Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
- обобщить и закрепить изученный материал;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативную компетентность.
Оборудование: интерактивная доска Interwrite.
Ход урока
Ребята, мы проводим сегодня урок закрепления материала по теме “Функция у = и ее график”. А проведём урок в форме урока – математического вернисажа.
– А как вы понимаете значение слова “вернисаж”?
Вернисаж – это торжественное открытие некоторой выставки. Это может быть вернисаж произведений живописи, скульптуры, музыкальный вернисаж.
Наш математический вернисаж посвящен теме “Функция у = и ее график”. Приложение 1
На любой выставке всегда есть экскурсовод, которым на сегодня буду я, и гости, которые пришли на выставку – это вы! Экскурсоводы, как правило, любят задавать каверзные вопросы, и я тоже не буду отступать от правил.
I. Устные упражнения – покупка билетов. (5 минут.)
Чтобы попасть на выставку надо приобрести билеты – ответить на вопросы.
Ученики выполняют здание на интерактивной доске. Приложение 2.
Все получили билеты, заходим и любуемся картинами.
Первые картины – это пейзажи. Пейзаж – это изображение природы. Следующая картина – это портреты. Портрет – это прежде всего человеческое лицо, изображенное художником, так как он его видит. Это натюрморт. Натюрморт – это картина, на которой изображены обычные предметы повседневной жизни.
Организаторы знали, что на выставку придут ученики 8 класса. Именно для вас повесили пустую картину, чтобы вы оставили историю в галерее. Эта картина называется “Функция”.
II. Картина – Функция. (10 минут.)
Один ученик решает у доски, остальные в тетрадях.
III. Картина – Исправление ошибок. (5 минут.)
На этой выставке выставлены картины не только известных художников, но и картины молодых художников. Они только учатся, поэтому могут допустить ошибки. Мы, если заметим ошибки, то подскажем, где надо исправить.
Интерактивная доска. Приложение 2
Чем художники пользовались, рисуя свои картины – палитрой.
Работа в парах – 1 карточка на парту. (15 минут.)
Раздаются карточки с уравнениями и цветные листочки для ответов. После истечения 5 минут все учащиеся откладывают тетради, а оставляют перед собой только лист с ответом. Затем происходит заполнение палитры цветами таким образом. На палитру прикрепляется переменная (для каждого в ряду есть своя переменная). К доске выходят сразу трое, с каждого ряда выходит тот, у кого нужная переменная. Учитель говорит правильный ответ вслух, и тот, у кого правильный ответ, крепит цветной листок в палитру цветов. Затем крепится следующая переменная. Кроме как на доске, каждый ученик правильность решения уравнения отмечает в своей тетради плюсом, а неправильное решение вопросом. Если есть уравнение, которое никто не решил из трех решавших, его надо тут же разобрать на доске.
IV. “Самостоятельная работа”. (7 минут.)
Давайте сами самостоятельно попробуем нарисовать картину.
Два ученика работают за досками, остальные учащиеся работают на местах по вариантам (с последующей самопроверкой). Приложение 3
V. Подведение итогов. (3 минуты.)
Работа с цветными карточками.
Повторение функций изученных ранее.
При ответе на вопрос ученики поднимают карточку с соответствующей функцией.
- Покажите формулу, задающую линейную функцию (y = кх + b, y = kx, y = b)
- Покажите формулу функции обратной пропорциональности (y= k/x)
- Покажите формулу функции, графиком которой является парабола (y = x2)
- Покажите формулу функции, в область определения которой не входит ноль (y = k/x)
- Покажите формулу функции, графиком которой является гипербола (у = k/x)
- Покажите формулу функции, область определения которой неотрицательные числа (y = )
- Покажите формулу функции, графиком которой является прямая (y= кх + b, y = kx, y = b)
- Покажите функцию, область определения которой множество действительных чисел (y = кх + b, y = kx, y = b, у = х3)
- Покажите формулы функций, графики которых симметричны относительно прямой у = х (y = x2, y = )
Домашнее задание п.15, № 362, 364. (Алгебра 8, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк.)