Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"

Разделы: Биология


Тип урока: Объяснение нового материала.

Цель урока: напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме.

Задачи урока:

1. Сформировать представление о метаболизме как совокупности реакций обмена веществ в клетке.
2. Показать учащимся, что ассимиляция и диссимиляция – две стороны единого процесса – метаболизма.

Оборудование: Таблицы, иллюстрирующие стадии метаболизма. Схема “Пути метаболизма в клетке”. АРМ.

План урока:

п/п

Этапы урока. Время (мин) Приемы урока.
1 Актуализация знаний.
Мотивация учебной проблемы.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
2 мин. Беседа.

Включение учащихся в ритм работы, полная готовность класса к уроку.

2 Усвоение новых знаний.
Первичная проверка нового учебного материала.
23 мин. Сочетание словесных методов с показом слайдов с 1 по 9.
3 Первичная проверка усвоения новых знаний. Рефлексия. 7+5 мин. Устные ответы. Методы учебного поощрения. Мини –тестирование на компьютере. Слайд с 10–14.
4 Информация о домашнем задании и инструктаже о его выполнении. 3 мин. Запись на доске.

1. Актуализация опорных знаний:

  • Повторение и закрепление материала.
  • Проверка правильности заполнения таблицы “Сравнение строения клеток эукариот и прокариот”. (Ответ учащегося у доски.)
  • Фронтальная беседа по вопросам:
  • Какую роль выполняет спора у прокариот? Чем она отличается от спор у эукариот?
  • Сравнивая строение и процессы жизнедеятельности у эукариот и прокариот, выделите признаки, позволяющие предположить, какие клетки исторически более древние, а какие – более молодые.
  • Что такое ферменты ? Какова их роль в организме ?
  • Что такое обмен веществ ? Приведите примеры обмена веществ в организме.

2. Объяснение нового материала. (Приложение. Слайд 1–2.)

  • Вводное слово учителя. Сохранение гомеостаза – одно из главных условий жизни любой биологической системы.
  • Формирование понятия “Метаболизм” (Рассказ учителя с использованием мультимедиа. Слайд 2. (Учащиеся пишут конспект в тетради.)
  • Роль ферментов в метаболизме и об условиях их функционирования. (Рассказ учителя с использованием мультимедиа. Слайд 3. (Учащиеся пишут конспект в тетради.)
  • АТФ аккумулятор энергии, Универсальный источник Энергии. Слайд 4. Рассказ учителя с использованием мультимедиа. (Учащиеся пишут конспект в тетради.)
  • Формирование понятия “ассимиляция”.Рассказ учителя с использованием мультимедиа. Слайд 5. (Учащиеся пишут конспект в тетради.)
  • Формирование понятия “диссимиляция” (Рассказ учителя с использованием мультимедиа. Слайд 6–10. (Учащиеся пишут конспект в тетради.).)

3. Первичная проверка новых знаний. Рефлексия (мини тест, Слайд 12 ) – взаимопроверка, сверка с образцом.

Тест.

1. Определение гомеостаз характеризует:

А. процесс разрушения клеток путем их растворения;
Б. состояние динамического равновесия клетки, обеспеченное деятельностью регуляторных систем;
В. процесс расщепления углеводородов в отсутствие кислорода;
Г. общее расщепление углеводов в отсутствии кислорода.

2. Метаболизм заключается в протекании двух взаимосвязанных и противоположно направленных процессов:

А. возбуждения и торможения;
Б. жизни и смерти;
В. синтеза и расщепления органических веществ;
Г. поглощения кислорода и выделения углекислого газа.

3. Генетический код един для всех существ, обитающих на Земле, и представляет собой:

А. Систему “записи” наследственной информации в молекулах ДНК.
Б. Способность воспроизводить себе подобных.
В. Процесс образования живых организмов органических молекул из неорганических веществ.
Г. Доклеточные образования, обладающие некоторыми свойствами клетки.

Проверь себя: Слайд 13

1. Ассимиляция_______________________________________________________

Диссимиляция ___________________________________________________________

Метаболизм_____________________________________________________________

Ниже перечисленные процессы, протекающие в клетках организмов:

  1. Испарение воды;
  2. гликолиз;
  3. расщепление жиров;
  4. биосинтез белков;
  5. фотосинтез;
  6. расщетление жиров ;
  7. расщепление полисахаридов;
  8. брожение;
  9. дыхание;
  10. биосинтез жиров.

Впишите номера, которыми они обозначены, в соответствии с принадлежностью их к ассимиляции и диссимиляции.

Процессы ассимиляции:___________________________________

Процессы диссимиляции: __________________________________

Вывод: Слайд 14.

Задание на дом:

Изучить параграф 2.8 “Ассимиляция и диссимиляция “. “Метаболизм”, ответить на вопросы в конце параграфа, повторить параграф 1.7.