Урок мужества "Живи, страна – необъятная моя Россия!". 9-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 9


Цель:

1) обучающая – повторить основные вехи в истории развития страны, способствовать формированию у учащихся представления о тесной взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего России, понятий “Родина”, “Отечество”, “патриотизм”, “гражданственность”;

2) воспитательная – способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, определению отношения каждого ребенка к позиции “быть гражданином”. Затронуть сокровенные струны в сердцах ребят, пробудить у них искреннее, гуманное отношение к святым словам “Родина”, “Отечество”;

3) развивающая – совершенствовать знания учащихся в истории развития страны, чтобы лучше понимать общество, в котором живешь, способствовать развитию самосознания детей, осмыслению их места в обществе, стремлению занять в нем активную гражданскую позицию.

Оформление доски: плакаты:

“Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, – спроси, что ты можешь сделать для своей Родины”.
Джон Кеннеди

“Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.
Владимир Путин

“Ты должен посвятить Отечеству свой век,
Коль хочешь навсегда быть честный человек”.
Д.И. Фонвизин

Оборудование: компьютер, мультимедийный пректор. На протяжении всего мероприятия используется презентация.

Предварительная подготовка.

Группа учащихся под руководством учителя готовят проведение данного мероприятия:
учат наизусть стихи, тексты к некоторым слайдам. Вокальная группа девочек разучивают песню “Живи, страна!”

В классе заранее было проведено анкетирование.

Вопросы анкеты:

  1. Назовите народных героев и связанные с ними исторические события, повлиявшие на судьбу России.
  2. Как вы понимаете слово “патриотизм”?
  3. Считаете ли вы себя патриотом России?
  4. Если “да”, то в чём это проявляется? Если “нет”, то почему?
  5. Возникало ли у вас чувство гордости за Россию? Если “да”, то в каких ситуациях?
  6. Чем, на ваш взгляд, может гордиться Россия?
  7. Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

Ход мероприятия: (Презентация)

Слайд 1.

Учитель: Ребята! Сегодня мы проводим внеклассное мероприятие под названием “Живи, страна, необъятная моя Россия”!

Владимир Владимирович Путин сказал: “У России великая история и великое будущее…”.

Вы – молодежь! Вы – новые силы России! И это будущее, ребята, за вами. Сейчас вы уже в таком возрасте, когда способны это осознавать. Мне очень хочется, чтобы сегодняшнее наше мероприятие способствовало формированию у вас таких чувств, как патриотизм, любовь к Родине. Наш разговор пойдет о прошлом, настоящем и будущем страны, в которой мы живем.

Будущее невозможно без прошлого. Мы все родом из детства. У нас есть большая родня – это наши предки, которые создали и защищали Отечество. Чем больше мы узнаем о подвигах русского народа, тем меньше будет вероятность потери прошлых лет.

Слайд 2.

Учитель: Эпиграфом к первой части нашего мероприятия являются такие прекрасные слова:

“Есть память, которой не будет забвенья,
И слава, которой не будет конца…”

Слайд 3.

Учитель: Великие победы русского народа. Что мы о них знаем?

Ученик: (читает вслух)

“Не ходите на Русь!” –
Мономах обращался к соседям.
“Кто с мечом к нам придёт,
От меча и погибнет!” –
Сказал храбрый князь Александр.
И в немеркнущей вечно победе
Правоту своих слов
Справедливым мечом доказал.
Сколько ж пахарей ты потеряла, Россия?
Сколько ж лучших сынов
Отдала ты кровавым врагам?
“Не ходите на Русь!” –
Об одном ты просила,
Не к друзьям обращалась,
А только к врагам.
“Не ходите на Русь!” –
Но враги наступали кроваво…
И тогда нам вручила родная страна
Вместе с грозным оружьем
Поля нашей славы,
Наших предков великих
Святые для нас имена…”

Учитель: В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которых российский народ снискал почёт, уважение и благодарную память потомков. Образы героев, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, служат для потомков образцами жертвенного служения нашему Отечеству.

Ребята, я рада тому, что, отвечая на вопрос анкеты: “Назовите народных героев и связанные с ними исторические события, повлиявшие на судьбу России”, – вы ответили достойно, назвав в целом достаточно большое число таких имен. Сегодня у нас есть возможность перелистать страницы истории нашего Отечества и вспомнить великие победы российского народа.

(Перелистываются слайды с 4 по 10, учащиеся называют имена героев, изображенных на них, и исторические события, связанные с ними, а подготовленные ученики дополняют их ответы.)

Слайд 4.

1-й ученик: XIII век. Русь – под властью Золотой Орды. В 1240 году рать новгородского князя Александра разгромили в Невской битве шведских рыцарей, и в честь этой победы он получил прозвище Невский. А знаменитая битва, которую выиграл Александр Невский, вошла в историю под названием Ледовое побоище. Оно имело огромное значение для дальнейшей истории Руси, которая смогла сохранить единую православную веру.

Слайд 5.

