Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся
Задачи:
- образовательные: повторить пройденные темы, обобщить знания учащихся.
- развивающие: развивать пространственное мышление, внимание, память.
- воспитательные: повышать интерес к изучаемому предмету, побуждать к поиску новых дополнительных знаний.
Участвуют 3 команды знатоков (по 5 игроков в каждой). Члены жюри фиксируют количество заработанных очков и следят за временем. У ведущего имеются 3 пакета (красный, зеленый, желтый) с вопросами для каждой команды. Перед началом игры капитаны команд тянут жребий.
Перед началом игры каждая команда представляет свою визитную карточку.
Игра состоит из 6 геймов.
1 гейм “ Разминка”.
Каждая команда получает 6 вопросов. На их обдумывание отводится 15 секунд. Каждый правильный ответ оценивается одним очком.
Вопросы 1 команде.
- Какой материк самый большой на планете. (Евразия)
- Какая самая полноводная река и где протекает. (Амазонка, Южная Америка)
- Какие океаны образует Мировой океан (Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий)
- Каково внутреннее строение Земли (Ядро, мантия, земная кора)
- Что такое атмосфера (Воздушная оболочка Земли)
- Как называются плавающие ледяные горы (Айсберги)
Вопросы 2 команде.
- Как называется водная оболочка Земли (Гидросфера)
- Какой остров на нашей планете самый большой (Гренландия)
- Самый жаркий материк (Африка)
- Самое глубокое озеро на Земле (Байкал)
- Какой воздух тяжелее: теплый или холодный (холодный)
- Самая большая пустыня в Африке (Сахара)
Вопросы 3 команде.
- Какой океан самый большой на Земле (Тихий)
- Сколько материков на Земле (6)
- Какая самая длинная река и где протекает (Нил, Африка)
- В каком состоянии может находиться вода (жидком, твердом, газообразном)
- Что такое ветер (Перемещение воздуха в горизонтальном направлении)
- От чего предохраняет озоновый слой нашу Землю (губительных ультрофиолетовых лучей)
2 гейм “Любознательных”
На обдумывание вопроса отводится 1 минута. Каждый правильный ответ оценивается 2 очками.
Вопросы 1 команде.
Команда получает пакет с зернами риса. Назовите растение, области культивирования.
Это растение – чудо на реке Амазонке. В его названии есть слова “корона”, “победа”. Как называется это растение. (Виктория – регия)
Вопросы 2 команде.
Команда получает пакет с зернами черного перца. Назовите растение, области культивирования.
2. Его иногда называют деревом – бочкой, в его утолщенном стволе в дождливый сезон накапливается влага, которую дерево расходует в сухое время года. (Бутылочное дерево)
Вопросы 3 команде
Команда получает пакет с чайным листом. Назовите растение, области культивирования.
Это хвойное дерево растет в Кордильерах, они гиганты: более 100 м в высоту и до 10 м в поперечнике. Живут несколько тысяч лет. Шишки этого дерева бывают размером с большую дыню. Как называется это дерево? (Секвойя)
Гейм 3. “ Видео вопросы”
Каждая команда получает 3 вопроса. На их обдумывание отводится 15 секунд. Каждый правильный ответ оценивается одним очком.
Вопросы 1 команде.
1. Назовите, к какому царству относится данный организм, и дайте название среды, в которой живут эти организмы. (Царство животные, наземно-воздушная среда)
2. В какой природной зоне растет это дерево? (Смешанный лес)
3. В какой природной зоне обитает это животное? (Тропическая пустыня)
Вопросы 2 команде.
1. Назовите, к какому царству относится данный организм, и дайте название среды, в которой живут эти организмы? (Царство животные, водная среда)
2. В какой природной зоне растет это растение? (Влажный экваториальный лес).
3. В какой природной зоне обитает это животное? (Арктическая пустыня)
Вопросы 3 команде.
