Урок музыки по теме "Мир человеческих чувств. Любовь, как у Ромео и Джульетты". 8-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 8


Презентация. Слайд 1.

Цель урока: системно усвоить трагизм и глубину чувств в увертюре – фантазии "Ромео и Джульетта".

Задачи урока:

  1. Проанализировать чувство любви в разных ипостасях. 
  2. Сформировать умение красиво проявлять свои чувства, усовершенствовать гибкость мышления и поведения. 
  3. Ознакомиться с музыкальным содержанием увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта".
  4. Развивать умения характеризовать музыкальные образы, способствовать накоплению эстетического опыта слушания произведений.

Слайд 2

Ход урока

“Ромео и Джульетта” – трагедия гениального английского драматурга эпохи Возрождения Уильяма Шекспира (1564–1616)

Повествует о любви, верности и трагической гибели двух юных героев Ромео и Джульетты.

Слайд 3.

Увертюра – фантазия “Ромео и Джульетта” – одно из самых знаменитых произведений П.И.Чайковского.

Известно, что Чайковский задумал даже сочинить оперу на сюжет трагедии Шекспира, но написал лишь сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, основой которой послужила музыка увертюры – фантазии.

“Это будет мой самый капитальный труд, – писал он своему брату Модесту Ильичу. – Как я мог до сих пор не видеть, что я будто предназначен для положения на музыку этой драмы? Ничего нет более подходящего для моего музыкального характера… Есть любовь, любовь и любовь…”

Слайд 4.

..Любовь выскочила перед нами, как убийца выскакивает из-за угла,
и мгновенно поразила нас сразу обоих... 
М. Булгаков 

Любовь – высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античных времен. Любовь, как говорится, не стареет. 

Если возводить некий литературный пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте окажется любовь Ромео и Джульетты. Это, пожалуй, самая красивая, самая романтичная, самая трагическая история, которую поведал читателю Шекспир.

Двое влюбленных идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами, несмотря ни на что. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта согласна умереть, лишь бы остаться верной Ромео и их высокому чувству. Они погибают во имя любви, умирают вместе потому, что не могут жить друг без друга.

Дискуссия.

Любовь во времена Шекспира и любовь сейчас – это одно и то же, или в наше время любовь выглядит как-то по-другому? (2 мин.)

Слайд 5. Химия.

Давайте поразмышляем, что же происходит с нашим организмом, когда мы влюбляемся. То, что возникновение влюбленности связано с различными химическими реакциями, происходящими в нашем мозгу, доказано очень давно. Впрочем, это относится не только к влюбленности, но и ко многим другим эмоциям – от горя до счастья. Все они имеют биохимическую природу. 

А существует ли формула любви на самом деле? В крови происходят химические реакции, в составе которых участвует химическое соединение ФЭН (фенилэтиленамин).

Кстати, это именно то вещество, которое содержится в шоколаде и из-за которого последний пользуется такой любовью многих людей (хотя они и не подозревают о существовании ФЭНа). А ведь именно этот самый ФЭН и заставляет наше сердце биться с такой сумасшедшей скоростью, ладони потеть, зрачки расширяться и т. д. И все-таки, более подробно о химических реакциях вы узнаете на уроках химии.

Отчего умерли Ромео и Джульетта? (Ответы детей.)

Почему яд считается наиболее сильным убийственным веществом?

Обратимся к словарям.

1. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля:

“Яд – отрава, всякое вещество, убийственное или вредоносное в пище, либо в дыхании, в примеси к крови или при переходе его иным путём в тело человека, животного. Ядом зовут снадобья, зелья, средства сильно и довольно быстро вредящие, отравляющие, могущие причинить смерть”.

2. Словарь синонимов русского языка: “Яд – отрава, зелье”.

Дискуссия.

Ромео и Джульетта не смогли далее бороться за свою любовь и приняли решение умереть. Выход ли это? (Ответы детей.)

Любовь настолько многогранна, что все ее секреты и тонкости никто никогда не изучит и не поймет. В разных странах разные люди по-разному проявляют свои чувства в зависимости от традиций, сложившихся с определенных времен. Давайте посмотрим на эти традиции. (Домашнее задание к данному уроку.)

Слайд 6.

География.

Великобритания.

Свидания. Самое популярное место для свиданий – паб или бар. Не лишены англичане и прагматизма. Молодой человек платит за двоих только на первом свидании, в последующие встречи счет делится пополам. И так продолжается до тех пор, пока парень не будет уверен в своей любви на все сто. Тогда обязанность платить он возьмет на себя.

