На сегодняшний день для игр сильнейших команд характерен рост темпа проведения атак. Команды почти перестали применять высокие передачи для нападающих ударов, но значительно увеличилось количество атак, проводимых с низких и быстрых передач. Желание увести нападающих игроков от блока связано с тем, что в каждой команде имеется много высокорослых волейболистов, способных выстроить мощную броню над сеткой. Вот эту-то задачу и решают связующие игроки за счёт нестандартных и разумных технико-тактических действий.
По мнению абсолютного большинства специалистов волейбола, боеспособность команды в значительной мере зависит от мастерства связующих игроков. Если кто-то из нападающих не играет в полную силу по различным причинам, то это положение можно поправить путём замены его, временно выключив из атак, и др. Но, если срывается диспетчер команды, то её потенциал заметно снижается, что приводит к поражению в игре.
Ведущая роль связующего игрока в ведении игры бесспорна, и он в гораздо большей степени (нежели игроки других амплуа) несёт ответственность за результат игры. Современная игра в волейбол протекает в условиях активного противодействия соперников, при непрерывном потоке информации о движущихся объектах (мяч, партнёр, соперник и др.) когда необходимо быстро и точно выполнить передачу для нападающего удара. Развитый объём поля зрения является основой тактического мастерства связующего.
Связующий выполняет технико-тактические действия в условиях жёсткого лимита времени, что предъявляет большие требования к развитой быстроте реакции.
Без точной оценки времени, скорости, темпа, развиваемых мышечных усилий, (чувство мяча, чувство сетки, чувство площадки - специализированные восприятия) невозможно эффективно выполнить передачи.
Динамичность игры (высокая скорость полёта мяча, быстрые перемещения, внезапные смены игровых ситуаций) предъявляет к вниманию связующего игрока повышенные требования. От того на сколько оно интенсивно, как распределяется в игровых фрагментах игры, во многом зависит качество атакующих действий.
Скоротечность многочисленных игровых атакующих эпизодов, неточная доводка мяча до связующего игрока требуют от него проявления высокой скорости передвижения и скоростной выносливости. Если связующий игрок правильно воспринимает и анализирует ту или иную игровую ситуацию, то при высоком уровне развития двигательных качеств и совершенном владении техникой второй передачи тактическая задача будет решена успешно. Помимо своих основных функций связующий по необходимости должен уметь выполнять нападающие удары и постоянно принимать участие в блокировании. В игре из пяти партий он выполняет 50-60 блокирований.
Деятельность связующего игрока в игре характеризуется:
- Высоким уровнем владения рациональной техникой второй передачи
- Развитым тактическим мышлением (объём поля зрения, память, переключение внимания, скорость переработки информации).
- Постоянной соревновательной активностью (максимальное напряжение психических и физических качеств)
- Хорошей ориентировкой на площадке и взаимодействием с партнёрами
- Высоким уровнем развития прыгучести, скорости передвижения и скоростной выносливости
- Вариативностью тактических действий
Это опытный, авторитетный и достаточно высокий игрок.
Для достижения высокого уровня подготовленности связующего игрока необходимо постепенное совершенствование знаний, умений, способностей, необходимых для выполнения функций диспетчера команды.
На начальных стадиях обучения будущий диспетчер должен овладеть рациональной техникой передач сверху двумя руками и её разновидностями, параллельно развивая психофизиологические способности (объём поля зрения, скорость переработки информации, память, концентрация, распределение и переключение внимания, быстрота реакции) и физические качества. По мере усвоения передачи спортсмен с помощью тренера должен приобретать знания по теории техники и тактики игры, по анализу тактических действий, по основам взаимодействия 2,3,4 игроков.
Основным «арсеналом» связующего игрока являются передачи вперёд-назад с опоры в прыжке. По высоте передачи могут быть высокие, средние, низкие; по скорости полёта мяча – взвешенные, полупрострельные, прострельные; по расстоянию - длинные (через зону), короткие (из зоны в зону), укороченные (в одной зоне); передачи из глубины площадки (4-5 метров и более от сетки).
