Использование ЦОР и ЭОР в обучении информатике

Разделы: Информатика


Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов информационно-технологического цикла, т.к. именно они помогают понять информационную и целостную картину мира.

Цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) называют информационные ресурсы, используемые в образовательных целях. Под цифровыми образовательными ресурсами понимается все множество различных материалов в цифровом формате, используемых в учебной работе.

Применение электронных пособий вносит разнообразие в урок. Он становится насыщеннее формами и интереснее. Для учащихся – это интерес к предмету, возможность отработать пробелы, исправить отметки. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезнее работы с сильным одноклассником: он спокойнее, никто его не торопит. Со временем такие дети становятся увереннее в себе и преодолевают барьер в общении.

Информатика, учебный предмет, который немыслимо представить без использования ЭОР, но на разных этапах урока ЦОРы и ЭОРы применяются по – разному.

Применение ЦОР на различных этапах урока:

ЦОР и ЭОР на этапе актуализации знаний.

Эффективно использовать

1. Электронные тесты

2. ЦОР, в том числе собственных разработок.

ЦОР на этапе объяснения нового материала.

В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например:

  • Электронные учебники;
  • Мультимедийные презентации;
  • Учебные видеофильмы.

ЦОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.

При закреплении многих тем курса информатики также можно использовать ЦОРы и ЭОРы. Например, интерактивный задачник, раздел "Измерение информации"

Контроль и оценка знаний, умений и навыков.

1. Многие учебные курсы на электронных носителях имеют контрольный и тестовый режимы, ведут статистику по ходу обучения.

Удобно использовать компьютер для отображения результатов той или иной работы.

2. Проектная деятельность

Проекты – работы, связанные разными видами моделей, достижением определенного результата, имеющие структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.

3. Программы тренажёры.

ЦОР и ЭОР формируют новые умения и навыки у обучающихся. Активное использования ЦОР и ЭОР приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Алфавитный подход к определению количества информации

Предмет: информатика

Класс: 8

Тема и номер урока в теме: Информация и информационные процессы, 6 урок.

Базовый учебник: Информатика. 8 класс: Н.Д. Угринович.

Цель урока: формирование представления об алфавитном подходе к измерению количества информации.

Задачи:

  • обучающие познакомить учащихся с понятиями алфавит, мощность алфавита, информационная емкость знака, информационный объем сообщения; научить решать задачи на определение информационного объёма сообщения;
  • развивающие развивать логическое мышление, познавательные интересы, умение конспектировать;
  • воспитательные воспитывать информационную культуры, культуру поведения на уроке, умение слушать.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная работа.

Необходимое техническое оборудование доска, интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, рабочие места учеников (персональный компьютер).

Структура и ход урока

Этап урока Название используемых
ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 Организационный момент.   Приветствие, сообщение темы и  цели урока, отметить присутствующих на уроке.   3
2 Актуализация и систематизация знаний   Фронтальный опрос учащихся. Учитель задает вопросы по темам: единицы измерения информации. Учащиеся отвечают на вопросы. 5
3 Изучение нового материала Вычисление количества информации: алфавитный подход, Лекция в сопровождении видеофрагмента. Слушают, записывают в тетрадь конспект. 15
4 Закрепление нового материала Интерактивный задачник. Раздел "Измерение информации", Комментирует задания тренировочного теста Выполняют тренировочный тест на компьютере, работа в тетрадях по карточкам (приложение 3) 18
5 Домашнее задание   Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович.

§ 1.1.3, стр.30, задание для самостоятельного выполнения 1.8, 1.9. стр.32.

Записывают домашнее задание в дневник 2
6 Итог урока   Устный опрос по теме “Алфавитный подход к определению количества информации”.

Выставление оценок за урок.

Отвечают на вопросы учителя. 2

Приложение к плану-конспекту урока
Алфавитный подход к определению количества информации

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Вычисление количества информации: алфавитный подход Анимация Видеофрагмент http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a493343-35
e0-4574-a2b5-82bc452a7d36/%5BINF_026%5D_%5BAM_14%5D.swf
2 Интерактивный задачник. Раздел "Измерение информации" Интерактивное задание Тренировочный тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a12b2b83-
f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/9_36.swf