Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Опираясь на общие требования к содержанию образования (закон «Об образовании» ст. 17), педагоги дошкольных учреждений должны переориентировать образовательный процесс на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации». Саморазвитие личности ребенка возможно в деятельности, которая включает в себя не только его внешнюю активность, но и внутреннюю психологическую основу. Поэтому на современном этапе большое внимание в дошкольных учреждениях необходимо уделять поисково-исследовательской деятельности.

Многие ученые высказывают мнение, что развитие ребенка происходит именно в познавательной деятельности, где формируется его познавательная активность, с помощью которой ребенок познает окружающий мир. Одним их эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и накопление фонда исследовательских умений, что делает незаменимым детское экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста.

Учителя начальных классов обозначают проблему, что дети, приходя в школу, имеют недостаточные знания об окружающем мире, исчезли «почемучки» которые могли бы задавать вопросы, самостоятельно или с небольшой помощью взрослого находить на них ответы. В связи с этим было принято решение углубленно работать над темой «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».

Цель: развитие познавательной активности и исследовательских умений детей дошкольного возраста в ходе экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. формировать знания детей о свойствах и качествах объектов неживой природы, таких как солнце, почва, вода, воздух, песок, глина, камни, магнит;
  2. развивать умения и навыки проведения элементарных опытов с предметами неживой природы;
  3. развивать речь детей, умение логически рассуждать, строить гипотезы, делать выводы;
  4. развивать наблюдательность;
  5. воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
  6. воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

В ходе проведения совместной деятельности по детскому экспериментированию происходит интеграция таких областей как «познание», «коммуникация», «социализация», «безопасность», «здоровье», «художественная литература», «труд».

Данный опыт работы может использоваться для совместной деятельности с детьми по детскому экспериментированию или в кружковой работе.

Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности. Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментированию в групповой комнате при активном участии родителей необходимо оборудовать уголок экспериментирования.

Значение и оборудование уголка экспериментирования имеет отличия в разных возрастных группах. В младшем дошкольном возрасте - это манипулятивный центр, в котором используются материалы – природные, бросовые (пробки, трубочки для коктейля), неструктурированные (песок, вода, опилки); сенсорные игры и пособия; оборудование (совочки, сито, мельница и др.), емкости для игр с водой, песком, снегом (см. приложение 4). Манипулирование предметами это исходная форма экспериментирования, которая возникает в раннем возрасте. Дети младшего дошкольного возраста, играя в экспериментальном уголке, совершают обследовательские действия с предметами, усваивают сведения о их свойствах, происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности не связанных в систему. Это период любопытства детей.

В старшем дошкольном возрасте - это центр науки и природы, в котором используются приборы и оборудование – весы, микроскоп, лупы, пипетки, рулетка и др.; различные емкости; материалы – природный, бросовый, технический (болты, гайки); литература – энциклопедии, журналы, иллюстрации; игры (см. приложение 4). Старший дошкольный возраст - это период любознательности, дети приобретают способность осуществлять экспериментирование, получают умения видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблему, анализировать объект или явление, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы. Развитие данных умений у детей требует систематичной, целенаправленной работы педагога.

Руководство деятельностью детей в ходе совместной деятельности осуществляется различными методами: наглядными, практическими, словесными.

Наглядные методы представляют собой наблюдения двух видов, первый вид – наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (например: опыты «Притяжение магнитом предметов», «Намагничивание предметов» и др.), второй вид - наблюдение за изменением и преобразованием объектов (например: опыты «Температура воды», «Вода и пар» и др.). Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом следующих требований: цели и задачи наблюдения должны быть ясными и конкретными; процесс наблюдения проводиться планомерно и последовательно; педагог должен учитывать возрастные возможности детей и способствовать проявлению их активности и самостоятельности.

Практические методы, такие как игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом (например: игры «Ветер и зайка», «Искатели сокровищ», «На что похожи осадочные породы»). Метод элементарных опытов – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления, с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. (например: «Внутри человека есть воздух», «Обнаружить воздух в окружающем пространстве» и др.).

Одним из словесных методов является рассказ педагога. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Педагог должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это дает педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования (например «Пустыня», «Воздух вокруг нас» и др.).

Широко применяются в данном опыте работы беседы для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда педагог знакомит детей с новой для них информацией. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания (например: беседа «Можно ли вырастить камень?», «Что такое солнце?», «Что такое воздух?»).

В ходе работы необходимо научить детей задавать вопросы. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения. Например, такое задание: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?», «Кто больше задаст вопросов?», «Вопросы по кругу?», «Кто задаст самый интересный вопрос?». Педагогу необходимо развивать наблюдательность детей, в этом помогут игры-задания: «Рассмотри предмет», «Разложи образцы», «Найди больше отличий», «Кто заметит сходство». Эти упражнения необходимо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения.

Структура совместной деятельности состоит из пяти частей:

  1. Вводная беседа - постановка исследовательской задачи, прогнозирование результата, повторение правил безопасности при проведении опытов. Для реализации первой части занятия необходимо использовать совместную деятельность педагога и детей – рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций. Педагогу необходимо развивать умение детей выдвигать гипотезы, предположения о свойствах исследуемого объекта. «Как вы думайте, почему течет вода? почему дует ветер? почему песок сыплется?» При формулировке гипотезы педагог учит детей использовать следующие слова: я считаю что, по моему мнению, может быть, предположим, допустим, возможно, что, и др. Рекомендуется использовать задания для тренировки умений по выработке гипотез и предположений: «Волшебник может исполнить ваше желание. В какой предмет вы бы превратились и что о нем можете рассказать?», «Если бы вы стали ученым, какой опыт вы бы провели? С каким предметом? Что бы о нем узнали?» Детям необходимо придумать как можно больше гипотез (предположений), объясняющих, их желания и что бы случилось в результате.
  2. Во второй части происходит выполнение запланированного эксперимента (опыта) и фиксирование результата (устное, практическое). Например, опыт «Какую форму примет вода?»: необходимо взять банку с водой и тазик. Предложить детям налить воду в чашку, тарелку, стакан. Спросить какой формы вода, выслушать все предположения детей - какой формы вода. Затем все предложенные детьми гипотезы необходимо проверить. В конце сделать вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
  3. Третья часть включает в себя игру - дидактическую, малоподвижную или игру-забаву.
  4. Четвертая часть: итог - рефлексия, обращение педагога к детям с целью выявить, какие новые знания были получены, какие трудности возникли в ходе занятия, и о чем дети хотели бы еще узнать, с какими материалами провести эксперименты (что понравилось больше всего?).
  5. Пятая часть предусматривает творческое задание, выполняемое детьми в свободное время с педагогом или родителями, индивидуально или группой. В старшем дошкольном возрасте опыты могут получить интересное продолжение дома. Например, детям предлагается провести эксперимент с родителями («Вода испаряется», «Покажи родителям фокус»).

Эксперименты дома и продукты творческой деятельности детей способствуют созданию условий для закрепления детьми полученных знаний и умений, поддерживают их инициативу, самостоятельность и познавательную активность.

Для популяризации детского экспериментирования составлен план взаимодействия с родителями. Подобраны консультации для информационного родительского уголка. Составлены памятки по проведению опытов и творческих заданий в домашних условиях. Кроме этого родители принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашаются на открытые показы. Итогом работы являются творческие работы родителей и детей.

Таким образом, поощряя детскую любознательности, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности и исследовательских умений дошкольников в ходе детского экспериментирования.

Конспекты совместной деятельности (приложение 1, 2, 3).

Приложение 4