Цель урока: учить упрощать математические выражения, применяя сочетательный и переместительный законы сложения и умножения.
Задачи урока.
- Образовательные: усвоение полученных знаний, умений и навыков в преобразовании выражений на сложение и умножение; совершенствовать вычислительные навыки.
- Развивающие: развивать умения наблюдать и рассуждать; развивать математические способности, логическое мышление; способствовать развитию интереса к предмету.
- Воспитательные: способствовать формированию коммуникативных навыков, воспитывать целеустремлённость, организованность, положительное отношение к учёбе.
Ход урока
1. Минутка чистописания.
В тетрадях прописано число 970.
- С каким числом работаем?
Ученики комментируют: число 970 состоит из 9 сотен, 7 десятков, записываем суммой разрядных слагаемых 900 и 70, предшествующее число 969, последующее число 971.
- Используя данные числа составить и записать суммы, значения которых равны числу 970:
317, 584, 418, 386, 653, 502, 552 (числа записаны на доске).
Работа проводится в парах. Проверка (высказывания учащихся).
- Какие суммы вы составили?
317 + 653 = 970 584 + 386 = 970 418 + 552 = 970 (ученики работают с сигналами – зелёный, красный).
- Какой математический закон вы использовали при выполнении этого задания?
- Сочетательный.
2. Новая тема.
На доске выражение:
36 + 12 + 80 + 14 + 28 =
- Как выдумаете, какую математическую задачу нам предстоит выполнить?
Найти значение этого выражения.
- Я считаю, что в таком порядке найти значение этого выражения очень легко и быстро.
Нет. Слагаемые надо сгруппировать, чтобы получить круглые десятки и сложить их.
- Запишите в тетрадях это выражение и стрелками укажите, какие слагаемые удобнее группировать.
Проверка: ученики высказывают свои мнения.
36 + 12 +80 + 14 + 28 = (36 + 14) + (12 + 28) + 80 = 50 + 40 + 80 = 170
- Какие математические законы применили в этом задании?
Сочетательный и переместительный законы сложения.
- Назовите тему урока?
- На этом уроке мы будем учиться преобразовывать выражения, применяя сочетательный и переместительный законы сложения и умножения. Давайте вспомним эти законы, о чём они гласят?
(слайд 1 свойства этих законов).
- С какой целью эти законы применяют в математике?
Чтобы быстрее и удобнее найти значения выражений в целях экономии времени.
- Как вы считаете, в жизни эти знания вам пригодятся? Где? (ответы учеников).
3. Физминутка. ( для улучшения мозгового кровообращения)
1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
4. Работа по учебнику ( проводится в парах).
- Страница 12, № 2. Что нужно сделать в этом номере?
Упростить данные выражения.
Представитель от пары выходит к доске и объясняет выбранный способ решения выражения. Остальные ученики выражают своё согласие или несогласие сигналами – зелёный, красный.
5. Работа в группах. ( каждая группа получает лист и маркер).
- Страница 13, № 6 (б). Как найти неизвестное число?
- 1 группа: 17 х 5 - ? = 49
- 2 группа: ? + 720 : 8 = 150
- 3 группа: ? – 20 х 10 = 754
- 4 группа: 360 : 3 - ? = 90
Проверка: представители групп прикрепляют на доску свои работы и комментируют их.
Остальные ученики выражают своё согласие или несогласие сигналами “ +” или “ - “.
6. Решение задач. ( работа в группах).
Страница 12, № 3.
- Записать решения этих задач в виде выражений.
Проверка: представители групп объясняют выбранный способ решения.
7. Итог урока. Рефлексия.
- Чему учились на уроке?
- Что значит преобразовать выражение?
- Для чего нужно уметь преобразовывать выражения?
- Что у вас получилось на уроке ?
- Что было трудно выполнять?
Домашнее задание: стр. 13 № 7.