1. Назовите, к какому царству относится данный организм, и дайте название среды, в которой живут эти организмы. (Царство животные, почвенная среда)
2. В какой природной зоне растет это растение? (Тропическая пустыня)
3. В какой природной зоне обитает это животное? (Зона саванн)
Гейм 4. “Смекалистых”.
Каждая команда получает по 1 вопросу. На их обдумывание отводится 1 минута. Каждый правильный ответ оценивается одним очком.
Вопросы 1 команде.
В конце 70-х годов в одном из районов Черных земель было 850 тыс. га пастбищ. Через 15 лет осталось 170 тыс. га. На остальных землях уже невозможно было вести хозяйство. Подсчитайте, сколько гектаров земель было утрачено за эти годы.
Вопросы 2 команде.
По расчетам ученых, пастбища Черных земель в середине 80-х могли прокормить не более 750 тысяч овец. Но на деле здесь содержали более1млн.500 тысяч овец. Дайте приблизительную оценку: во сколько раз перегружены пастбища?
Вопросы 3 команде.
В поисках Царевны- лягушки Иван-царевич обследовал 4 болота. На каждом болоте было по 357 кочек, а на каждой кочке сидело по 9 лягушек. Сколько лягушек перецеловал Иван-царевич в поисках своей невесты.
Гейм 5. “Знатоков”
Каждый правильный ответ оценивается одним очком.
Вопросы 1 команде.
Португалец по происхождению. Первым проложил морской путь в Индию, проведя свои корабли вокруг Африки.
Вопросы 2 команде.
Итальянец по происхождению, открыл Новый свет - Америку.
Вопросы 3 команде.
Португалец по происхождению. Во главе испанской морской экспедиции совершил кругосветное плавание. Это путешествие доказало шарообразность нашей планеты и единство Мирового океана. О ком идет речь?
Гейм 6. “Кто быстрее”
Капитаны команд отвечают на вопросы.
Вопросы 1 команде.
1. Кто первым достиг Южного полюса (Амундсен).
2. Самый засушливый материк (Австралия).
3. Самый маленький по площади океан (Северный Ледовитый).
4. В пустыне растет растение, корни которой достигают 12 метров (верблюжья колючка).
5. Клетка состоит из оболочки, цитоплазмы и...(ядра).
6. Женская половая клетка (яйцеклетка).
7. Ученые живую природу делят на царства....(бактерии, простейшие, грибы, растения, животные)
8. Большая панда обитает (Китай).
9. Динозавры вымерли (65 млн. лет).
10. Заяц – это обитатель не водной среды, а...(наземно – воздушной).
Вопросы 2 команде.
1. Кто первым достиг Северного полюса (Роберт Пири).
2. Самое богатое видами природное сообщество Земли (влажный тропический лес).
3. Распространение природных зон на Земле зависит от...(климата).
4. Кальмары, рыбы, киты, дельфины – это организмы сообщества...(толщи воды).
5. Песец- обитатель...(тундры).
6. Дождевой червь – это обитатель не наземно-воздушной среды, а...(почвенной).
7. В саваннах, на травянистых равнинах растут в основном...(травы).
8. Развитие жизни началось не на суше, а...(в океане).
9. Какие бывают вулканы (действующие и потухшие).
10. В Африке обитает самое высокое животное (жираф).
Вопросы 3 команде.
1. Америку открыл (Х. Колумб).
2. Самые знаменитые животные Антарктиды (пингвины).
3. Мужская половая клетка (сперматозоид).
4. Самый холодный материк на Земле (Антарктида).
5. Где растут эвкалипты (Австралия).
6. Предками человека были (дриопитеки).
7. Самые высокие горы в Южной Америке (Анды).
8. Самый маленький материк (Австралия).
9. Кенгуру обитает (Австралия).
10. Между ядром и земной корой находится (мантия).
Жюри подсчитывает очки и подводит итог. Победители награждаются грамотами.