Комбинированный урок закрепления знаний и формирования умений и навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Цели театрализованного урока:
- Выработать умение находить решение проблемы, применять знания в различных неотложных ситуациях.
- Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по оказанию неотложной помощи пострадавшим.
- Обучение ребят работать во взаимодействии друг с другом и учителем.
- Развитие познавательного интереса к дисциплине ОБЖ.
Правила, система оценочных показателей и регламент конкурса:
- Четко выполнять все алгоритмы конкурса, соблюдать порядок и дисциплину, активно участвовать в обсуждении и предлагать свои варианты решения проблемной задачи.
- На поиск правильного решения и практическое выполнение задания отводится определенное количество времени.
- Учитывается скорость и качество оказания неотложной помощи.
- Каждое практическое задание оценивается «правильно» или «неправильно». Задания осуществляются в парах. Выигрывают те ребята, которые успешно справились с теоретическим и практическим заданием. За каждое точно выполненное упражнение начисляется один балл.
- Задания даны по медицинскому разделу, изучаемому по дисциплине ОБЖ.
- Выигрывает та пара ребят, которая наберет максимальное количество баллов.
Оснащение:
- Компьютер, мультимедиа – проектор.
- Медицинский жгут и шины по 15 шт., бинты – 15 шт., салфетки – 15 шт., деревянные палочки длиной 20 – 30 см для жгута закрутки – 15 шт., подручные средства – 15 шт. (тесемки, фанерные доски и т.п.).
- Электронная презентация с учебными заданиями.
- Раздаточный материал.
- Костюмы.
Ход урока
I. Организационно-подготовительный этап.
Организационно-подготовительный этап проводится за одну неделю до назначенной даты проведения открытого урока.
- Формирование команды актеров из числа студентов данной группы.
- Распределение ребят на команды из двух человек.
- Подготовка студентов к конкурсу и театрализованному представлению.
II. Организационный момент.
- Актуализация (см. приложение 2).
- Выдать по одному медицинскому жгуту, шине, бинту, салфетке, деревянной палочке на команду.
III. Этап проведения театрализованного урока.
Педагог. Сегодня наше занятие посвящено практическому обучению правилам оказания неотложной помощи пострадавшим и в этом нелегком вопросе нам помогут разобраться сказочные персонажи. И так… начинаем!
Скоморох: «Верьте аль не верьте, а жил на белом свете Федот-стрелец, удалой молодец. Служба у Федота – рыбалка да охота. Царю – дичь да рыба, Федоту спасибо.
Как-то раз дают ему приказ: чуть свет поутру явиться ко двору. Царь на вид сморчок, башка с кулачок, а злобности в ём – агромадный объём. Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку. На Федьке от страха намокла рубаха, в висках застучало, тут и сказки начало...» (1)
Слайд 2. На экране царь на троне, а перед ним Федот.
Царь:
«Снаряжайся, братец в путь» (1)
Да профессора по ОБЖ добудь –
Репетитора, декана,
«Аль ищо кого-нибудь». (1)
Девка эвон подросла,
К знаньям тянется – беда!
Педагог из Вены прибыл,
Так она подстроила, чтоб гость
«Ненароком сел на гвоздь,
А отседова у гостя –
Политическая злость!» (1)
Из Германии барон
Манускрипты приволок,
Дак и тут не удержалась –
«Нанесла ему урон». (1)
Миску борща поднесла
И подбросила ежа.
«Это ж форменный вредитель,
Окаянная душа!..» (1)
Царевна:
«Сколь бы ты не супил бровь –
Повторяю вновь и вновь
Упеки меня в острог
На какой угодно срок –
Все одно сия наука» (1)
Не нужна мне будет впрок!
Царь:
«Цыц, дуреха!.. Замолчи!..
Тесту место у печи!
Ну-ка, марш к себе в светлицу» (1)
Медицину поучи!
Царевна:
Есть вопросы у меня,
Их решить не в силах я!..
Ни барон, ни педагог из Вены
Разъяснений не дают.
Только все жуют – жуют,
Что увидят, то едят!
