Одно из направлений современного дошкольного образования – социальное воспитание. Умение договариваться; откликаться на идеи, выдвигаемые другими; сотрудничать; оказывать помощь; прикладывать усилия для достижения цели – эти вопросы социального воспитания помогает нам решать увлеченность детей “деланием”. И здесь не обойтись без технологии проектирования, которая является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых.
Информационная карта проекта.
Полное название проекта: “Кладовая Осени”.
Автор проекта: Рогова Т.П.
Продолжительность проекта: 3-я, 4-я неделя сентября и 1-я неделя октября.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети, родители и педагоги старшей группы “Соловушка”.
Возраст детей: 5 лет.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: в детском саду состоится выставка поделок из природного материала; как и из чего смастерить интересные работы?
Цель проекта: Систематизация и расширение знаний детей о времени года и формирование навыков коммуникативного общения, посредством совместной творческой деятельности.
Задачи проекта:
– Для детей:
– Научиться выделять существенные признаки объектов природы, делать
элементарные выводы.
– Развивать мелкую моторику рук, связную речь, навыки работы в группе.
– Научиться проявлять доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы.
– Расширить опыт эмоционального реагирования и форм сотворчества.
– Для педагогов:
– Поддерживать у детей интерес к исследовательской деятельности и
конструированию из природных материалов.
– Пробуждать у детей эмоциональный интерес к творческой деятельности и
позитивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
– Создать новые формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями.
– Для родителей:
– Укреплять детско-родительские отношения.
– Активизировать участие родителей в жизни детского сада
Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение с участием детей другой старшей группы.
Название итогового мероприятия проекта: Презентация выставки “Краски Осени”.
Продукты проекта:
– Пополнение запасов природных материалов для конструирования в группе.
– Организация конкурса-выставки поделок и сувениров с использованием природных
материалов “Краски осени”.
– Презентация выставки.
Ожидаемые результаты по проекту.
– Для детей:
– формирование разносторонних знаний о природе и бережное отношение к ней;
– желание участвовать в творческой деятельности;
– проявление эмоциональной отзывчивости на результат совместной деятельности;
– овладение детьми необходимыми коммуникативными умениями и навыками
взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
– Для педагогов:
– систематизация знаний детей о времени года;
– создание новых форм взаимодействия с воспитанниками и их родителями.
– Для родителей:
– установление эмоционального контакта с детьми;
– повышение активности участия в жизни группы.
Краткое содержание проекта.
Подготовительный этап проекта.
(Формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов/ продуктов проекта.)
Действия педагогов | Действия детей | Действия членов семьи |
Формулирование проблемы. Определение конечного продукта (организация и презентация выставки “Краски Осени”). Привлечение к сотрудничеству родителей воспитанников. Мотивация детей и родителей для участия в проекте. Изучение методической литературы по проектной деятельности. Создание развивающей среды для исследовательской и творческой деятельности. Подбор аудиозаписей, книг, иллюстраций на тему “Осень в гости просим!”, дидактических игр. |
Знакомство с проблемой. Понимание проблемы. Предложение вариантов решения проблемы. Определение цели проекта совместно с воспитателем. Прогнозирование результатов проекта (мы подготовим выставку работ и расскажем о них другим детям и взрослым, предложим им выбрать лучшие работы). |
Знакомство с проблемой. Принятие проблемы. Дополнение проблемы новыми идеями. Помощь в подборе литературы. Беседы с детьми о красоте осенней природы. |
Деятельностный этап проекта.
(Непосредственная деятельность по проекту.)
Воспитатель – родители | – Индивидуальные рекомендации по
подготовке к конкурсу-выставке поделок. – Ежедневные индивидуальные беседы об успехах детей. |
Воспитатель – дети | Общение:
“Что нам осень принесла”. Проведение наблюдений: – за полетом семян деревьев. – Нахождение примет осени. Рассматривание: Игровая деятельность: Д/игры: “Съедобное – несъедобное”, “Загадки на грядке”, “Хорошо –
плохо”, “Что на что похоже?”, “Найди дерево по семенам”. Трудовая деятельность: Сбор семян в цветнике на участке. Экспериментальная деятельность: – “Изучаем листья, кору, ствол, плоды и семена”. Решение проблемных ситуаций: – Из чего смастерить игрушку? Художественное творчество: Рисование: “Яблоня с золотыми яблоками”, “Грибы”, “Идет дождь”.
Музыка. Музыкально-игровое творчество “Ветер играет с листочками” А.
