Урок изучения нового материала в контексте метапредметной темы “Знание и незнание” построен с использованием технологии педагогических мастерских с элементами эвристического обучения. Учебной задачей урока является задача формирования у учащихся общих представлений о данном классе органических соединений, знакомство с основами классификации и характеристикой отдельных представителей класса спиртов.
Концептуальной идеей урока является идея развития продуктивного мышления учащихся на основе налаженного взаимодействия сознательной и бессознательной деятельности, что послужило основанием дляподбора таких заданий в уроке, которые позволили бы правильного чередовать сознательные усилия логического мышления учащихся с их интуитивным познанием мира. Такой подход к обучению сближает учебный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия и поэтому способствует осознанию учащимися внутренних перемен и “разрывов”, своих изменений в интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сферах.
В основу концептуальной идеи урока положены научные труды и воззрения австрийского психиатра и психолога З.Фрейда, открывшего бессознательное; представителя французской социологической школы Люсьена Леви-Брюля, высказавшего предположение о существовании базовой основы мышления, имеющей образную природу; швейцарского психолога, психиатра и мыслителя Карла Густава Юнга, который ввел в науку метод словесных ассоциаций и разработал теорию архетипов.
Философским замыслом урока послужила Платоновская идея о том, что “подлинное знание не приобретается, а вспоминается” и вера в то, что процесс познания заключается в том, чтобы дать душе вспомнить вечные истины, которые ей уже были известны. Для реализации этого замысла в ходе уроке был использован прием деления учащихся на творческие группы по принципу того, чем они любили заниматься в детстве. До начала урока учащимся было предложено сделать свой выбор, ответив на вопрос фразами: “В детстве я любил рисовать” (номинация “Химия художественная”), “В детстве я любил танцевать” (номинация “Химия изящная”), “В детстве я любил все собирать” (номинация “Химия созидательная”), “В детстве я любил петь” (номинация “Химия музыкальная”), “В детстве я любил читать” (номинация “Химия поэтическая”), “В детстве я любил все ломать” (номинация “Химия изобретательская”), “В детстве я любил считать и писать” (номинация “Химия конструкторская”). После работы в группах под музыку песни “Есть дома многоэтажные” в исполнении Валерии,учащиеся имели возможность представить свои творческие образовательные продукты и публично их защитить перед своими сверстниками.
Рефлексия урока проведена в форме эвристического погружения, когда каждый ученик смог осознать, каковы были его знания о спиртах до и после проведенного учебного занятия, какие логические операции мышления помогли учащимся перейти от незнания к знанию.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент | |
- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы
с вами проводим учебное занятие на тему: “Знание
и незнание” на примере изучения спиртов.
Впишите, пожалуйста, эти темы в свою рабочую
тетрадь. - Итак, по-вашему, что такое знание? - А незнание? - Каким вы себе представляете знающего человека? - А незнающего? - А каким человеком вы себя ощущаете на сегодняшнем уроке: знающим или незнающим? Ответы начинайте фразой: “Я знающий, потому что...” или “Я незнающий, потому что...” - А вот как говорил о себе один из самых знающих людей на свете – философ Сократ (слайд 1) Презентация. - Как вы это понимаете? |
В рабочую тетрадь записывают темы
учебного занятия: “Знание и незнание”,
“Спирты”.
Дают ответы. Дают ответы. Описывают согласно своим представлениям. Дают ответы.