«Помнишь вазу из топазу?» (1)
Проглотили, – вот те крест!
Я ж не знаю, как помочь
Если «стул» их прошибет?
Наложила вон недавно
Вместо шины «Пиносол»!
Дак от ярости барон
Соусом заляпал бровь!
Я же думала, что рана
Нитку к оку поднесла
Да иголку не нашла.
А от этого барон
На пол брякнулся сперва.
Ножкой дрыгнул не спеша,
Захрипел, завыл и стих.
Распознать не в силах я
Толи обморок? А может «рожа»?..
Я устала! Не могу!
Я невроз заполучу!
«Вот не стану есть икру,
Как обычно, по ведру, –
И на почве истощенья
Захвораю и помру!..» (1)
Федот:
«Нешто я да не пойму
При моём-то при уму?...
Чай, не лаптем щи хлебаю,
Соображаю, что к чему.
Получается на мне
Вся политика в стране:» (1)
Не добуду педагога –
«Беспременно быть войне». (1)
Скоморох: «Слово царя твёрже сухаря. Пошлёт на медведя – пойдёшь на медведя, а куда деваться – надо, Федя!
Обошёл Федот сто лесов, сто болот. Устал, нет мочи, да и дело к ночи. А Баба Яга середь дубравы собирает травы. Соскучилась в глуши без родственной души». (1)
Слайд 3. На экране фото Бабы Яги.
Баба Яга:
«Ты чавой-то сам не свой,
Не румяный, не живой!
Али швед под Петербургом,
Али турок под Москвой?
Съешь осиновой коры-
И взбодришься до поры:
Чай, не химия, какая,
Чай, природные дары!» (1)
Федот:
«Полно бабка! Я не хвор!
Отойдём-ка за бугор!
Расшугай ежей и белок,
Есть сурьёзный разговор.
Был я ноне – чуть заря –
На приёме у царя,
Ну и дал мне царь заданье
В смысле, значит, глухаря». (1)
Педагог нужон царю
«Не найду, чаво он хочет – » (1)
Гильотину привезут!
«Ох, чуёт моя душа:» (1)
Иль царевной буду бит
Или царь мне отомстит…
Баба Яга:
«Не кручинься и не хнычь!
Пусть лютует старый хрыч!
Вообче-то я хитра
В смысле подлости нутра,
Да чавой-то мне севодня
Не колдуется с утра!..
Всё и колет, и болит,
И в груди огнём палит!..
Я давно подозреваю
У себя энцефалит!..
Ой, чавой-то худо мне!
Слышь, как хрумкает в спине?
Словом, раз такое дело –
Я вообче на бюлетне!» (1)
Федот:
«Захворала – не беда!
Съешь лягушку из пруда!
Нет надёжней медицины,
Чем природная среда.
Ты морочить мне мозги
Даже думать не моги!
Лучше всю свою подлючесть
На работу напряги». (1)
Баба Яга:
«Колдуй, баба, колдуй, дед,
Трое с боку – ваших нет,» (1)
Туз бубновый, пень сосновый,
На вопрос мне дай ответ…
Слайд 4. На экране перед Федотом появляется фото ЧЭМК.
Федот:
Что за диво, чудеса!..
«Сколь по прихоти царя
Я не плавал за моря, – » (1)
Не видал чудесней места,
«Откровенно говоря!» (1)
Этот колледж просто клад!..
Педагоги, мастера,
А ребята – супер класс!
Сплошь сиянье умных глаз.
Ай да встреча! Стало быть,
Я сумел царю добыть
То-чаво он так хотел!
«Чем, тоскуя и хандря,
Жисть расходовать зазря, – » (1)
Помогите нам ребята!
Покажите на примерах
Как повязку, али шину
На конечность наложить!
Потому как нас царевна
Заждалась, поди, уже!..
IV. Формат конкурсного этапа.
Педагог раздает карточки с заданиями и засекает время. Студенты заполняют их и приступают к практическому выполнению упражнения.
Слайд 5. Первое практическое задание (см. приложение 2).
