Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему "Новоселье у зверей"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи.

  • Образовательные: систематизировать знания детей о звуках, буквах, слогах и словах; помочь детям в овладении звуко-слоговым анализом; закреплять умение составлять слова из букв, читать их, определять, какая буква в слове пропущена; упражнять в составлении предложений по заданному слову.
  • Развивающие: развивать все компоненты устной речи; развивать воображение, логическое мышление в познавательных играх.
  • Воспитательные: приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками; воспитывать умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей: ОО"Познание", ОО"Коммуникация", ОО"Социализация", ОО "Здоровье", ОО "Физическая культура".

Демонстрационный материал:

  • панно к игре “Новоселье”;
  • картинки с изображением волка, лисы, белки, зайца, совы;
  • карточки со словами;
  • письмо;
  • телеграмма.

Раздаточный материал:

  • лабиринты с буквами;
  • карточки со словами, где одна буква пропущена;
  • полоски ковролина;
  • буквы;
  • фломастеры;
  • фотографии зверей.

Словарная работа: звук, буква, гласный, мягкий согласный, твердый согласный, слог, слово, предложение, скороговорка, лабиринт, новоселье, новосел, травоядные.

Предварительная работа:

  • игры со словами: “Какой звук?”, “Определи звук”, “Буква потерялась”, “Слово *рассыпалось”;
  • разгадывание ребусов, кроссвордов;
  • заучивание скороговорок.

Ход НОД

- Доброе утро, ребята!

Сегодня в детский сад принесли телеграмму из леса, в которой приглашение на новоселье зверей. Так как вы - самые старшие дети в нашем саду, отправляться в путешествие и придется вам вместе со мной. Но дорога будет нелегкой, на пути встретятся различные трудности и препятствия, которые нужно будет преодолеть. Все ли готовы к такому испытанию?

Путешествие наше необычное, а словесное, поэтому нужно и разминку провести необычную.

Артикуляционная гимнастика “Кто кого переговорит” (скороговорки произносить быстро, но четко и понятно).

  1. Три сороки - тараторки тараторили на горке.
  2. Сорок сорок съели сырок.
  3. Пингвин на льдине рисовал картины.
  4. Купила бабуся бусы Марусе.
  5. По утрам мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил.
  6. Всех скороговорок не перескороговорить.

I. Итак, все готовы к путешествию.

Психогимнастика “Собираемся в дорогу (дети имитируют одевание; предлагаю “надеть” рюкзаки).

Садятся за столы.

А вот и лес у нас на пути, очень трудно будет идти.

Игра “Лабиринты” (необходимо собрать буквы в слово и узнать, к кому мы идем). Получаются слова: волк, лиса, сова, заяц, белка.

Ребята, а заяц и белка - это какие животные? (травоядные, питаются растительной пищей).

А волк, лиса и сова? (Это хищники: им нужно мясо для еды).

Молодцы, ребята! Все нашли дорогу, помогали тем, кто затруднялся.

II. А можем мы узнать, какие звуки спрятались в словах “волк, лиса, сова”?

  • Красный цвет - это? ... (гласный звук).
  • Зеленый цвет - мягкий согласный.
  • Синий цвет - твердый согласный звук.

(Предлагаю детям работать в парах, прикреплять цветные квадраты на полоски ковролина).

Игра “Цветные звуки”.

  • В каких словах по 2 гласных звука? (лиса, сова, заяц, белка).
  • Сколько в них слогов? (2 слога).
  • Сколько слогов в слове “волк”? (1 слог и гласный звук – 1).
  • Какое правило мы узнали?

Правило: “Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов”.

Предлагаю найти карточки со словами, обозначающими названия обитателей леса, к которым идем в гости, и прикрепить их на доске.

- Наконец, пришли мы на поляну.

Физкультминутка.

“В зимнем лесу”

Мы пришли в зимний лес! (ходьба по кругу, взявшись за руки)
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа березка в шубке стоит, (поворачиваемся вправо и влево)
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся, (кружимся на месте и приседаем)
И на землю тихонько ложатся.
Вот и зайка проскакал, (прыжки - подпрыгивание)
Не от нас ли убежал?
Серый волк по лесу рыщет, (имитация движений волка)
Угощенье что ли ищет?
Пролетают снегири – (взмахиваем руками –
Как же красивы они! (имитация полета снегирей)
В лесу красота и покой,
Ну, а нам пора к зверям домой! (руки в стороны, вверх и вниз)

- Ребята, а вот и теремок, в нем живут новоселы. Кто такие новоселы? (те, кто вселился в новый дом, в новую квартиру) Кто здесь новоселы? Кто живет в теремке?

Из окошек “выглядывают” волк, лиса, заяц, сова, белка.

III. Друзья мои, а что-то наши новоселы грустны. Что случилось?

Оказывается, раньше нас здесь побывал Буквоед и съел по одной букве в словах.

Теперь звери не знают, чем же будут нас угощать.

Сможем ли мы им помочь?

Игра “Буквоед” (“Буквы потерялись”),

(каждый ребенок находит пропущенную букву в слове, пишет ее, читает слово).

Кто быстро справляется, предлагают дополнительную карточку.

К – ША РУ - ЕТ С - П
КО – А СА – АТ С - К
ПЛ-В БА - АН С - Р
ХЛ – Б ЛИ - ОН
РЫ – А ГР - ША

Спасибо, ребята! Теперь обитатели теремка знают, чем будут нас угощать.

IV. Скажите, а в гости принято ходить с чем? (с подарками).

А где же наши подарки?

(В разных местах группы расположены подносы с буквами. Предлагаю детям объединиться по трое, собрать сообща слова, какие получатся, и вывесить их на доске).

Игра “Подарки”.

ЛЫЖИ САНКИ
РОЗА КУКЛА
БУСЫ ШИШКА
ШАРЫ КНИГА

Да, у вас получились не только слова-подарки, но еще и гирлянды, которыми можно украсить полянку возле теремка.

Прочитайте слова. (Дети читают).

А как мы подарим, что скажем? (Дети составляют предложения с выбранным словом).

V. Итог.

Прощаемся с обитателями теремка.

Ребята, как вы думаете, звери - новоселы рады нам?

  • Почему вы так думаете?
  • А каким было наше путешествие?

(трудным, веселым, радостным, интересным, нужным и т.п.).

  • Что было интересного?
  • Были ли трудности в пути?

(Ответы детей).

Пока обсуждали результаты путешествия, до города добрались.

А здесь нас ждут, встречают.

Улыбнитесь! Помашите рукой!

(Незаметно кладу письмо и обращаю внимание детей на него. Откуда этот конверт? Вскрываем его, а внутри “фотографии” новоселов, которые получают все дети на память). Спасибо вам, ребята!

Познавательное у нас получилось путешествие. Все вы очень старались, помогали друг другу преодолевать трудности.

Литература.

1.Беляков Е.А. 365 развивающих игр. М., Рольф, Айриспресс, 1998 г.

2. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург, АРГО, 1999 г.

3. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Академия развития, 1997 г.

4. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. СПб, Детство-Пресс, 1999 г.