Цели урока:
1) обучающая – повторить, закрепить, обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися в курсе геометрии 7 класса по теме “Треугольник”;
2) воспитательная – способствовать формированию у учащихся интереса к предмету, созданию ситуации успеха, воспитанию организованности и уверенности;
3) развивающая – совершенствовать знания, умения и навыки в решении геометрических задач, способствовать развитию математического мышления у учащихся.
Задачи урока:
- использовать разнообразные виды деятельности на уроке;
- создать положительный эмоциональный фон деятельности учащихся;
- определить степень усвоения пройденного материала ;
- формировать устойчивую мотивацию к изучению геометрии.
Тип урока. Урок обобщения и закрепления знаний.
Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят ученики в ходе урока:
- определения и свойства, связанные с треугольниками;
- виды треугольников;
- признаки равенства треугольников;
- свойства и признаки равнобедренного и прямоугольного треугольников;
- умения применять теоретические знания на практике при решении задач.
Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, интерактивная доска, карточки с заданиями, листы контроля.
Ход урока
Презентация. ( – клик мышкой.)
Слайд 1.Учитель: Ребята, сегодня мы проводим необычный урок – урок – путешествие по теме “Треугольник”. Сейчас вам предстоит вспомнить все, что вы знаете о треугольниках и применить эти знания на практике, то есть при решении задач.
Слайд 2Учитель: Сегодня мы совершим полёт в межзвёздном пространстве, где есть необычные планеты и одна из них – планета “Треугольник”. И полетим мы на эту планету для выполнения важного задания – решения задач.
Я рада приветствовать вас на борту звездолёта “Центроид”, на котором мы будем совершать наш полет. Название нашего звездолёта имеет прямое отношение к треугольнику. Что такое центроид треугольника вы пока не знаете, но в ходе путешествия вам предстоит это узнать.
Слайд 3.Учитель: Перед нами карта нашего пути. Маршрут полёта: Земля – планета “Треугольник” – Земля. “Треугольник” – очень значимая, большая планета в звёздном пространстве.
Вы видите рядом с ней еще две планеты – Планета знаний и Планета умений. Обратите внимание на траекторию полёта. Мы не можем сразу попасть на планету “Треугольник”. Путь на нее проходит через эти две планеты.
Сначала мы летим на Планету знаний, где проходим проверку теоретических знаний, а потом на Планету умений, где покажем, как мы умеем применять эти знания на практике. И только потом сможем попасть на планету “Треугольник” для выполнения нашей основной миссии.
После чего возвращаемся домой.
Успешность, результативность полёта будут зависеть от знания всех понятий, связанных с треугольником, от умения решать задачи по изученной теме, поэтому всем необходимо мобилизоваться для достижения цели полёта.
Слайд 4.Учитель: За работой каждого из вас следит центр управления полётом (ЦУП). (Это могут быть подготовленные ученики старших классов или коллеги– учителя математики). Сюда с борта нашего звездолета будет поступать вся информация о результатах полета, которая будет заноситься из ваших листов контроля в сводную таблицу. Давайте ознакомимся с листом контроля (приложение) (дается инструкция по заполнению листа контроля).
Итак, последние предстартовые приготовления. Проверьте наличие необходимого оборудования: ручки, карандаши, линейки, рабочие тетради, карточки с заданиями, листы контроля. 3 карточки с заданиями у каждого из вас лежат на краю стола перевернутые и скрепленные, работать с ними будете по моей команде.
Слайд 5 .Учитель: Всем членам экипажа приступить к проверке блока памяти.
Какая фигура называется треугольником?
Назовите элементы треугольника.
Что называется периметром треугольника?
Какие виды треугольников вы знаете?
Слайд 6.
Учитель: На слайде изображены треугольники разных видов назовите номер верного ответа:
этот треугольник прямоугольный;
этот треугольник тупоугольный;
остроугольный разносторонний;
равнобедренный треугольник;
равносторонний треугольник.
(Если учащиеся дают правильный ответ, открываются буквы, которые составляют слово “верно” и звучат аплодисменты).
Учитель: Основные системы звездолёта проверены. К полёту готовы. Старт разрешаю.
Слайды 7, 8, 9.
Слайд 10.
Учитель: Мы на Планете знаний. Здесь вы пройдете испытание по проверке теоретических знаний по теме “Треугольник”.
Слайд 11.
Учитель: У каждого учащегося есть листок с заданием “Заполни пропуски” (приложение), как на слайде. На выполнение задания отводится 6 минут. Исправления в ответах не принимаются, поэтому хорошо подумайте, прежде чем заполнить пропуск.
На слайде появляются ответы. Учащиеся проводят самопроверку: за каждый верный ответ – 1 балл. Оценка “5” – 7 баллов; “4” – 6 баллов; “3” – 4–5 баллов “2” – менее 4 баллов.
Учитель: Испытания прошли все учащиеся. Ну, а теперь есть возможность на Планете знаний пополнить ваши знания и узнать, что же такое центроид треугольника?
Ответьте мне, что такое медиана треугольника? Сколько медиан можно провести в треугольнике?
Слайд 12.
Учитель: В 8 классе мы докажем, что все три медианы в треугольнике пересекаются в одной точке, в математике эта точка называется центром тяжести или центроидом треугольника.
Слайды 13, 14.Учитель: Продолжаем полет дальше.
Слайд 15.
Учитель: Мы на Планете умений. А здесь вы должны применить ваши знания в решении задач. Задач всего – 4. Они решаются устно. Времени отведено очень мало – 3 минуты. За команду выступают по одному члену экипажа на каждую задачу. Кто знает, как решается задача поднимает руку, объясняет ее решение и получает 3 балла за верное решение, остальные члены команды болеют за них и при правильном ответе – ставят и себе 1 балл за поддержку.
Слайды16, 17, 18, 19.
(Устно решаются задачи.)
Слайд 20.
Учитель: Задание выполнено, и мы движемся вперед к планете “Треугольник”.
Слайды 21, 22.
Учитель: Наш звездолет уверенно приближает нас к цели.
Слайды 23, 24.
Учитель: Планета “Треугольник”. Звездолёт достиг цели.
Здесь нас ждут. Не будем терять времени. Приступаем к выполнению основного задания.
Слайд 25.
Учитель: Проводим самостоятельную работу в тетрадях с полным оформлением задач, на выполнение которой отводится 15 минут. Потом тетради сдаются в ЦУП, а в лист контроля записываются ответы к задачам или ставится прочерк, если задача не решена. После взаимопроверки (учащиеся меняются тетрадями с соседом по столу) выставляются баллы в листах контроля (исправления не допускаются): 3 – за каждую решенную задачу. Те, кто справляется с заданием быстрее указанного времени, могут решить дополнительные задачи (приложение) получить за это оценку.
Слайды 26, 27, 28.
Учитель: Задачи полёта выполнены. Возвращаемся на Землю.
Слайд 29.
Учитель: Мы дома. Здесь нас приветствуют салютом.
Слайд 30.
Учитель: Итак, центр управления полетом сейчас подводит итоги нашего полета. А вы за это время можете получить еще дополнительные баллы, выполнив задание:
Слайд 31.
Подведение итогов. Заполняется сводная таблица. Учащимся, которые не добрали 1 – 2 балла до оценки “3” или “4”, можно их добавить за выполнение дополнительного задания (приложение).