Если Вы в Англии, то не ждите приглашения на свидание по пятницам и субботам. Это время для вечеринок и тусовок в шумных компаниях. Более того, если Вас все-таки позвали в этот день на свидание, то стоит насторожиться. Возможно, у ухажера просто нет друзей. А дружбе в Англии придают очень большое значение. Не принято в этой стране провожать девушку до дома, максимум – до остановки автобуса.

Романтика. Нельзя не сказать, что англичане – настоящие романтики. Романтические сюрпризы, цветы каждый день, серенады под балконом – все это готов делать влюбленный англичанин для своей девушки.

Франция.

Свидания. Первое свидание обычно проходит за завтраком и круассанами или ланчем и вином, а вот приглашение на ужин считается неуважением к девушке. Француз обязательно оплатит счет, но при одном условии – вы должны ему действительно понравиться.

Романтика. При слове “Франция” сразу создается романтическое настроение, вспоминается Эйфелева башня, вино в красивых бокалах и галантные французы. Однако, как выяснилось французы совсем не склоны к романтике, и редко дарят цветы.

Давайте обратимся к истории и попытаемся определить, на каком этапе существования человечества возникло чувство под названием "любовь".

Слайд 7. Религия нам предлагает следующую версию: 

Не верится, что явление любви возникло в результате эволюции человека. При сотворении человека любовь сразу была заложена в человеческую природу, потому что человек был сотворён по образу Бога, который есть любовь.

Греческая мифология считает прародительницей любви – богиню Афродиту. По преданию, Афродита родилась из морской пены, в которую капнула кровь Урана. 

Красота ее была так притягательна и нова для этого мира, что никто не мог устоять перед ней. С появлением Афродиты в мир пришла любовь, и стали люди скреплять свои союзы этим священным чувством, создавать семьи. Как известно, до появления этой богини, любовь не была известна ни богам, ни людям, а силой тяготения служил Эрос, одна из первоначальных сил вселенной. Однако вместе с даром любви, который принесла людям Афродита, в мире возникла и ревность.

Слайд 8. Искусство.

В наши дни люди часто придумывают различные приметы и поверья в которых после определенных действий человек встречает любовь.

Какие символы любви в виде памятников знаете вы в своем городе?

Памятник библейским персонажам, которые являются прародителями всего человечества, символизирует начало семейных отношений, чистоту и гармонию, надежду на счастье и взаимопонимание. С открытием памятника в Прокопьевске появилась необычная свадебная традиция: молодожены могут загадать одно желание на двоих, взяться за руки и обойти Адама и Еву по часовой стрелке. А затем пройти к древам счастья и повесить на него замок как символ вечной любви и супружеского долголетия. (Рисунок 1.)

Слайд 9.

Посмотрите ряд скульптурных сооружений, посвященных любви в разных городах мира, но это не все.

В Батуми открылась движущаяся скульптура любви высотой семь метров, которая двигается с интервалом 8–10 минут. Автором произведения является известный грузинский скульптор Тамара Квеситадзе, которая работает и живет в США. 
Скульптура представляет из себя фигуры мужчины и женщины, сделанные из стали, которые двигаясь друг к другу, становятся одним целым. В самом начале скульптура носила название "Мужчина и женщина". Но после того, как было принято решение установить ее в Батуми, фигуры получили имена героев книги Курбана Саида “Али и Нино”, в которой рассказывается о любви азербайджанца и грузинской княжны – Али и Нино. (Рисунок 2.)

Скульптура влюбленных расположена на Острове Влюблённых. Южная Корея. (Рисунок 3.)

Геленджик. Фонтан любви. (Рисунок 4.)

В Ярославле стоит памятник в честь святых Муромских чудотворцев Петра и Февронии – покровителей семейного счастья. (Рисунок 5.)

Скульптурное изображение Ромео и Джульетты находится также в Центральном парке Нью-Йорка. Работа 1977 года (скульптор – Milton Hebald ) представляет шекспировских влюблённых в объятии перед поцелуем. Бронзовые фигуры Ромео и Джульетты, выполненные в человеческий рост, установлены на гранитном пьедестале перед входом в Театр Делакорт. (Рисунок 6.)

Слайд 10.

Дискуссия.

Как вы считаете, что изменилось в современном мире? В какой мере сильное влияние на людей производит романтическая история Ромео и Джульетты?

В чем различны любовь времен Ромео и Джульетты и современных отношений между людьми?

Интересный факт: В свое время социологическое агентство РОМИР, в России, провело исследование на тему: “Любовь – основное условие для брака”.

– 49% участников сообщили, что без любви брак невозможен. 
– 29% говорят, что “по любви”, конечно, хорошо, но можно и без нее. 
– 19% вообще заявили, что все это огромная глупость.

