Вода – необыкновенное вещество

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • знать свойства воды;
  • уметь наблюдать, сравнивать, формулировать выводы после проведения опытов;
  • уметь делать открытия на основе наблюдений, опытов;
  • развивать мышление, память, кругозор учащихся;
  • воспитывать чувство ответственности у учащихся за состояние окружающей среды.

Задачи урока: повторить известные свойства воды; попытаться удивить  очевидностью еще одного свойства воды, которое они не замечали; вода может находиться одновременно в трех состояния – твердом, жидком и газообразном.

Оборудование: учебники, хрестоматии, рабочие тетради, сухая стеклянная банка, крышка для банки, тарелка с кусочками льда, столовая ложка, компьютер, проектор, презентация.   

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

У: Ребята приведите в порядок свои рабочие места, проверьте все  ли есть у вас для работы. Теперь друг на друга посмотрите, улыбнитесь, тихо садитесь. А я всем желаю успехов в работе.

2. Мотивация:

У: Ребята, подумайте, о чем мы сегодня с вами будем говорить. В помощь вам я приготовила загадку. 

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.

Д: Вода

У: Посмотрите на экран, правильно ли вы угадали? (Слайд №1) 

На доске выражение.

У: Можно ли сказать, что данное выражение о воде? Что оно значит?

Много меня – пропал бы мир;
Мало меня – пропал бы мир

Д: Без воды жизнь на земле невозможна, но с другой стороны, если человек будет неразумно к ней относиться, причинять ей вред, она может стать и угрозой для человека. Затопить целые города, острова, континенты. Поэтому мы должны беречь ее и охранять.

У: Молодцы, ребята! Вы, верно раскрыли смысл данного выражения.

3. Актуализация знаний

У: Вы, ребята верно сказали, сегодня мы будем говорить о воде.  Повторим знакомые нам свойства воды и откроем еще одно замечательное свойство.
– Внимание на экран. (Слайд № 2)

– Перед вами карта полушарий. Что обозначает голубой цвет?

Д: Голубой цвет – это океаны, моря, реки и озера.

У: Какую площадь занимает вода?

Д: Вода занимает большую часть земного шара.

У: Перечислите основные свойства воды. (Слайд № 3)

Д: Вода прозрачна, бесцветна, не имеет вкуса и запаха, она обладает свойством текучести, вода принимает форму сосуда, в котором находиться, может испаряться.

У: Молодцы!

4. Восприятие новой темы (Слайд № 4)

Работа с учебником. Наблюдение

У: Пронаблюдайте за материалом на странице 53.Что мы узнали?

Дети: Вода может одновременно находиться в одном месте в трех разных состояниях.

У: Это еще одно замечательное свойство воды, о котором мы раньше не говорили. Внимание на экран.
– В каком виде может быть вода?

Д: Вода может быть в виде снега, льда, в виде пара?

У: Что вы видите на поверхности  воды?

Д: Лед и снег.

У: Можно ли сказать, что снег и лед – это вода.
– Что течет подо льдом?  

Д: Вода.

У: Что видите над водой?  

Д: Водяной пар.

У: Можно ли сказать, что пар – это вода? Значит, в воздухе есть вода? Водяной пар невидим, но его можно обнаружить с  помощью опыта.  

5. Закрепление и систематизация знаний

Опыт. Рисунок учебника на странице 54.

У: В абсолютно сухую банку наполним кубики льда. Плотно закроем крышкой. Надо немного подождать до появления капель на стенках банки. А пока поработаем в тетрадях и выполним задание № 31.

Самостоятельная работа учащихся.

У: Проверим, что вы дописали.

Д: В природе вода может находиться во всех трех состояниях: в жидком, твердом, газообразном. Если мы возьмем стакан воды и перельем в колбу, то она примет форму колбы. Вода не сохраняет форму постоянной. И вода может иметь свойство текучести, т.е. течь.

У: Молодцы, хорошо поработали. Теперь отдохнем.

Физминутка (Слайд № 5)

6. Выводы по результатам опыта

У: Дети, какие изменения произошли в нашей банке?

Д: На внешней стороне банки образовались капли воды.

У: Откуда они взялись? У кого есть свои версии? Если вы затрудняетесь ответить, найдите ответ в учебнике. Кто уже нашел, прочитайте.

Д: Воздух, соприкасаясь с холодными стенками банки, охлаждается. Невидимый водяной пар (газ), который всегда находится в воздухе классной комнаты, преобразуется в капельки воды. Они и оседают на стенках банки.

7. Работа с хрестоматией (Слайд № 6)

У: Ребята, посмотрите на следующий слайд и подумайте, где может еще в природе встречаться вода?

Д: Вода в жидком состоянии заполняет океаны, моря, озера, болота, родники. Она пропитывает почву. Вода входит в состав растений, органов животных и человека. Вода в виде снега и льда покрывает вершины высоких гор, поверхность Антарктиды и берега Северного и Ледовитого океана.

У: В холодных морях плавают огромные глыбы льда – айсберги. Об этом мы можем прочитать в хрестоматии.

Чтение рассказа «Гимн воде»

У: Какая часть айсберга оказывается над поверхностью воды, а какая – под водой?

Д: Большая часть айсберга находится под водой, а небольшая часть над водой.

У: Верно, молодцы!

8. Итог урока

У: Какие открытия, вы, сегодня сделали?

Д: Узнали о новом свойстве воды. Вода может находиться в трех состояниях в одном и том же месте. Лед– это вода в твердом состоянии и что такое айсберги.

9. Рефлексия

У: Оцените свою работу с помощью листа самооценки (Слайд №7)

10. Домашнее задание

У: Дома вы должны еще раз прочитать материал о воде на странице 53-55, ответить на вопросы на странице 55.