Жилина, “Упражнения с листочками (с платочками)” Т. Ломовой. Чтение художественной литературы. Соколов-Микитов “Осень”. |
Родители – дети | – Рассматривание иллюстраций в
журналах, книгах. – Акция: Собери природный материал. Рисунок 7. – Помощь в сборе информации по теме проекта, книг для выставки. – Изготовление поделок из природных материалов. – Подготовка мини-презентации своей работы (разучивание стихов, песен, сочинении сказки и т.д.). – Чтение и обсуждение детской литературы по теме. |
Дети (самост. деятельность) | – Рассматривание иллюстраций с
изображением поделок из природных материалов. – Рассматривание энциклопедий и книг. – Рассматривание семян, плодов, коры деревьев, камней, ракушек в уголке экспериментирования. Рисунок 8. – Рисование, аппликация, лепка с использованием семян, листьев, шишек, плодов деревьев. – Составление осенних композиций. – Цветные отпечатки листьев. – Музыкально-игровое творчество (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры). – Игры с листочками: “Дорожка из листьев”, “Образы из листьев”. |
Завершающий этап проекта.
(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом.)
Воспитатель – дети – родители | – Организация конкурса-выставки
семейных поделок и сувениров с использованием природных материалов
“Краски осени”. Рисунок 9. – Презентация выставки Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13. – Награждение грамотами за активное участие, дипломами и призами за лучшие работы. Рисунок 14. – Создание слайдового фильма для семейного просмотра “Наша выставка”. |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЫСТАВКИ “КРАСКИ ОСЕНИ”.
Организаторы – дети старшей группы “Соловушка”, гости – дети группы “Иволга”.
Цель: формировать уверенность детей в себе (соц. роль – автор работы), позитивное отношение к миру, навыки общения со сверстниками.
Предварительная работа:
– изготовление поделок из природного материала совместно с родителями;
– подготовка мини-презентации своей поделки (название, стихотворение, загадка,
сказка и т. д.) совместно с родителями;
– размещение экспонатов в музыкальном зале;
– заучивание стихов;
– изготовление приглашения для детей другой группы.
Музыкальное сопровождение: песня Т. Морозовой "Разноцветная осень", музыкальная игра-имитация с ускорением “У оленя дом большой”, музыкальная игра “Едет, едет паровоз”, песня “Маленький ежик” Н. Масленниковой. Приложение 1.
Слайдовая презентация: Приложение 2
Под весёлую песню "Разноцветная осень" Т. Морозовой гости заходят в музыкальный зал, где их встречают дети – хозяева.
Реб.:
Дорогие гости, проходите, да поделки наши посмотрите.
Мы поделки свои вам покажем и о них всё, конечно, расскажем.
Реб.:
Заглянула Осень в город наш родной.
Стал он вдруг красивый – словно золотой…
Убрала листвою мосты и тротуары.
Ветер листья кружит, как ребенок малый…
Реб.:
А чтобы все увидели красоту такую, создать решили вместе мы выставку большую.
Конкурс “Краски осени” объявили мы (не только для детишек, а для всей семьи).
Вед.:
Родители и дети немного потрудились и до чего же хороши поделки получились.
Здесь картины и игрушки, и неведомы зверюшки…
Что еще есть здесь у нас, мы расскажем вам сейчас.
Вед.: Сколько интересного и необычного можно найти в природе…
(Вед. показывает поделку “Домовой”.)
Вед.:
Посмотрите гриб какой: он древесный не простой.
Оберегает этот гриб Ванин милый домовой.
Ваня:
Открываю дверь домой – на пороге домовой!
Красная рубашка, стильные замашки,
На мордашке борода, мужичок, ну хоть куда!
(Вед. показывает поделку “Морской подсвечник”.)
А на море кто бывал? Кто ракушки собирал?
Вероника:
Я на море отдыхала и ракушки собирала.
Из них сделали подсвечник. Ах, как греет он сердечно!
Вед.: Этот подсвечник так сердечно греет, что сразу хочется поиграть в самую добрую игру…
Игра “Подушечка – мякушечка” (общая в кругу, сразу несколько водящих).
Дети становятся в круг. Выбирают несколько водящих, которые стоят в середине круга с мягкими игрушками в руках. Все дети идут по кругу, взявшись за руки, поют: “Подушечка – мякушечка, кого выбираешь – крепко обнимаешь”. Водящие в это время танцуют с игрушками. Когда хоровод останавливается, каждый водящий подходит к ребенку, которого выбрал, обнимает его, передает игрушку и меняется с ним местами. Игра продолжается.
(Вед. показывает поделку “На морском берегу”.)
Настя:
Бедный, бедный осьминог, нынче утром сбился с ног.
Перепутались во сне, будто нитки, ноги все.
Вед.: Загадки умеете отгадывать?
Несет нам урожаи, поля вновь засевает, птиц к югу отправляет, деревья раздевает,
Но не касается ни елочек, ни сосен. Ну догадайтесь, кто же это?... (Осень.)