Знакомятся с содержанием слайда. Дают ответы. |
Индукция | |
Демонстрирует пустой сосуд и задает
вопросы: - Перед вами сосуд. Он пустой или полный? - Как доказать, что сосуд пустой? - Хорошо, давайте заполним его ракушками? - Теперь он полный? - Почему отчасти? - Чем еще можно заполнить сосуд? - Теперь сосуд полный? - Как теперь доказать, что сосуд полный? - Спасибо. На самом деле очень важно разграничить область знания и незнания. Этим мы с вами сейчас и займемся. |
Наблюдают за учителем и дают
предположительные ответы: - Скорее пустой. - Его нужно чем-нибудь наполнить. Заполняют сосуд ракушками. - Отчасти, да. - Потому что его еще можно чем-нибудь заполнить. - Песком. Заполняют сосуд песком. - Нет. Его еще можно заполнить водой. Заполняют сосуд водой. - Если попытаться его еще чем-нибудь наполнить, вода выльется из сосуда. |
Актуализация знаний | |
Слайд 2. | Работают фронтально, дают ответы на
предложенные вопросы слайда. По вариантам собирают модели молекул этана и этена. Два человека собирают модели молекул этана и этена на магнитной или интерактивной доске. |
Информационно-поисковый 1 | |
- Покажите, что у вас получилось? Обращается к моделям молекул, собранных учащимися. - Посмотрите внимательно на эти модели. Что вам они напоминают? На что они похожи? Постарайтесь рассмотреть их с разных сторон. Приблизьте их, отдалите, раскрасьте, представьте в свете, в темноте... Слайд 3. - Что вы видите на этом слайде? Указывает на группу атомов - ОН. - Вам знакома эта группа? - Что вы о ней знаете? - Какие вещества содержат ее в своем составе? - Почему вода при обычных условиях является жидкостью, хотя ее аналоги сероводород и селеноводород при обычных условиях – газы? Слайд 4.
- Прочитайте водородную связь. - Просчитайте водородную связь. - Пропойте водородную связь. - А теперь попробуйте заменить один атом водорода в своих моделях на эту группу. - Что у вас получилось? - Давайте сравним эти структуры. Что значит сравнить? - Что общего и отличного в этих структурах? - Какая на ваш взгляд структура является более устойчивой и почему? - Чем определяется устойчивость структур? - Как вы думаете, захочет ли неустойчивая структура перейти в устойчивую? Почему? - Смоделируйте этот процесс.
- Итак, мы с вами получили два новых вещества и лишь одно из них относится к классу спиртов. Какое? Назовите этот спирт. Почему он так называется? - К какому классу соединений можно отнести другое вещество? Почему? - Хорошо, попробуем теперь заместить не один, а два атома водорода на группы ОН. Только первый вариант проведет замещение атомов водорода при разных атомах углерода, а второй – при одном. - Что у вас получилось? - Какая структура является более устойчивой? Почему? - Можно ли эту устойчивую структуру назвать спиртом? Назовите это вещество. |
Демонстрируют полученные модели.
Работают с моделями.
Находят черты сходства полученных моделей с изображениями на слайде. - Да. - Это гидроксильная группа. - Гидроксиды и вода. Приходят к выводу о наличии между молекулами воды водородных связей. Вспоминают механизм образования водородных связей между молекулами воды. Дают предположительные ответы.
Работают по вариантам с моделями молекул этана и этена. Два человека работают на магнитной или интерактивной доске. Демонстрируют вновь полученные структуры. - Это значит найти общее и отличительное. Дают ответы.
Пытаются осуществить процесс перехода неустойчивой структуры в устойчивую. Один человек пожеланию выполняет это на магнитной или интерактивной доске. Дают ответы.
Самостоятельно приходят к определению класса альдегидов по сравнительному анализу структур (спирт без водорода). Работают с моделями.
Демонстрируют свои модели молекул. Дают ответы. |
Первичное закрепление 1 | |
-Что мы теперь знаем о спиртах? Слайд 6. -Определите каждый для себя область знания и незнания. |
Выполняют задания блока 2 в рабочих
тетрадях. Проводят самопроверку по слайду. |
Информационно-поисковый 2 | |
- А теперь проведем сравнительный
анализ полученных спиртов. - Что значит проанализировать вещество? - Какая мыслительная операция противоположна анализу? - Могут ли эти операции существовать отдельно одна без другой? - Вам предлагается по вариантам провести сравнительный анализ спиртов этанола и этандиола. |
Выполняют задания блока 3 в рабочих
тетрадях. Дают ответы.