Передача мяча в прыжке дезориентирует противника, мешая ему разгадать направление атаки и вовремя поставить блок. Путь мяча от рук связующего до точки, в которой нападающий наносит удар, уменьшается, а значит, атака проходит стремительнее. В игре из пяти партий выполняется 60-70 передач в прыжке.
Техническая подготовка связующего игрока
Вторые передачи должны соответствовать (по направлению, длине, высоте и скорости) передачам, которые используются в игре. Но и в специализированной подготовке необходимо соблюдать принцип постоянного усложнения задания. Постоянно напоминать связующим:
- Перед выполнением передачи всегда стараться контролировать различные предметы, находящиеся слева и справа, не поворотом головы, а движением глаз
- Перед выполнением передачи, когда определено место встречи с мячом, взгляд – на сторону соперника и на своего нападающего (нападающих)
- В этом виде подготовки совершенствовать и технику передачи, стоя спиной к сетке, в прыжке.
После усвоения взаимосвязи с одним нападающим игроком переходят к упражнениям с участием двух-трёх нападающих игроков. Пасующий выполняет передачу по самостоятельному решению или по заданию (сигналу) тренера, когда мяч приближается к рукам связующего. Следует заметить, что при взаимодействии двух трёх нападающих с пасующим уже проявляются элементы тактики в разучивании комбинации.
Развитие специальных физических качеств и способностей связующего игрока
Развитие физических качеств осуществляется в такой последовательности:
- Общая физическая подготовка, включающая специфику волейбола и функциональные особенности связующего игрока, как база для успешного развития его специальных физических качеств и способностей.
- Специальная физическая подготовка, способствующая развитию качеств, принимающих участие в выполнении технических действий связующего игрока для исполнения передачи нападающему игроку.
- Средства комплексного воздействия в жестких временных и пространственных интервалах (количество передач за определенное время, с определённой скоростью на заданные расстояния).
Приоритетными физическими качествами для связующего являются: быстрота с её разновидностями, «взрывная» сила, скоростная выносливость, ловкость.
Быстрота двигательной реакции
- Рывок по сигналу из различных исходных положений. Сигнал – брошенный мяч из-за спины связующего игрока. Переместиться под мяч и выполнить передачу по заданию.
- Подвижные игры «День и ночь», «Охотники и утки», «Наступление», «Вызов номеров»
- Передвижение различными способами по сигналу. В конце дистанции выполнить передачу.
- Зеркальное выполнение упражнений в парах лицом друг к другу через сетку (блокирование, имитация защиты и т.д.).
- Передача мяча по заданию. Связующий стоит спиной к партнеру в 4-6 м. Партнер ударом в пол в разных направлениях предлагает выполнить передачу. Связующий выходит под мяч и выполняет передачу.
- Приём мяча по низкой траектории на связующего игрока. Выполнить передачу по заданию.
- Приём мяча на связующего игрока, стоящего в 2-4-х метрах от принимающего. Выполнить передачу по заданию.
- Связующий находится в одной из зон 1, 6, 5, тренер у сетки набрасывает мяч в одну из зон 2, 3, 4. Связующий быстро перемещается к мячу и выполняет передачу.
- Передачи в стену: на скорость (скоростные), сокращая и увеличивая дистанцию (средние, длинные).
- Бег с места с ускорениями и остановками по сигналу в пределах площадки. После остановки наброс мяча связующему и передача по заданию.
Быстрота передвижения
- Бег на скорость с высокого и низкого старта на различные отрезки (10—20 м).
- Бег на скорость различными способами с изменением направления.
- Бег «елочкой», «челночный» бег (отрезки 5— 10 м), то же, но с набивными мячами в руках.
- Бег в шеренгах, дистанция между шеренгами 1-2 м. По сигналу вторая шеренга догоняет первую.
- Бег с остановками и ускорениями с места в пределах границ площадки: например, бег из-за лицевой линии к сетке, остановка, передвижение спиной вперед до линии нападения, остановка и бег вперед к сетке и т.д.