«Во время автодорожной аварии у водителя открылось кровотечение верхней конечности, кровь ярко-красного цвета и вытекает не очень сильной прерывистой струей. При объективном осмотре вы увидели у него рану, из которой видны отломки кости в области нижней трети правого плеча. Пострадавший жалуется на сильные боли и головокружение. Аптечка во время аварии не пострадала».
Внимательно прочитайте, подумайте и покажите на своем товарище правила оказания неотложной помощи в данной ситуации. Дайте объяснения в письменной форме, почему вы выбрали именно этот метод.
Время на обсуждение и письменный ответ – 5 минут, на оказание помощи – 4 минуты.
Слайд 6. Второе практическое задание (см. приложение 2).
«Житель деревни N, работая за деревообрабатывающим станком, будучи в нетрезвом состоянии, получил травму в области левого запястья. Из раны вытекает кровь прерывистой струей ярко-красного цвета».
Подумайте и покажите на своем товарище правила оказания неотложной помощи в данной ситуации. Дайте объяснения в письменной форме, почему вы выбрали именно этот метод.
Время на обсуждение и письменный ответ – 5 минут, на оказание помощи – 3 минуты.
Слайд 7. Третье практическое задание (см. приложение 2).
«На лыжной прогулке пожилой человек нечаянно поскользнулся и ударился о дерево правой ногой. Подняться сам он не может, так как испытывает сильную боль в области ½ голени. При осмотре вы увидели патологическую подвижность в области травмы и укорочение больной ноги».
Подумайте и покажите на своем товарище правила оказания неотложной помощи в данной ситуации. Дайте объяснения в письменной форме, почему вы выбрали именно этот метод.
Время на обсуждение и письменный ответ – 5 минут, на оказание помощи – 4 минуты.
Слайд 8. Четвертое практическое задание (см. приложение 2).
«Два друга попали в железнодорожную аварию, после крушения один из них смог выбраться из вагона и вытащить своего друга через разбитое окно, в результате он получил глубокий порез в области нижней трети бедра. Из раны начала струиться кровь очень сильной прерывистой струей ярко-красного цвета».
Подумайте и покажите на своем товарище правила оказания неотложной помощи в данной ситуации. Дайте объяснения в письменной форме, почему вы выбрали именно этот метод.
Время на обсуждение и письменный ответ – 5 минут, на оказание помощи 0,5 – 1 минута.
Слайд 9. Пятое практическое задание (см. приложение 2).
«Во время гололедицы один из пешеходов упал на тротуар. При объективном осмотре вы обнаружили укорочение правой верхней конечности и патологическую подвижность в области ½ плеча. Больной жалуется на сильную боль в руке».
Подумайте и покажите на своем товарище правила оказания неотложной помощи в данной ситуации. Дайте объяснения в письменной форме, почему вы выбрали именно этот метод.
Время на обсуждение и письменный ответ – 3 минуты, на оказание помощи – 4 минуты.
Слайд 10. На экране появляется фотография Бабы Яги.
Федот:
«Ай да бабка! Ай да спец!
Вот и хлопотам конец!
Хоть вынай тебя из ступы –
Да министром во дворец!» (1)
Баба Яга:
«Я – фольклорный элемент,
У меня есть документ.
Я вообще могу отседа
Улететь в любой момент!» (1)
Потому меня министром
Назначать, резону нет.
Вот студенты молодцы!
Хоть на вид они просты,
Но серьезны и умны!
Подсчитай ка скоко баллов
Заработали они!
Да прибавь им за старанье,
Артистичность, скромность, труд,
Потому как весь их смысел
«Исключительно в уму!..» (1)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Подведение общих итогов и анализ ошибок (см. приложение 2).
- Рефлексия (см. приложение 2).
- Домашнее задание: подготовить презентацию по правилам оказания неотложной помощи при кровотечениях и переломах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Филатов Леонид. Любовь к трем апельсинам. Сказки. Повести. Пародии. Киносценарии. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Фролов М. П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования – М: Просвещения, 2003.
Фото с сайта
- yandex.ru
Презентация – приложение 1.