Глядя на эти цифры можно предположить, что любовь погибла? Как вы считаете? (Ответы детей 1 мин.)

Тема любви находит непрерывное воплощение в образах поэзии и искусства.

Музыка.

Конечно же, невозможно не затронуть тему вечной любви в музыке.

Слайд 11.

Возвращаемся к увертюре-фантазии П.И.Чайковского “Ромео и Джульетта”

Вопрос: Что такое увертюра и для чего она предназначена?

Ученики: Увертюра – это вступление к опере или балету. Она нужна для того, чтобы настроить, подготовить слушателей к тому, что будет происходить на сцене.

Учитель: Совершенно верно. Еще одна непременная особенность увертюры: увертюра всегда программное произведение. А что такое программа? Вспомните, пожалуйста!

Ученики: Программа – это какой-то сюжет, история или образ, который лежит в основе произведения.

Учитель: А какой же может быть сюжет? Откуда?

Ученики: Из литературы (прозы, поэзии).

Учитель: А теперь скажите: для чего нужна программа? Чему она должна помочь?

Ученики: Понять музыку (произведение).

Учитель: Верно. Но точнее – понять то, что подразумевал композитор, сочиняя данное произведение. Итак, повторимся, “Ромео и Джульетта”– о чем?

Ученики: Про любовь!

Учитель: Так. Обозначаем на доске и в тетрадях: ТЕМА № 1 – “Любовь”. Далее. Что ей мешает, препятствует? Счастливая ли у Ромео и Джульетты любовь?

Ученики: Нет, им мешает вражда их родителей.

Учитель: На доске и в тетрадях обозначаем: ТЕМА № 2 – “Вражда”. Вот и всё: эти два образа суть основные в увертюре П.И. Чайковского. Их показ, столкновение, развитие, изменение – и есть “сюжет” увертюры. Есть еще одна небольшая, но важная тема у Чайковского, обозначим и ее – ТЕМА священника Лоренцо, который тайно венчал Ромео и Джульетту, т.е. он не препятствует их чувству?

Ученики: Нет.

Учитель: А даже как бы покровительствует?

Ученики: Да.

Слайд 12.

Учитель: А теперь рассмотрим эти три образа с музыкальной точки зрения, представим себя композиторами. Как можно их передать в музыке? Начнем с темы “Вражды”. Враждуют два древних итальянских рода. А Италия – недавно Римская Империя, претендовавшая на мировое господство. Следовательно, они – гордецы, каждый о себе большого мнения, не хотят уступить друг другу, ничто и никто не могут их помирить. Монтекки (семья Ромео) и Капулетти (семья Джульетты) – христиане. Но церковь не в состоянии их усмирить.

Вражда так заразительна, что цепляются не только главы семей и их близкие родственники, но даже и их слуги, дворня. А ведь гибнут люди, т.к. молодежь дерется не на шутку, а насмерть!

Следовательно, это – маленькие, но отчаянные сражения?

Ученики: Да…

Учитель: Чем дерутся? Ведь описываемая эпоха – средневековье, пистолетов и ружей еще нет…

Ученики: Шпаги, сабли, кинжалы, мечи!

Учитель: В общем, холодное, т.е. металлическое оружие – это точно. Какие подберем для всего этого инструменты?

Ученики: Ударные (барабаны, литавры…)

Учитель: А чем изобразим удары именно металлического оружия?

Ученики: Тарелки!

Учитель: А какие это будут удары? Ритмичные, как бой часов или шаги на параде?

Ученики: Нет, неритмичные, неровные…

Учитель: Спокойные или нервные?

Ученики: Нервные…

Учитель: Еще о том, какая это должна быть музыка. Дерущиеся видимо быстро двигаются, даже виртуозно. Какое для этого нужно изобразить движение в музыке?

Ученики: Быстрое, стремительное, резкое.

Учитель: Какие инструменты могут передавать такое стремительное, виртуозное движение?

Ученики: Скрипки, струнные.

Учитель: А какой выберем лад? Мажор или минор?

Ученики: Минор.

Учитель: Именно так у Чайковского!!!

Слайд 13.

А теперь займемся ТЕМОЙ № 1 – “Любовь”. Она ведь бывает разная или всегда одинаковая?

И какая же любовь у Ромео и Джульетты? Какое это чувство?

Ученики: Разная. Большое и сильное!

Учитель: Давайте подберем лад для темы любви: мажор или минор?

Ученики: Мажор.

Учитель: А какой жанр больше подойдет: … марш, полька, широкая песня?

Ученики: Широкая песня конечно.

