Цель урока: сформулировать понятие архимедовой силы, научить выводить формулу, выражающую зависимость этой силы от плотности жидкости (газа) и объёма тела на основе закона Паскаля; продолжить формирование умений находить равнодействующую двух сил, применять закон Паскаля для объяснения давления жидкости или газа на погруженное тело, применять формулу для расчёта давления внутри жидкости, сравнивать значения давления жидкостей и газов на находящиеся в них тела; в целях развития научного мировоззрения учащихся показать роль физического эксперимента в физике.
Прививать толерантность, а для повышения интереса к изучаемому материалу осветить роль Архимеда в физике.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка проблемы.
- Жидкости и газы оказывают давление на любое тело, погруженное в них. Давление окружающей среды создаёт особую силу, которую называют выталкивающей или поддерживающей силой.
- Пробовали запихнуть мяч в воду? Что наблюдали?
- Попробуйте втолкнуть небольшой деревянный прутик в ведро с водой. Что вы будете наблюдать?
III. Изложение нового материала.
А теперь давайте заглянем сквозь тысячу лет
В тот город у моря, где жил Архимед.
Вот по дороге мощёной
В раздумье шагает ученый,
К царю Сиракуз
Направляется он.
Навстречу спешит из дворца Гиерон:
– Нужен твой совет, ученый!
Мастер сделал мне корону,
Погляди-ка, Архимед,
Золотая или нет?
С виду золотом сверкает,
Но, ты знаешь, все бывает.
Говорят, что мастер прыткий,
Отпилил кусок от слитка,
Остальную часть расплавил,
Серебра туда добавил
И потом принес, подлец,
Мне подделку во дворец.
Золото иль позолота?
Разгадать – твоя забота!
Надо точно все определить,
Но корону
Не царапать, не пилить.
Из дворца побрёл ученый:
– Мне известен вес короны,
Ну а как найти объем?
Думал ночью, думал днем…
И однажды, в ванне моясь,
Погрузился он по пояс.
На пол вылилась вода, -
Догадался он тогда,
Как найти объем короны,
И помчался к Гиерону.
Во дворец примчался он:
– Я придумал, Гиерон!
Эврика! Открыл закон!
Историческая справка: рассказ об Архимеде – учащиеся
Архимед (287–212 до н.э.) – выдающийся древнегреческий учёный. Родом из Сиракуз (Сицилия). В механике интересовался соотношениями между силами, действующими на рычаг; в технике много занимался разработкой и созданием сложных систем (полиспаcтов) для поднятия больших тяжестей, а также водоподъёмных механизмов. Одним из его главных открытий является закон о подъёмной силе в жидкостях, носящий его имя.
Опыт с ведерком Архимеда.
Вывод формулы
Заслуга Архимеда в том, что о выталкивающей силе знали все, а чему она равна понял один только он.
Кроме того он выяснил причину: способность жидкости проникать под нижнею часть тела и оказывать на нее давление ( опыт с пшеном)
Интересен тот факт, что сыпучие вещества в некоторых условиях могут проявлять и свойства жидкостей. Например, пшено, насыпанное в кастрюлю, принимает форму этой кастрюли. Если же на дно кастрюли положить кусочки пенопласта и засыпать пшеном, то, легко встряхивая, можно заставить пенопласт “всплыть” на поверхность крупы. То же можно проделать и с песком. Таким образом, архимедова сила проявляется и в твердых сыпучих веществах.
IV. Лабораторная работа «От чего зависит сила Архимеда?» в группах.
Задание первой группе
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры из набора тел калориметра, нить.
- Определить архимедовы силы, действующие на первое и второе тела.
- Сравните плотности тел и архимедовы силы, действующие на тела.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.
№ опыта | Вещество, цилиндр | Плотность вещества | Вес тела в воздухе P, Н | Вес тела в воде P1, H | Выталкивающая сила Fa = P1 – P, H |
1 | алюминий | ||||
2 | медь |
Вывод: в результате опыта мы выяснили, что архимедова сила _________________ от плотности тела
Задание второй группе.
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить.
- Определите архимедову силу, действующую на каждое тело.
- Сравните эти силы.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.
№ опыта | Объем тела, куб.см | Вес тела в воздухе P, Н | Вес тела в жидкости P1, Н | Выталкивающая сила Fa = P – P1, Н |
1 | ||||
2 |
Вывод: в результате опыта мы выяснили, что архимедова сила ________________ объема тела
Задание третьей группе.
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с пресной водой, соленой водой и маслом, алюминиевый цилиндр.
- Определите архимедовы силы, действующие на тело в пресной воде, соленой воде и масле.
- Чем отличаются эти силы?
- Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в разных жидкостях?
- Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
№ опыта | Вес тела в воздухе | Жидкость | Вес тела в жидкости | Выталкивающая сила Fa = P – P1, H |
1 | Вода | |||
2 | Масло |
Вывод: в результате опыта мы выяснили, что архимедова сила ________________ от плотности жидкости
Задание четвертой группе.
Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр.
- Определите архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1 и на глубине h2, большей, чем h1.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.
Высота столба жидкости, см | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в жидкости Р1, Н | Выталкивающая сила Fa = P – P1, Н |
5 | |||
15 |
Вывод: в результате опыта мы выяснили, что архимедова сила _______________ от глубины погружения
Задание пятой группе.
Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.
- Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра.
- Поочередно опуская фигурку в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
Форма тела | Вес тела в воздухе | Вес тела в воде P1, Н | Выталкивающая сила Fa = P – P1, H |
шар | |||
куб |
Вывод: в результате опыта мы выяснили, что архимедова сила _____________ от формы тела
После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Выводы записываются учащимися в тетрадях, а учитель на доске в виде таблицы.
Архимедова сила | |
Зависит от | Не зависит от |
Объёма погруженной части тела | Плотности тела |
Плотности жидкости | Формы тела |
Глубины погружения |
V. Закрепление материала.
Опыт с сырым яйцом (тонет в пресной воде, но плавает в соленой. Почему?)
Подумай: Почему отстаивание воды ведет к очищению ее от нерастворимых в ней веществ?
Качественные задачи:
- Первоклассник и десятиклассник прыгнули в воду. Кого вода выталкивает сильнее?
- Первоклассник нырнул на 3 м, а десятиклассник на 1м. Кого сильнее выталкивает вода?
- Вы постепенно входите в воду. Меняется ли архимедова сила по мере вашего погружения? А когда она достигнет максимума?
- Подводная лодка вошла из моря в реку. Изменилась ли архимедова сила? Почему?
- К коромыслу весов подвесьте два цилиндра одинакового объёма и сделанных из одного материала. Проверьте, нарушится ли равновесие весов, если один цилиндр поместить в воду, а другой – в машинное масло?
- Проверьте на опыте, изменится ли уровень воды в ведре, если плавающую на поверхности вазочку для конфет погрузить полностью в воду.
- Рассчитайте, а затем проверьте на опыте, какую силу нужно приложить к телу, чтобы удержать его в воде.
- К коромыслу весов подвешены два одинаковых шара. Нарушится ли равновесие весов, если один шар опустить в воду, а другой – в керосин (рис. 1)?
- Нарушится ли равновесие весов, если шары опустить в воду (рис. 2)?
Рис. 1
Рис. 2
VI. Итог урока, рефлексия.
VII. Домашнее задание.
- п. 49