение: Составим пропорцию: 4 порции – 3 яйца
8 порций – х яиц
Х= 8 * 3 : 4 = 6
Ответ: для 8 порций нужно 6 куриных яиц.
Итак, запишем количество продуктов для приготовления 8 порций салата оливье:
Куриное мясо 600 г; картофель отварной 800 г.; огурцы 240 грамм; 6 куриных яиц; морковь отварная 192 г. Все продукты нарезать кубиками, заправить майонезом.
6. Приготовление салата в группах.
7. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Сегодня на уроке мы: ….
В русском языке встречаются пословицы и поговорки, устанавливающие прямую и обратную пропорциональную зависимость. Например:
1) Как аукнется, так и откликнется.
2) Чем выше пень, тем выше тень.
3) Чем больше народа (в помещении), тем меньше кислорода.
Предлагаю вам, в качестве домашнего задания, поработать с книгами, подобрать соответствующие пословицы и поговорки и определить какую пропорциональную зависимость они выражают.