Влияние здоровьесберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с ОНР

Разделы: Работа с дошкольниками


В Уставе Всемирной Организации здравоохранения здоровье определяется как “состояние полного физического духовного и социального благополучия”. Состояние здоровья детей - показатель благополучия общества и государства. Начиная с самого раннего возраста необходимо заботиться о формировании здоровья ребенка, обеспечивая единство его физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития.

Главной задачей моей работы является внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности, интеграция образовательных областей “Физическая культура”, “Здоровье” в воспитательно - образовательный процесс. С целью сохранения здоровья ребенка и развития его как всесторонней гармонично – развитой личности применяется комплекс следующих здоровьесберегающих компонентов:

- утренней гимнастики;

- гимнастики “пробуждения” с элементами дыхательной гимнастики, самомассажа и упражнений с простейшими тренажерами;

- гимнастики для глаз;

- пальчиковой гимнастики;

- динамических пауз.

Задачами утренней гимнастики являются:

1. Развитие функциональных и двигательных возможностей детей.

2. Создание у детей бодрого настроения перед началом образовательного процесса.

Для развития интереса детей использую по 2 тематических комплекса утренней гимнастики в месяц. Темы зарядки перекликаются с комплексно – тематическим планированием непосредственно образовательной деятельности воспитательно - образовательного процесса. В процессе проведения утренней гимнастики стараюсь всегда использовать художественное слово. Таким образом, словесные образы закрепляются двигательными. Дети с большим интересом и качеством выполняют упражнения, повышается мотивация. Во время выполнения общеразвивающих упражнений обращаю внимание на правильную осанку и дыхание. В теплый период года стараюсь проводить утреннюю гимнастику на улице, что повышает ее эффективность.

Проводимая после сна “гимнастика пробуждения” тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.). Зарядка мобилизует внимание, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Чаще всего использую комплекс упражнений в стихотворной форме, произношу его спокойным голосом, в мереном темпе, что обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию. Комплекс “гимнастики пробуждения” обязательно включает в себя упражнения с простейшими тренажерами, направленные на работу по профилактике плоскостопия и формирование правильной осанки.

“Гимнастику пробуждения” дети заканчивают самомассажем, так как точечный массаж, как элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.

По завершению “гимнастики пробуждения” переходим к водным процедурам – дети полощут горло настоями лечебных трав, раствором морской соли, моют руки и лицо прохладной водой.

Составила картотеку комплексов “гимнастики пробуждения”, которую постоянно использую в работе, делюсь с родителями этими наработками. Темы стихотворений для упражнений подбираю, исходя из времени года и комплексно-тематического планирования.

Во время динамических пауз при проведении непосредственно образовательной деятельности, как элемент утренней и бодрящей гимнастики использую элементы дыхательной гимнастики по методу А. Н. Стрельниковой. Профилактическое применение дыхательной гимнастики у детей позволяет снизить частоту заболеваний OP3. Упражнения помогают улучшить обменные процессы, нормализуют снабжение организма кислородом, повышают иммунитет и мышечный тонус. Использование динамических пауз в середине непосредственно образовательной деятельности повышает дальнейшую работоспособность детей и облегчает усвоение изучаемого материала.

Гимнастика для глаз или зрительная гимнастика так же используется в различных режимных моментах. Но особенно важно применять ее при проведении непосредственно образовательной деятельности образовательных областей “Познание”, “Коммуникация” и других, требующих повышенной концентрации внимания и напряжения зрения. В группе имеется картотека комплексов упражнений и тренажеров для зрительной гимнастики.

Пальчиковая гимнастика используется не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и во всех видах деятельности детей. Кроме развития мелкой моторики, определенная постановка пальцев выполняет роль массажа.

Мониторинг состояния здоровья воспитанников провожу по результатам диагностики, которые фиксируются в паспорте здоровья группы. Результаты диагностики показали, что благодаря систематически проводимой работе по здоровьесбережению дошкольников улучшилось самочувствие детей, снизилась заболеваемость, повысилась заинтересованность и информированность родителей по формированию культуры здоровья, наметилось повышение индекса здоровья детей.