Занятие по поликультурному воспитанию детей с использованием ИКТ в группе младшего дошкольного возраста. Тема: "В гостях у хозяюшек"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками. Обогащать речь детей образами, меткими выражениями малых форм русского фольклора.

Материал: русская изба (если нет, то помещение, оформленное под нее), деревянные предметы посуды, расписные тарелки, ложки, шкатулка, крика, глиняные горшочки, русская печь, самовар, наряд в русском народном стиле.

Ход занятия

1 хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Давно вас ждем. Проходите в нашу горницу, присаживайтесь на лавочки, отдохните, да нас послушайте. А расскажем мы вам сегодня о наших с вами предках, покажем какие они были мастера, как жили. Хотите отправиться в путешествие по старине? Тогда смотрите и слушайте.

2 хозяйка: Давным-давно нашу родину называли Русь. Жили в ней люди русские, добрые, приветливые. Строили дома, да не простые, а их бревен. Такие дома называют избами. Отсюда и пошло название Русь деревянной. (4 слайд)

Презентация.

1 хозяйка:

“Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют”...

Звучит фонограмма русской народной песни. (по программе воспитания и обучения в детском саду, в соответствии с возрастом )

И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. “6,7 слайд”.

2 хозяйка: Наша изба встречает нас красивыми деревянными резными воротами. “9 слайд”.

Вот русские люди и придумали поговорки о своем доме.

2 хозяйка: “Домом жить – не лукошко шить”.

1 хозяйка: “Домом жить – не развеся уши ходить”.

2 хозяйка: “Домом жить – обо всем тужить”.

1 хозяйка: Как вы, ребята, думаете, почему так на Руси говорили и продолжают говорить? (ответы детей)

2 хозяйка: А сколько на Руси умельцев было! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую шкатулку, в которой хранились мелкие предметы, украшения. (можно показать детям деревянную шкатулку, дать им подержать ее и рассмотреть, 12 слайд).

1 хозяйка: Или могли сделать вот такой комод, да разукрасить его по разному. (14 слайд).

2 хозяйка: Посмотрите на эту вещь. Как вы думаете, что это такое?

Это деревянный ткацкий станок, на нем долгими зимними вечерами женщины ткали разноцветные половики для того, чтобы в избе было уютно и тепло ходить по полу. (16, 17 слайд).

1 хозяйка: А какие выдумщики были, придумывали загадки, да такие интересные. А загадки вы умеете отгадывать?

“Для кудрей и хохолков
Целых двадцать пять зубков,
И под каждым под зубком,
Лягут волосы рядком”.

Что же это?

Правильно - это расческа.

А вот в старину этот предмет называли гребнем. Посмотрите, вот он какой. (19, 20 слайд).

2 хозяйка: Слушайте следующею загадку.

“А что это за голубки,
которым место в прорубке?”

Конечно же, это ложки. (22, 23 слайд).

1 хозяйка: Продолжаем? Ну тогда слушайте внимательно, уж больно загадка трудная.

“Четыре братца одним кушаком подпоясаны,
под одной шляпкой стоят”.

Правильно!

Это стол у него четыре ножки, а сверху крышка.( 25слайд)

2 хозяйка: А вот у меня для вас еще одна загадка. Отгадайте- ка, ребятки, что за чудо есть у нас.

“Сверху дыра, снизу дыра,
а посередине огонь, да вода”. ( 27, 28 слайд)

1 хозяйка: Устали мои дорогие, такие трудные загадки отгадывать? Тогда давайте мы с вами поиграем. Игра называется “Угадай на ощупь”.
Правила игры: на стол ставятся предметы, которые дети называют. Затем ведущий накрывает их русским расписным платком. Дети по очереди подходят, просовывают руку под платок и пытаются отгадать, что за предмет они взяли. Если ребенок угадал, то вытаскивает предмет, если нет, то игра продолжается другим ребенком.

По окончанию игры слышатся наигрыши балалайки.

2 хозяйка: Ребятки, а вы знаете, что это такое звучит? Это русские умельцы сделали из дерева русскую балалайку.

“Эх, возьму в руки балалайку
Да потешу я своих хозяек
Встанем братцы, все рядком

Хоровод мы заведем”. (если есть настоящая балалайка, дайте ее детям, их радости не будет конца. 31 слайд).

1 хозяйка:

“Наши – то хозяюшки в дому,
Что оладушки в меду.
Одна подает, другая прибирает.
Всех друзей привечает”.

2 хозяйка:

“Ах, как в тереме мы живем.
К себе в гости вас зовем.
Ах, иду, иду, иду самовар в руках несу.
Самовар в руках несу, прибауточки пою”.

1 хозяйка: А знаете ли вы ребятки, что самое главное было в избе? Печка. Недаром люди ее называли матушкой, сударушкой, боярыней.

Вот послушайте, как говорили про печь в народе.

“Ой ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня:
Ты свари, испеки, обогрей, освети,
Помоги и спаси,
В дом богатства принеси”.(34 слайд).

Появляется 2 хозяйка, она несет блины.

2 хозяйка:

“Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла.
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов -
Не найти едоков!

1 хозяйка:

Хозяюшек потешьте,
Пирогов наших поешьте!
Не красна изба углами,
А красна пирогами”.

Используемый материал.

  1. Л.А. Кондрыкинская. “С чего начинается Родина?”