2-ой ученик: Более века Русь страдала от монгольского ига. Первая попытка избавиться от ненавистного монгольского владычества была предпринята московским князем Дмитрием Ивановичем, по прозвищу Донской. Дмитрий объединил под своими знаменами 23 русских князя. 8 сентября 1380 года началось сражение, вошедшее в историю как Куликовская битва. Сигналом к общему сражению явился поединок богатырей Александра Пересвета и Челубея. Победа на Куликовом поле способствовала росту национального самосознания и ускорило распад Золотой орды.

Слайд 6.

3-й ученик: В 1611 году в Нижнем Новгороде было организовано народное ополчение во главе со старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. Именно они смогли выбить поляков из Кремля и освободить Россию. Петр 1 приказал перенести прах Кузьмы Минина в Спасо-Преображенский собор Нижнего Новгорода и установил на его гробнице памятную плиту с надписью “Здесь лежит спаситель России”, а в 1818 году на Красной площади в Москве был установлен памятник “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”..

Слайд 7.

4-й ученик: Александр Васильевич Суворов – национальный герой России, русский полководец, не имевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений), один из основоположников русского военного искусства. Талантливый и гениальный человек, но прежде всего гениальность его проявлялась в том, что колоссальную энергию русского народа он умел подчинить высокой, осмысленной идее.

Слайд 8.

5-й ученик: Пётр I Великий – последний царь всея Руси, первый Император Всероссийский, выдающийся государственный деятель, дипломат и полководец, вся его деятельность связана с реформами. На слайде изображена великая Полтавская битва, завершившаяся полным разгромом шведской армии. Петр I сам повел свои войска и участвовал в сражении наравне со всеми. Он подбадривал и воодушевлял солдат, говоря свои знаменитые слова: "Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, Петру врученное. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия, слава, честь и благосостояние ее"! После Полтавской битвы Петр навсегда закрепил за собой выход к Балтийскому морю. Отныне зарубежные страны вынуждены были считаться с сильной державой Россией.

Слайд 9.

6-й ученик: Спустя два столетия наша страна подверглась вторжению армии Наполеона. В 1812 году войска Наполеона вторглись в Россию и заняли Москву. Жертвуя Москвой, Кутузов решил сохранить армию, чтобы продолжить борьбу с врагом: “Доколе будет существовать армия, – сказал он, – с потерей Москвы не потеряна еще Россия. Но когда уничтожится армия, погибнут и Москва, и Россия”. Но Москва встретила завоевателя не очень гостеприимно. Нехватка продовольствия и фуража вынудила Наполеона покинуть Москву и отступить по разоренной старой Смоленской дороге. 5 декабря 1812 года Наполеон оставил свою армию и вернулся в Париж. На вопрос, в каком состоянии находится армия, он ответил: “Армии больше нет”. Отечественная война 1812 года пробудила чувства национального самосознания русского народа, вызвала небывалый патриотический подъем.

Слайд 10 – Слайд 15.

Учитель: Ребята, на экране появляются уже известные нам слайды. Совсем недавно мы проводили урок Мужества, посвященный 67–ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. И сегодня мы еще раз вспоминаем о Великой Победе ХХ столетия. Это наши деды и прадеды ценой огромных потерь, отстояли наше право на жизнь. Во многих войнах пришлось участвовать нашей России, но такой страшной, тяжелой, кровопролитной, как война 1941– 1945 гг., не было. Эта война была особой, речь шла о жизни и смерти всего советского народа.

Наша Родина имеет богатую историю, вам предстоит изучать ее, и каждая ее страница будет вызывать у вас неподдельное чувство гордости. Все мы – дети великой России.

Слайд 16.

Учитель: В настоящее время наша страна переживает не самые легкие времена. 90-ые годы – годы перестройки, распада СССР и начало демократических преобразований. Вашим родителям, ох как тяжело пришлось жить в эти годы. Пошатнулись все жизненные устои нашего общества, страна буквально выживала. Кризисы в экономике, политике, культуре, морали. И как следствие, произошел кризис в сознании многих людей. Неверие в светлое будущее – это страшно для всех.

И немало людей в разговоре о России используют слова: “В этой стране…?!” Смысл таков: разве может быть “в этой стране” что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие, и чувство собственного величия и достоинства. Произнося эти слова, человек как бы говорит, что в другой-то стране он бы …. Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала…

Но это не относится к вашим родителям! Ведь в конце 90-х появились на свет вы – их дети. А это главный показатель их веры в завтрашний день.

Сейчас в России наступили времена стабильности, (Слайд – 16 по щелчку) руководство страной осуществляет недавно избранный нами президент Владимир Владимирович Путин, человек который много сделал для своего государства в сложные кризисные времена, и надеемся, что он сделает все зависящее от него, чтобы вывести страну на высокий мировой уровень развития.

Задание.

Учитель: Ребята, а сейчас вам дается такое задание: представьте, что вам поручено написать письмо вновь избранному президенту России В.В. Путину, рассказать о самых главных, на ваш взгляд, проблемах нашей страны. Подумайте серьезно: какие затронули бы вы проблемы? На что, по вашему мнению, должен в первую очередь обратить внимание наш президент?

(Ученики высказывают свое мнение, а учитель задает вопросы, стараясь вызвать их на откровенный разговор.)

