Урок математики по теме "Умножение десятичных дробей". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока: повторить и обобщить изучаемый материал.

Задачи урока:

Образовательные:

  • повторить и закрепить приобретённые знания;
  • способствовать формированию познавательных и практических умений учащихся на всех этапах урока.

Развивающие:

  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать приёмы умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  • развивать познавательный интерес к предмету путем применения информационных технологий;
  • развивать познавательную активность, положительную мотивацию к предмету.

Воспитательные:

  • воспитывать ответственность, самостоятельность, умение работать в коллективе;
  • прививать интерес к математике, используя разнообразные формы работы на уроке;
  • показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: Мультимедийный проектор, дидактические карточки, экран, доска, мел.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении.

Сегодня у нас урок-повторение по теме “Умножение десятичных дробей”.

Девиз урока: “Знания имей отличные,

Урок нам помогут провести герои одной известной сказки. Давайте попробуем угадать: Кто это? (Приложение, рисунок 1).

С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка? (Приключения Буратино или Золотой ключик.)

Ребята, вы читали эту сказку?

Ребята, давайте попробуем определить цель урока.

Какое самое заветное желание было у Буратино? (Найти золотой ключик).

Молодцы! А сейчас Буратино хочет узнать, как вы оцениваете свои знания по теме “Умножение десятичных дробей”, т.е. умеете ли вы быстро и правильно считать (Приложение, рисунок 2).

II. Устная работа.

Ребята, скажите, пожалуйста: “Какое значение имеет запятая в русском языке?”

Известно, что запятая в русском языке имеет огромное значение. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “Казнить, нельзя помиловать” и “Казнить нельзя, помиловать” (Приложение, рисунок 3).

Папа Карло отправил Буратино в школу учиться грамоте, правильно решать задачи, и правильно расставлять запятые, а по дороге Буратино упал, и тетрадь попала в лужу и все запятые стёрлись.

1) Помогите Буратино расставить в следующих равенствах запятые.

Поставить запятую:

32,76 * 0,3 = 9828 

22,1 * 3,7 = 8177

125 * 0,3 = 375

39 * 0,15 = 585

9,99 * 3,1 = 30969

0,54 * 21,6 = 11664  

2,69 * 1,34 = 36046  

Имеет ли запятая значение в математике?

В математике от положения запятой зависит верность или неверность ответа. Скажите, пожалуйста, какое правило мы применили, чтобы верно расставить запятые?

Учащиеся рассказывают правило умножения десятичных дробей.

2) Хитрый Кот Базилио придумал четыре равенства с обыкновенными и десятичными дробями.

Левые и правые части этих равенств написаны на отдельных карточках. Но он перемешал их.

Ребята помогите ему найти карточки с равными дробями (Приложение, рисунок 4, работа в группах).

III. Повторение. А теперь откроем тетради и запишем число и тему сегодняшнего урока.

Лиса Алиса решила съездить за границу и купить компьютер, но не знает выгодно это или нет.

Каждое государство имеет собственную денежную единицу. В России это 1 рубль, в США – доллар, во Франции – франк. Используют и более мелкие единицы, например: 1 копейка = 0,01 рубля, 1 цент = 0,01 доллара.

Людям приходиться обменивать деньги одного государства на деньги другого. Скажем, за 1$ банк даёт – 29,62 рубля, а за 1 франк – 32, 24 рубля.

Решите задачу:

Сколько будет стоить компьютер, который хочет купить Лиса Алиса, если в Америке он стоит 650 долларов, а во Франции 525 франков. Откуда ей выгодней привезти компьютер?

Решение:

1) 29,62 * 650 = 19253 (руб.) – стоит в Америке

2) 32,24 * 525 = 16926 (руб.) – стоит во Франции

3) 19253 < 16926

Ответ: Выгодней привезти из Франции.

IV. Физкультминутка.

Буратино подтянулся (потянуться – руки вверх),
Раз – нагнулся, два – нагнулся (наклон вперёд),
Руки в стороны развёл,
И как будто бы пошел,
Головой он повертел
И за парту тихо сел.

V. Работа по теме.

1) Решите задачу:

Сколько денег останется у героя на покупку театра, если он хочет купить для папы Карло 100 курток и кукольный театр, а для кукол 25 букварей с картинками, причём куртка стоит 2,07 сольдо, букварь 1,9 сольдо и всего было у него в кармане 300 сольдо.

Решение:

1) 100 * 2,07 = 207 (с) – все куртки

2) 25 * 1,9 = 47,5 (с) – все буквари;

3) 300 – 207 – 47,5 = 45,5 (с) – стоит театр.

Ответ: 45,5 сольдо стоит театр.

2) Мальвина очень умная, справедливая. Сама целый день решает какие-то уравнения и меня заставляет. Помогите справиться с заданием:

1) x : 10 – 1,87 = 8,45 2) 10 * у + 3,72 = 5,69
х : 10 = 8,45 +1,87 10 * у = 5,69 – 3,72
х : 10 = 10,32 10 * у = 1,97
х = 10,32 : 10 у = 1,97 : 10
х = 1,032 у = 0,197
Ответ: х = 1,032 Ответ: у = 0,197

3) Восстановить цепочку вычислений: (Приложение, рисунок 5, работа в группах)

4) Устная работа (Приложение, рисунок 6).

VI. Подведение итогов.

Вот мы с вами выполнили все задания, которые приготовили для нас герои сказки “Буратино или Золотой ключик”.

Как вы думаете, ребята, нужны ли нам в жизни десятичные дроби?

Значение десятичных дробей в жизни велико. С их помощью строят дома, возводят мосты, лечат людей, измеряют время. В спортивных состязаниях решающую роль играют, порой, сотые доли секунды (балла).

С какими сказочными героями мы сегодня встретились?

Что нового вы узнали на уроке?

Учитель предлагает ученикам выбрать тот смайлик, который охарактеризует ваше настроение на уроке. (Приложение, рисунок 7)

VII. Задание на дом.

Сочинить сказку по теме “Десятичные дроби”.

Я хочу пожелать вам успехов в изучении математики, как интересной, занимательной и, тем не менее, серьёзной, мудрой науки!

Спасибо за урок. До свидания.

Список литературы.

  1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 5 класс – М.: Мнемозина, 2010.
  2. Дидактические материалы по математике для 5 класса. Ершова А.П, Голобородько В.В. – М.: Илекса, 2010.

Интернет-ресурсы.

  1. http://www.bymath.net/
  2. http://matematika-klass.ru/klass5/umnogenie_desyatichnih_drobey.html
  3. http://www.licey4.com/index.php?option=com_content&view=article&id=85:----l--r--5- &catid=13:-qq&Itemid=75