Цель: Активизировать необходимые знания из курса истории Древней Греции, повторить и обобщить знания по теме.
Задачи урока: способствовать формированию у обучающихся навыков работы с контурной картой, сравнительного анализа, через игровые моменты повторить наиболее важные в теме термины.
Учебное оборудование: учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая “ История Древнего мира”, настенная карта Греции, картина “ Греческий театр”, рисунки учащихся, контурные карты.
Оформление доски: тема урока, план урока и план сравнения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по ранее изученному материалу.
Учитель организует беседу по следующим вопросам:
– Что означает слово “ демократия”?
– Когда и где зародилась демократия?
– Какие реформы предшествовали демократии?
Далее учитель предлагает учащимся поучаствовать в “аукционе”. На “аукцион” выставляются два понятия “ Народное собрание” и “ Народный суд”. Обучающиеся, которые правильно отвечают, получают жетоны. Учитель подводит итоги “ аукциона” и отмечает наиболее активных учеников.
III. Работа с контурной картой.
Учитель предлагает отметить на плане г. Афины место народных собраний, закрасить его и вписать название холма, на котором проходило народное собрание.
IV. Далее обучающимся предлагается сравнить управление полисами Спарта и Афины (план сравнения должен быть записан на доске).
- Есть ли в Спарте и Афинах орган управления, пользующийся бесконтрольной властью?
- Кто в этих полисах имел право выступать на народном собрании?
- Как проходило голосование в народном собрании?
- Где было более демократичным управление в Спарте и Афинах?
Обучающиеся делают вывод – управление в Афинах было более демократичным.
V. Далее учитель предлагает задание “ Текст с ошибками”. Предварительно учитель задаёт вопрос:
– Ребята, какие изменения произошли в управлении Афинами при Перикле?
VI. Сценка из “ Антигоны” Софокла. Предварительно внимание учеников привлекается к картине Греческого театра. Учитель задаёт вопрос:
– Имеет ли театр отношение к демократии?
Выслушав ответ, учитель предлагает посмотреть сценку, которую ребята приготовили заранее (сценка рассчитана на 5 минут).
VII. В заключении учитель предлагает отметить на “ ленте времени” дату проведения реформ Солона . Сколько лет назад проводилась реформа?
VIII. В конце урока обучающиеся совместно с учителем делают вывод о том, что уже более 2,5 тысяч лет существует такая система управления как демократия. И ничего лучшего человечество пока не придумало.