- Передвижения на скорость в структуре «выходов» связующего: например, бег из зоны 1 к сетке, остановка, передвижение приставными шагами левым боком до зоны 6, остановка, бег к зоне 4, остановка, передвижение спиной в зону 1 и т. д.
- Преодоление специальной полосы препятствий (передвижение различными способами, выполнение имитационных и акробатических упражнений, прыжков, падений и т. д.).
- Эстафеты, включающие различные способы передвижений, изменение направления бега, остановки, толчки набивных мячей.
Скоростная выносливость – способность связующего игрока выполнять передвижения для второй передачи с высокой скоростью на протяжении всей игры.
Дозировка физической нагрузки:
- Продолжительность одной серии – 30 сек. – 2 минуты.
- Интенсивность – высокая
- Отдых между сериями – 1-2 минуты
- Количество серий – 6-8.
- Челночный бег с касанием рукой линии нападения и лицевой линии.
- Выполнение верхней передачи с предварительным выходом из зоны 1, (5). После передачи быстро возвратиться в зону 1, (5). (8-10 передач)
- Выполнить поочередно по 5 передач из зон 2 и 4. После каждой передачи быстро сменить зоны.
- Выход из зоны 1 – передача по заданию; переместиться в зону 4 – передача по заданию; имитация блокирования в зоне 4 – передача по заданию; переместиться в зону 2, имитация блокирования – передача по заданию. Серию повторить 3 – 4 раза.
- Выход из зоны 1 – передача по заданию; переместиться в зону 6 – довести мяч по заданию; переместиться в зону 1 – выход к сетке – передача по заданию; переместиться в зону 6 – довести мяч по заданию.
Взрывная сила Для выполнения передачи двумя руками необходимо проявление взрывной силы. Для этого необходимо комплексное развитие силы мышц кистей, плечевого пояса, туловища, ног. Дозировка нагрузки: число повторений в серии (10-15), отдых между сериями (2-3 минуты), количество серий (4-6).
- Быстрое сгибание и выпрямление рук в упоре лежа на пальцах.
- В упоре лёжа передвижения влево-вправо, отталкиваясь руками и ногами от опоры.
- Сжимание кистевого эспандера.
- Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, поймать перед грудью.
- Бросок набивного мяча двумя руками между ног за спину.
- Вращательные движения кистями в лучезапястных суставах с гантелями (1-2 кг.) в руках (вариант: руки подняты вверх и движения происходят вперед-назад).
- Выталкивания набивного мяча партнеру, меняющему своё местоположение.
- Передача в стену футбольного мяча.
- Передача над собой набивного мяча.
- В наклоне, попеременная тяга руками к голени резинового амортизатора (вариант: круговые движения руками).
- Резиновый амортизатор закреплен над головой, руки вверху–разведение рук в стороны (вариант: опускание рук вперед-вниз).
- Из упора сидя рывком поднять ноги вверх.
- Лежа на бедрах на скамейке, руки за голову, ноги держит партнер – рывком прогнуться назад (вариант: с поворотом туловища).
- «Салки» в парах, прыжками на одной ноге.
- Пружинистая ходьба на носках со штангой на плечах.
- Прыжки с места, с разбега, доставая баскетбольный щит, кольцо (после прыжка – передача).
- Прыжки из глубокого приседа (после серии прыжков 3-5 передач в цель).
- Прыжки со скакалкой на двух ногах в различных вариантах.
- Запрыгивание на тумбу и спрыгивание с тумбы. После одного захода серия передач в цель.
- Иммитация блокирования – передача по заданию; имитация нападающего удара – передача.
Ловкость – способность выбрать и выполнить нужные движения (действия) правильно, быстро, точно.
Ловкость связующего игрока проявляется в координации движений, быстроте и точности действия, способности распределять и переключать внимание, в устойчивости вестибулярных реакций.