Учитель: А какие инструменты могут выразительно исполнить такую широкую, певучую мелодию?

Ученики: Струнные. Скрипки, виолончели.

Учитель: Именно так у Чайковского!!! 

Слайд 14.

И еще один образ – священника Лоренцо. Как можно передать его в музыке? Этот образ церковный?

Ученики: Да..

Учитель: А какая музыка в церкви?

Ученики: Хор поет молитвы.

Учитель: Значит, нужно изобразить церковное пение, тогда все поймут, что это образ церковный. Для этого нужны стройные аккорды. А какие нам нужны будут инструменты? Какая в церкви музыка? Громкая или тихая?

Ученики: И громкая бывает и тихая, по-разному…

Учитель: Тогда какими инструментами можно изобразить громкое, торжественное пение, и какими – тихое, молитвенное, сосредоточенное?

Ученики: Громкое – трубы, духовые, медные духовые; а тихое – может быть скрипки, т.к. только они могут играть очень тихо?

Учитель: Совершенно верно! Чайковский именно так и поступает: когда тема Лоренцо должна звучать тихо и молитвенно – мы слышим аккорды у струнных, а когда громогласно – звучит медь. Какую форму выбрать лучше всего для показа данных жизненных образов.

Ученики: Конечно сонатную.

Слайд 15.

Стадия генерации идей:

Далее – слушание увертюры П.И. Чайковского “Ромео и Джульетта” целиком. В процессе слушания детям предлагается отмечать в тетрадях письменно в столбик появление тем-образов, рассмотренных выше, и коротко помечать их изменения. Учащимся так же предлагается отмечать и описывать музыкальные образы, которые они расслышат помимо разобранных выше тем. Увертюра длится 18-20 мин. В момент появления коды учитель делает небольшое объявление:

сейчас прозвучит КОДА (завершение). В ней вы услышите некоторые новые темы-образы, которые мы с вами не разбирали, попробуйте сами дать название этим темам. Что это по–вашему будут за музыкальные образы? И обратите особое внимание на то, в каком ладу завершается КОДА, а, следовательно, и все произведение: в мажоре или в миноре?

Давайте обобщим услышанное.

Слайд 16.

Несколько слов – обобщений по каждому разделу. (3–5 мин.)

Слайд 17.

Учитель: В каком ладу заканчивается произведение?

Ученики: в мажоре

Учитель: Шекспир заканчивает трагедию словами: “…но повесть о Ромео и Джульетте останется печальнейшей на свете…”. Почему П.И.Чайковский заключительный раздел пишет в мажоре, а не в миноре? Что же просветляет грусть? В прологе (вступлении) к этому произведению пишет: “ …И гибель их у гробовых дверей кладет конец непримиримой розни…”. И наступает “… мир их родителей на их могиле”. Вот откуда просветление: Монтекки и Капулетти, наконец, понимают, к чему привела их вражда. К чему же?

Ученики: К гибели их детей, к горю.

Учитель: Какая же здесь заложена мораль, какое поучение? Как вы думаете?

Ученики: Гнев, вражда – пользы не приносят, а только вред!

Учитель: Я с вами единодушна. Шекспир ведь мог своей пьесой как бы сказать людям о чем-то? О чем же?

Ученики: Чтобы опомнились пока не поздно те, кто враждуют? И о мире. Что надо жить дружно или хотя бы мирно...

Учитель: Молодцы! Скажите, стали ли вы глубже понимать эту историю Шекспира после того, как познакомились с увертюрой П.И. Чайковского?

Ученики: Да. Здесь все так серьезно…

Слайд 18.

Учитель: Какова идея увертюры-фантазии?

Ученики:

  • Любовь продолжает озарять людей светом даже после смерти.
  • Она творит чудеса, примиряя враждующих.

Учитель:

  • Видимая идея увертюры – это любовь двух юных созданий, Ромео и Джульетты.
  • Невидимая, на первый взгляд идея – это смена двух эпох: Средневековья, с его тяжелыми, мрачными законами, представителями которого являются семейства Монтекки и Капулетти, и Возрождения, в котором воплотилась идея о совершенном человеке, и Ромео и Джульететта становятся воплощением нового века.

Рефлексия:

Закончите фразу, выбрав 1–2 из перечня:

Сегодня я узнал(а)…
Было трудно…
Было интересно…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Я думаю, что…

Домашнее задание:

Выразить чувство любви нам помогают цветы. Язык цветов – это целое искусство.

Количество цветов, цвет собранного букета, сам цветок – все это имеет скрытый смысл.

Найти с помощью Интернета, как с помощью цветов можно рассказать о своих чувствах.

Спасибо за урок.