Проделывают практическую работу и в рабочих тетрадях заполняют таблицу блока 3. Желающие могут получить необходимую информацию из Интернета. |
Первичное закрепление 2 | |
Слайд 7. - Почему среди спиртов нет газов? |
Проводят самопроверку по слайду. Приходят к выводу о влиянии межмолекулярных связей на агрегатное состояние веществ. |
Социоконструкция | |
- Какие пути получения знания вам
известны? - Какие пути получения знания вы использовали на сегодняшнем уроке? - Есть еще один путь познания. Хотите им воспользоваться? - Тогда абстрагируемся. Что это значит? - Я вам предлагаю вернуться в детство. - Что больше всего вы любили делать в детстве? Слайд 8.
Слайд 9. |
Дают ответы.
Разбиваются на группы по заранее выбранным до начала урока цветным жетонам. Жетоны выбирают согласно тому, что больше всего любили делать в детстве: считать и писать, все ломать, читать, петь, рисовать, все собирать, танцевать и т.п. Выполняют предложенные задания в форматах: “Химия конструкторская”, “Химия изобретательская”, “Химия поэтическая”, “Химия музыкальная”, “Химия художественная”, “Химия созидательная”, “Химия изящная” и т.п. |
Афиширование | |
Публично защищают свои творческие образовательные продукты (ТОПы). | |
Рефлексия | |
Предлагает изобразить в форме двух
кругов вверху и внизу на отдельных листочках
знания о спиртах на начало и на конец урока
соответственно. В пространстве между кругами предлагает вписать последовательность логических операций мышления, которые помогли учащимся перейти от незнания к знанию. Обращается к слайду 10. -Что у вас получилось? Сравните с правильным вариантом. Предлагает сравнить размеры кругов на своих листочках и объяснить парадокс Лео Сциларда о бесконечности знания. |
Работают на цветных листочках.
Работают с материалом слайда 11. Наблюдают и осмысливают полученную информацию. |
Заключение | |
Слайд 12. -У одного мастера было очень много учеников. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который учитель не сможет дать ответ?” Он поймал на лугу бабочку и спрятал ее в ладонь. Пришел к мастеру и спросил: - Скажи, учитель, какую бабочку, живую или мертвую держу я в ладонях? – он был готов в любое мгновенье сжать их ради своей истины. Не глядя на ученика, мастер ответил: “Все в твоих руках!” Подводит итог урока и комментирует домашнее задание. |
Слушают притчу.
Записывают домашнее задание. |
Творческие задания в номинациях
Химия конструкторская
Составьте структурную формулу молекулы глюкозы, если учесть, что это вещество относится к классу альдегидо-спиртов и имеет в своем составе 5 гидроксильных групп.
Химия изобретательская
О чем бы вы еще хотели узнать при изучении темы “Спирты”? Составьте 2-3 вопроса к теме, интересующие вас более всего.
Химия поэтическая
Используя слова: спирты, невозможно, ты, великие, осторожно, важные, составьте небольшое стихотворение. Возможен свой вариант.
Химия музыкальная
Вспомните, в каких песнях прямо или косвенно говорится о спиртах. В чем смысл песен?
Химия художественная
Предложите художественное оформление антиалкогольной рекламы под девизом: “Я выбираю жизнь!”
Химия созидательная
Вставьте пропущенные слова:
1. Прекрасно то, что мы ..., еще прекраснее то, что мы ..., но далеко превосходит по красоте то, что нам... (Н.Стенон)
Варианты ответов: неизвестно, знаем, видим.
2. На мои лекции не за ... ходят, а за... (Д.И.Менделеев)
Варианты ответов: мыслью, знаниями.
Химия изящная
Станцуйте водородную связь.