Решающую роль в развитии ловкости связующего игрока играет природная ловкость (навыки движений, координация движений, подвижность, чувство равновесия, способность мускулатуры к расслаблению и другие факторы). Поэтому способность быстро и точно овладеть новыми движениями во многом зависит от запаса двигательных навыков, приобретённых при занятиях разнообразными физическими упражнениями из лёгкой атлетики, гимнастике, спортивных и подвижных игр.
При развитии ловкости необходимо помнить и соблюдать следующие положения:
- Ловкость как физическое качество тесно связано с взрывной силой, разновидностями быстроты движений, выносливостью, гибкостью и проявляется только в комплексе с ними
- Упражнения на ловкость требуют повышенного внимания, точности и поэтому лучше всего их проводить в начале основной части тренировки
- При развитии ловкости необходимо изменять исходные положения, пространственные границы, скорость или темп движений, переключаться с одного движения на другое
- Объём упражнений и длительность серий в рамках одной тренировки должны быть небольшими, так как они быстро утомляют нервную систему, в результате чего снижается тренирующее воздействие
- При развитии ловкости важным является психологический настрой на конечный результат (превзойти свой результат в следующей попытке, результат партнёра).
- Кувырок вперед, назад и передача мяча с опоры или в прыжке по заданию.
- Передача мяча в мишень после отскока от стены (мяч бросает в стену партнер, находящийся за спиной связующего).
- У стены передача в стену двух мячей поочередно после отскока от пола.
- Прыгая боком вправо и влево через скамейку, передача мяча по заданию; при приземлении с одной стороны; при приземлении с двух сторон; перелетая скамейку в полете.
- Прыжки через длинный качающийся шнур (около 9 м.) с передачей мяча по заданию.
- Прыжок с толчком от невысокого возвышения (около 40 см.) с передачей в прыжке (мяч набрасывает партнер), передачу можно давать в цель.
- Передача мяча с опоры по заданию после прыжка с поворотом на 180*, 360*.
- То же, но после рывка с поворотом и остановки.
- Перед выходом к сетке поочерёдно из зон 1, 6, 5 кувырок вперед-назад, выход к сетке и передача мяча в прыжке по заданию.
- Выход из зоны 1 к сетке. Передача в прыжке в зону 4. После приземления передача назад за голову.
- Рывок из зоны 1 к сетке, поворот на 360* - передача за голову; рывок к центру площадки и обратно, поворот на 360* - передача вперед по заданию; рывок в зону 5 и обратно, поворот на 360* - передача за голову в прыжке.
- После блокирования, передача по заданию из глубины площадки.
Тактическая подготовка связующего игрока
В тактическую подготовку связующего игрока входят тактические действия, связанные с передачей мяча для нападающего удара после приёма подачи и при доигрывании; первая передача после касания мяча блокирующими или вторая передача в прыжке после имитации нападающего удара. Тактические действия связующего игрока строятся в соответствии с тактическими знаниями (основы взаимодействия с нападающими игроками, тактические комбинации в нападении, индивидуальная тактика, система игры в нападении), техникой владения мячом при передачах, уровнем развития физических, психических качеств и с другими компонентами.
Психомоторные процессы тактического действия связующего игрока проходят следующие фазы:
- Восприятие и анализ игровой ситуации
- Мыслительное решение тактической задачи
- Двигательное решение тактической задачи
Ведущее место в тактической подготовке связующего игрока занимают упражнения по индивидуальной, групповой и командной тактике, игровая подготовка, упражнения для развития ориентировки, упражнения на переключение внимания с одних действий на другие.
Примерные упражнения
- Передачи в цифровую мишень по заданию (в момент подлета мяча, к рукам пасующего назвать или показать номер мишени).
- Передача в парах – на сигнал (звуковой, визуальный) партнера, передачи с различной скоростью и траекторией полёта мяча.
- Передача в мишень по заданию тренера после отскока мяча от стены (удар в пол – отскок от стены – передача).
- Связующий в зоне 6, тренер из зоны 3 подбрасывает мяч на высоту 3-5 м. в пределах площади нападения – выполнить передачу по заданию (сигналу).