Слайд 17.

Учитель: Ребята, сегодня много негативного можно услышать в адрес современной молодёжи, называя её “потерянным поколением”, у которого нет ни идеалов, ни высоких стремлений, ни чувства любви к своей Родине, к России. А так ли это?

Чтобы узнать ваше мнение по этому поводу, я провела анкетирование. Давайте еще раз посмотрим на вопросы анкеты. (Слайд 17 по щелчку). Цель анкетирования такова: выявить, как вы понимаете смысл выражения “патриот своей страны” и считаете ли вы себя таковым?

Слайд 18.

Учитель: По словарю Даля, патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите.

Меня очень порадовали и ваши ответы, большинство из вас правильно понимают смысл этого понятия. Вот некоторые из них.

Слайд 19 – Слайд 25.

  • Патриотизм – это гордость за страну, за Отечество, это внутреннее душевное состояние, когда ты готов полностью отдать себя Родине.
  • Я очень горжусь своей Родиной. Я рада, что родилась именно в России. Я буду жить и учиться и работать здесь.
  • Я горжусь нашей культурой, нашей историей, нашим народом, природой.
  • Я еще ничего не сделал для своей страны, потому что я ещё недостаточно взрослый, но в будущем я надеюсь принести пользу государству.
  • Мой патриотизм заключается в том, что я стараюсь учиться, чтобы в будущем принести пользу своей стране.
  • Я испытываю гордость за Россию, потому что это наша страна, а мы – непобедимый народ.
  • Я верю, в то, что великий народ в нужный момент не отвернётся от своей Родины, а подставит своё плечо и отстоит всё, что ему дорого.

Учитель: Какие замечательные слава! У России есть будущее, пока есть такие ответы. Меня порадовало, что среди ваших ответов на вопрос: “Считаете ли вы себя патриотом России?” – не было категоричного ответа. И хочется верить в тех ребят, которые пока не определились, что они, в силу своего возраста, не осознают этого чувства.

Всеми поступками, направленными на созидание, движет великое чувство – любовь, перерастающее из любви к матери в любовь к своей Родине. Время быстротечно. На смену старшему поколению непременно придут сегодняшние школьники. И именно молодёжи предстоит сделать Россию лучше. Для того чтобы приумножить богатства своего края, своей Родины, необходимо быть грамотным, высокообразованным человеком. А ещё человек должен жить с чувством патриотизма в душе. Мир огромен, красив, но нет на свете лучше той земли, лучше той страны, в которой ты родился.

Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, но и в уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

Выходят три ученика.

1-й ученик: “Я считаю возродить Россию может только идея: её могут воссоздать только обновлённые души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По-прежнему – Россия, но не прежняя.

2-й ученик: “Россия спасётся творчеством – новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями”, – пишет выдающийся мыслитель ХХ века Иван Александрович Ильин: “Родина … Россия … Край, где мы родились, где живём, это наш дом. И его надо любить и беречь!”

3-й ученик: “Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку …” – писал А. Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: “Это моя Родина, моя Россия!”.

4-й ученик: А что значит Родину любить? Лучше поэта не скажешь.

Что означает Родину любить?

Во-первых, отовсюду к ней тянуться, чтобы в конечном счете к ней вернуться – не прерывать связующую нить.

А во-вторых, так делать, чтобы всем на ней живущим было жить привольно – не холодно, не голодно, не больно…

И в-третьих, надо говорить о ней как можно меньше слов, звучащих громко…

Ну и еще – чтобы в последний бой шагнуть, если потребуется это…

Учитель:

А в заключение нашего мероприятия вокальная группа девочек нашего класса исполнит песню “Живи, страна!”, а припев поем все вместе.

1. Не было на свете ближе и милей,
Не было прекрасней Родины моей,
Вечная святая, добрая страна
Ты не знала, что придут такие времена.

Слайд 26.

Была страна, необъятная моя Россия,
Была страна, где встречала с мамой я рассвет,
Была страна, где влюблялась я под небом синим,
Была страна, и напрасно говорят, что нет

2. Так же входит утро в наши города,
И большое солнце светит как всегда,
И людьми все так же улицы полны
Что ж вы лжете, будто нету у меня страны?

Слайд 27.

Живет страна, необъятная моя Россия,
Живет страна, где встречала с мамой я рассвет,
Живет страна, где влюблялась я под небом синим,
Живет страна, и напрасно говорят, что нет

3. Нам того, что было зачеркнуть нельзя,
Что б ни говорили новые князья,
Будет жить на свете вечная страна,
Что ни делай , никуда не денется она

Слайд 28.

Живи, страна, необъятная моя Россия,
Живи, страна, где встречала с мамой я рассвет
Живи, страна, где влюблялась я под небом синим,
Живи, страна, и не слушай тех, кто скажет: "Нет"

Учитель: На этом наше мероприятие закончилось. Большое спасибо всем, кто принимал участие в его подготовке. По тому, как вы дружно пели песню, я делаю вывод, что оно вам понравилось, и считаю, что является полезным для дальнейшего развития вашего самосознания, становления вас как личностей и граждан своей страны.