Цели:
- знать свойства воды;
- уметь наблюдать, сравнивать, формулировать выводы после проведения опытов;
- уметь делать открытия на основе наблюдений, опытов;
- развивать мышление, память, кругозор учащихся;
- воспитывать чувство ответственности у учащихся за состояние окружающей среды.
Задачи урока: повторить известные свойства воды; попытаться удивить очевидностью еще одного свойства воды, которое они не замечали; вода может находиться одновременно в трех состояния – твердом, жидком и газообразном.
Оборудование: учебники, хрестоматии, рабочие тетради, сухая стеклянная банка, крышка для банки, тарелка с кусочками льда, столовая ложка, компьютер, проектор, презентация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
У: Ребята приведите в порядок свои рабочие места, проверьте все ли есть у вас для работы. Теперь друг на друга посмотрите, улыбнитесь, тихо садитесь. А я всем желаю успехов в работе.
2. Мотивация:
У: Ребята, подумайте, о чем мы сегодня с вами будем говорить. В помощь вам я приготовила загадку.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Д: Вода
У: Посмотрите на экран, правильно ли вы угадали? (Слайд №1)
На доске выражение.
У: Можно ли сказать, что данное выражение о воде? Что оно значит?
Много меня – пропал бы мир;
Мало меня – пропал бы мир
Д: Без воды жизнь на земле невозможна, но с другой стороны, если человек будет неразумно к ней относиться, причинять ей вред, она может стать и угрозой для человека. Затопить целые города, острова, континенты. Поэтому мы должны беречь ее и охранять.
У: Молодцы, ребята! Вы, верно раскрыли смысл данного выражения.
3. Актуализация знаний
У: Вы, ребята верно сказали, сегодня мы
будем говорить о воде. Повторим знакомые нам
свойства воды и откроем еще одно замечательное
свойство.
– Внимание на экран. (Слайд № 2)
– Перед вами карта полушарий. Что обозначает голубой цвет?
Д: Голубой цвет – это океаны, моря, реки и озера.
У: Какую площадь занимает вода?
Д: Вода занимает большую часть земного шара.
У: Перечислите основные свойства воды. (Слайд № 3)
Д: Вода прозрачна, бесцветна, не имеет вкуса и запаха, она обладает свойством текучести, вода принимает форму сосуда, в котором находиться, может испаряться.
У: Молодцы!
4. Восприятие новой темы (Слайд № 4)
Работа с учебником. Наблюдение
У: Пронаблюдайте за материалом на странице 53.Что мы узнали?
Дети: Вода может одновременно находиться в одном месте в трех разных состояниях.
У: Это еще одно замечательное свойство
воды, о котором мы раньше не говорили. Внимание на
экран.
– В каком виде может быть вода?
Д: Вода может быть в виде снега, льда, в виде пара?
У: Что вы видите на поверхности воды?
Д: Лед и снег.
У: Можно ли сказать, что снег и лед –
это вода.
– Что течет подо льдом?
Д: Вода.
У: Что видите над водой?
Д: Водяной пар.
У: Можно ли сказать, что пар – это вода? Значит, в воздухе есть вода? Водяной пар невидим, но его можно обнаружить с помощью опыта.
5. Закрепление и систематизация знаний
Опыт. Рисунок учебника на странице 54.
У: В абсолютно сухую банку наполним кубики льда. Плотно закроем крышкой. Надо немного подождать до появления капель на стенках банки. А пока поработаем в тетрадях и выполним задание № 31.
Самостоятельная работа учащихся.
У: Проверим, что вы дописали.
Д: В природе вода может находиться во всех трех состояниях: в жидком, твердом, газообразном. Если мы возьмем стакан воды и перельем в колбу, то она примет форму колбы. Вода не сохраняет форму постоянной. И вода может иметь свойство текучести, т.е. течь.
У: Молодцы, хорошо поработали. Теперь отдохнем.
Физминутка (Слайд № 5)
6. Выводы по результатам опыта
У: Дети, какие изменения произошли в нашей банке?
Д: На внешней стороне банки образовались капли воды.
У: Откуда они взялись? У кого есть свои версии? Если вы затрудняетесь ответить, найдите ответ в учебнике. Кто уже нашел, прочитайте.
Д: Воздух, соприкасаясь с холодными стенками банки, охлаждается. Невидимый водяной пар (газ), который всегда находится в воздухе классной комнаты, преобразуется в капельки воды. Они и оседают на стенках банки.
7. Работа с хрестоматией (Слайд № 6)
У: Ребята, посмотрите на следующий слайд и подумайте, где может еще в природе встречаться вода?
Д: Вода в жидком состоянии заполняет океаны, моря, озера, болота, родники. Она пропитывает почву. Вода входит в состав растений, органов животных и человека. Вода в виде снега и льда покрывает вершины высоких гор, поверхность Антарктиды и берега Северного и Ледовитого океана.
У: В холодных морях плавают огромные глыбы льда – айсберги. Об этом мы можем прочитать в хрестоматии.
Чтение рассказа «Гимн воде»
У: Какая часть айсберга оказывается над поверхностью воды, а какая – под водой?
Д: Большая часть айсберга находится под водой, а небольшая часть над водой.
У: Верно, молодцы!
8. Итог урока
У: Какие открытия, вы, сегодня сделали?
Д: Узнали о новом свойстве воды. Вода может находиться в трех состояниях в одном и том же месте. Лед– это вода в твердом состоянии и что такое айсберги.
9. Рефлексия
У: Оцените свою работу с помощью листа самооценки (Слайд №7)
10. Домашнее задание
У: Дома вы должны еще раз прочитать материал о воде на странице 53-55, ответить на вопросы на странице 55.