- Связующий располагается в зоне 2. После передачи над собой направить мяч в одну из зон 3 или 4 с заданной траекторией, где загорается лампочка определенного цвета – визуальный сигнал (вариант: в прыжке).
Главная задача связующего игрока после подачи – оценить качество приёма, а далее взаимодействовать с нападающими игроками. Перед выполнением передачи для нападающего удара связующий игрок должен:
- Перед приёмом подачи зафиксировать расположение блокирующих по росту и качеству блокирования и защитников противника движением глаз
- Оценить качество первого приёма
- В момент подлёта мяча к рукам зафиксировать в памяти расположение нападающих игроков, мысленно проиграть действия нападающих и свои действия и осуществить их
- Учитывать, кто из нападающих игроков наиболее результативен в данной игре
- Знать манеру игры нападающих игроков с различных передач, их физические кондиции и психическое состояние
- Учитывать счёт игры и напряжённость игрового момента
- Избегать однобокости во взаимодействиях с нападающими игроками
- Использовать всю ширину сетки
- Из трудных положений не рисковать
- Быть активным на протяжении всей игры
Обучение и совершенствование тактики игры связующего игрока
Главная цель тактической подготовки связующего игрока – добиться согласованности действий с нападающими игроками по времени и месту действия для получения положительного результата.
Методические приёмы тактической подготовки следующие: назвать тактическое взаимодействие, показать это взаимодействие на схемах, плакатах, видео и т.д. с анализом действий, показать место начального расположения и путь игроков в данном взаимодействии, сымитировать это взаимодействие, практически выполнить взаимодействие с первой передачи от атакующего игрока, затем с первой передачи игрока зоны 6.
После усвоения основ взаимодействия связующего игрока с одним – двумя нападающими задания усложняются и к процессу совершенствования подключаются игроки, принимающие подачу (или принимающие мяч после нападающих ударов), блокирующие игроки и нападающие различных зон. Разыгрываются комбинации в нападении с использованием низких, высоких, быстрых и других передач, после приёма подач и в доигрываниях.
Групповые взаимодействия: отрабатываются в следующей последовательности:
- Связующий в зоне 3(2,4) с одним нападающим игроком в зоне 4(3,2)
- Связующий в зоне 3(2,4) с двумя нападающим игроком в зонах 4-2; 4-3; 3-2
- Выход связующего из зоны 1(6,5) с двумя нападающими игроками в зонах 2-3, 3-4, 4-2
- Выход связующего из разных зон с тремя нападающими игроками
Командные взаимодействия
Командная тактика нападения состоит из определённых систем командных действий:
- Система игры в нападении через связующего игрока передней линии
- Система игры в нападении через связующего игрока, выходящего с задней линии
- Система игры в нападении с первых передач и откидок
Применение того или иного варианта этих систем зависит от места расположения связующего игрока перед выполнением передачи и от исходных позиций нападающих игроков.
После освоения каждого взаимодействия связующего с нападающими игроками необходимо их закрепление в тренировочных играх, турнирах, не принимая во внимание результаты встреч. После каждой игры разбирают причины возникновения ошибок при выполнении той или иной комбинации при активном анализе связующим игроком. Он должен ответить на вопросы: какая допущено ошибка, какова причина возникновения, как её исправить.
Варианты комбинаций при всех системах нападения должны отрабатываться в расчёте на условный сигнал связующего нападающим игроком.
Успешной будет такая комбинация, при которой противник до самого последнего момента не знает, в каком месте, каким игроком и когда будет нанесён завершающий удар.
Используемая литература
- Слупский С.Г. Волейбол: игра связующего. – М., 1979.
- Комплексная тренировка связующего игрока. Методическое пособие Всероссийской федерации волейбола. Авторы-составители пособия: Шляпников С.К. Кривошеин А.А. – Москва: ВФВ, 2011
- «Тренировка связующего игрока». Методическое пособие/сост. Беляев А.В. Москва 1997г.
- Волейбол: Учебник для вузов физ. культуры /Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. – М., 2002.