Вед.: Все что в саду и огороде вырастает – на выставку осенних поделок попадает.
(Вед. показывает поделку “Королева-Витаминка”.)
Андрей рассказывает из чего сделана поделка.
(Вед. показывает поделку “Необычный зверь”.)
Каждый в Сониной семье немного потрудился – из картошки необычный зверек вдруг получился.
Как вы думаете на какого животного он станет похож, если ему смастерить ветвистые рога? (На оленя.)
Музыкальная игра “У оленя дом большой” (общая, у стульев).
(Вед. показывает поделку “Сеньор Дыньо де Баклажанни”.)
Стоит важный здесь сеньор, но совсем не помидор.
Аня рассказывает из чего сделана поделка.
(Вед. показывает поделку “Баклажанка”.)
Ну а эта сеньорита почему такая нарядная?
Алена рассказывает сказку про Баклажанку, которая нарядилась и отправилась на бал в детский сад.
Вед.: На чем может отправиться Баклажанка в детский сад? (Варианты ответов детей.)
Чтоб отправится в полет, нужен очень… (Самолет.)
(Вед. показывает поделку “Самолет”.)
Вика рассказывает о своей поделке
Вед.:
Это что за зверь такой пробежал по мостовой,
На ногах его – резина, а питается бензином?
Он рычит, клубится пыль. Что за зверь? ... (Автомобиль.)
(Вед. показывает поделку “Гонщик”.)
Слава рассказывает, что это гоночный автомобиль и из чего он сделан.
Вед.:
Железные избушки держатся друг за дружку,
Одна с трубой тянет всех за собой. (Паровоз, поезд.)
(Вед. показывает поделку “Паровоз”.)
Саша: Паровоз, паровоз, новенький блестящий. Он вагоны повез, словно настоящий.
Музыкальная игра “Едет, едет паровоз…” (общая, в кругу) – остановки: “Попрыгайкино”, “Топотушкино”, “По плечам стучалкино”, “Обнималкино”, “По местам седалкино”.
(Вед. показывает поделку “Домик у окошка”.)
А Осень все наводит свои порядки… Вот и гнездо опустело, какая птица здесь жила?
Кирилл:
Ласточка свила гнездо над моим окошком,
Чтобы было ей тепло, и не съела кошка.
Щебетала за окном ласточка, кружилась,
И со мной она потом очень подружилась.
Наступили холода, осень к нам подкралась.
В тёплые края тогда ласточка умчалась.
Но оставила мне свой домик у окошка.
– Я вернусь к тебе весной, – обещала крошка.
(Вед. показывает поделку “Волшебная полянка”.)
А этот гномик-крошка, выше грибов совсем немножко.
Женя рассказывает из чего сделана ее поделка.
Вед.: А это что за крошки, колючие немножко? (Ёжики.)
(Вед. показывает поделку “Ёжики”.)
Алена:
Сквозь лесок не очень частый, на поляну по грибы
Пробирался еж ушастый, запыхавшись от ходьбы.
По извилистой тропинке возвращался еж домой.
Нес поклажу он на спинке и довольный, и смешной.
(Вед. показывает поделку “Маленький ёжик”.)
Ежонок-малышка поет тихо слишком. Ему помогайте с Полиной подпевайте
Песня “Маленький ежик” (Н. Масленникова) (с имитацией движений).
(Вед. показывает поделку “Ёжик”.)
Миша:
Посмотрите на Ежа, вот так шуба хороша!
А сидит уж как красиво, загляденье, вот так диво!
С виду сразу и не скажешь, что иголки очень колки.
Только вот беда, друзья, – погладить ежика нельзя.
(Вед. показывает поделку “Осенний букет в вазе” “Корзина с цветами”.)
Чтоб напомнить всем о лете, сделали поделки эти.
Рома:
Больше нет цветов в бору и в лесу раздетом
Красных листьев соберу в пышненький букетик
Я букет поставлю в вазу, любоваться будем сразу.
(Вед. показывает поделки “Цветики-семицветики”, “Радужный цветок”.)
Лера и Настя рассказывают из чего они с родителями делали поделки.
Вед.:
Мочит поле, лес и луг, город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь, ты же знаешь, это – ... (Дождь.)
(Вед. показывает коллективную поделку “Осенний дождь”.)
Вед.: А в дождь так хочется посидеть в кругу друзей за чашечкой чая… А у нас и чайный сервиз имеется.
(Вед. показывает поделку “Чайный сервиз”.)
Тимофей рассказывает, из чего сделана поделка.
Вед.: Пусть чайный сервиз у нас всего лишь из желудей, зато конфеты для веселых друзей самые настоящие. (Угостить детей.)
Пригласить гостей посмотреть внимательно выставку и отметить понравившиеся работы фишками.