Мастер-класс "Урок одной задачи"

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


С термином “задача” люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни, как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. В математических задачах осуществляется переход от жизненных ситуаций к арифметическим действиям, следовательно, в общей системе обучения математики решение задач является одним из видов эффективных упражнений. Психолог Фридман Л.М. пишет:

“Задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, опираясь и учитывая те условия, которые указаны в задаче” (слайд 1).

Презентация.

Согласитесь, что под это определение подходит много ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в различных областях знаний, а также в жизни. Назовем наше занятие “Урок одной задачи” (слайд 2).

На таких занятиях не только достигаем учебные, но и метапредметные цели, формируя универсальные учебные действия.

Перед нами задача, которая вполне может оказаться жизненной ситуацией (слайд 3).

С этого учебного года все образовательные учреждения переходят на новые Федеральные Государственные Общеобразовательные Стандарты, которые предполагают усовершенствовать материально-техническую базу школ.

Для покупки 8 компьютеров Управление образования, выделило 158400 рублей. Председатель управляющего совета школы Иван Иванович нашел компьютеры дешевле на 3300 рублей и купил 9 штук. На сколько рублей меньше он затратил на покупку?

  • Сформулируйте вопросы, на которые Вы можете ответить, используя данные условия?
  • Используя данное условие, выберите выражения, которые имеют смысл, поясните свой выбор (слайд 4):

9+8_________________________

158400:8_____________________

158400:8-3300________________

3300:9_______________________

  • Выберите краткую запись, соответствующую данной задаче (слайд 5)
  Цена Количество Стоимость
УО ? руб. 8 шт. 158400 руб. на
ИИ ? дешевле на 3300 руб. 9 шт. ? руб. сколько <?

 

  Стоимость Количество Цена
УО ? руб. 8 шт. 158400 руб. на
ИИ ? дешевле на 3300 руб. 9 шт. ? руб. сколько <?
  1. Решим задачу исходя из данных условий и требования? (на доске оформляем решение задачи)
  2. Измените, вопрос так, чтобы решение задачи стало на одно действие короче (слайд 6).
  3. Измените, условие так, чтобы задача решалась на одно действие короче (слайд 6, работа в парах).
  4. Измените, вопрос так, чтобы решение стало на одно действие длиннее (слайд 7, работа в группах).

(Сколько нужно добавить денег, чтобы купить еще 1 компьютер)

Как Вы думаете, почему наше занятие называется “Урок одной задачи”? (слайд 8)

Т.О. мы научились формировать с помощью задач важные метапредметные умения, связанные с анализом текста, выделением условий задачи и главного вопроса, составлением плана решения, постановкой вопроса и поиском условий, из которых можно получить на него ответ, проверкой полученного результата.

Предлагаю ранжирование метапредметных и учебных умений. (Приложение 1)

Для каждого участника мастер- класса:

Для покупки 8 компьютеров Управление образования, выделило 158400 рублей. Председатель Управляющего совета школы Иван Иванович нашел компьютеры дешевле на 3300 рублей и купил 9 штук. На сколько рублей меньше он затратил на покупку?

  • Сформулируйте вопросы, на которые Вы можете ответить, используя данные условия?
  • Используя данное условие, выберите выражения, которые имеют смысл, поясните свой выбор:

9+8_______________________________

158400:8___________________________

158400:8-3300______________________

3300:9____________________________

  • Выберите краткую запись, соответствующую данной задаче
  Цена Количество Стоимость
УО ? руб. 8 шт. 158400 руб. на
ИИ ? дешевле на 3300 руб. 9 шт. ? руб. сколько <?

 

  Стоимость Количество Цена
УО ? руб. 8 шт. 158400 руб. на
ИИ ? дешевле на 3300 руб. 9 шт. ? руб. сколько <?
  • Решим задачу исходя из данных условий и требования?

1)

2)

3)

4)

  • Измените, вопрос так, чтобы решение задачи стало на одно действие короче.
  • Измените, условие так, чтобы задача решалась на одно действие короче.
  • Измените, вопрос так, чтобы решение стало на одно действие длиннее.