Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов информационно-технологического цикла, т.к. именно они помогают понять информационную и целостную картину мира.
Цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) называют информационные ресурсы, используемые в образовательных целях. Под цифровыми образовательными ресурсами понимается все множество различных материалов в цифровом формате, используемых в учебной работе.
Применение электронных пособий вносит разнообразие в урок. Он становится насыщеннее формами и интереснее. Для учащихся – это интерес к предмету, возможность отработать пробелы, исправить отметки. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезнее работы с сильным одноклассником: он спокойнее, никто его не торопит. Со временем такие дети становятся увереннее в себе и преодолевают барьер в общении.
Информатика, учебный предмет, который немыслимо представить без использования ЭОР, но на разных этапах урока ЦОРы и ЭОРы применяются по – разному.
Применение ЦОР на различных этапах урока:
ЦОР и ЭОР на этапе актуализации знаний.
Эффективно использовать
1. Электронные тесты
2. ЦОР, в том числе собственных разработок.
ЦОР на этапе объяснения нового материала.
В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например:
- Электронные учебники;
- Мультимедийные презентации;
- Учебные видеофильмы.
ЦОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.
При закреплении многих тем курса информатики также можно использовать ЦОРы и ЭОРы. Например, интерактивный задачник, раздел "Измерение информации"
Контроль и оценка знаний, умений и навыков.
1. Многие учебные курсы на электронных носителях имеют контрольный и тестовый режимы, ведут статистику по ходу обучения.
Удобно использовать компьютер для отображения результатов той или иной работы.
2. Проектная деятельность
Проекты – работы, связанные разными видами моделей, достижением определенного результата, имеющие структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.
3. Программы тренажёры.
ЦОР и ЭОР формируют новые умения и навыки у обучающихся. Активное использования ЦОР и ЭОР приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Алфавитный подход к определению количества
информации
Предмет: информатика
Класс: 8
Тема и номер урока в теме: Информация и информационные процессы, 6 урок.
Базовый учебник: Информатика. 8 класс: Н.Д. Угринович.
Цель урока: формирование представления об алфавитном подходе к измерению количества информации.
Задачи:
- обучающие познакомить учащихся с понятиями алфавит, мощность алфавита, информационная емкость знака, информационный объем сообщения; научить решать задачи на определение информационного объёма сообщения;
- развивающие развивать логическое мышление, познавательные интересы, умение конспектировать;
- воспитательные воспитывать информационную культуры, культуру поведения на уроке, умение слушать.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная работа.
Необходимое техническое оборудование доска, интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, рабочие места учеников (персональный компьютер).
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный момент. | Приветствие, сообщение темы и цели урока, отметить присутствующих на уроке. | 3 | ||
2 | Актуализация и систематизация знаний | Фронтальный опрос учащихся. Учитель задает вопросы по темам: единицы измерения информации. | Учащиеся отвечают на вопросы. | 5 | |
3 | Изучение нового материала | Вычисление количества информации: алфавитный подход, | Лекция в сопровождении видеофрагмента. | Слушают, записывают в тетрадь конспект. | 15 |
4 | Закрепление нового материала | Интерактивный задачник. Раздел "Измерение информации", | Комментирует задания тренировочного теста | Выполняют тренировочный тест на компьютере, работа в тетрадях по карточкам (приложение 3) | 18 |
5 | Домашнее задание | Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса/
Н.Д. Угринович. § 1.1.3, стр.30, задание для самостоятельного выполнения 1.8, 1.9. стр.32. |
Записывают домашнее задание в дневник | 2 | |
6 | Итог урока | Устный опрос по теме “Алфавитный
подход к определению количества информации”. Выставление оценок за урок. |
Отвечают на вопросы учителя. | 2 |
Приложение к плану-конспекту урока
Алфавитный подход к определению количества
информации
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Вычисление количества информации: алфавитный подход | Анимация | Видеофрагмент | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a493343-35 e0-4574-a2b5-82bc452a7d36/%5BINF_026%5D_%5BAM_14%5D.swf |
2 | Интерактивный задачник. Раздел "Измерение информации" | Интерактивное задание | Тренировочный тест | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a12b2b83- f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/9_36.swf |