“Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье”.
Н.К.Крупская
Паспорт проекта:
Вид проекта: информационный, групповой, долгосрочный.
Продолжительность: октябрь 2011 – апрель 2012 г.г.
Участники проекта:
- воспитатели группы,
- специалисты по физкультуре, плаванию, изодеятельности,
- дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет),
- родители воспитанников.
Образовательные области: Здоровье и Физическая культура.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Безопасность, Художественное творчество.
Актуальность проекта:
В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей.
От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие.
Цель проекта:
- Повышение теоретических знаний и практических навыков детей по формированию собственного здоровья;
- Достижение поставленных целей возможно, если решить следующие задачи:
- Познакомить детей и родителей с основными факторами, влияющими на здоровье;
- Создать условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- Формировать понимание у дошкольников необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни;
- Прививать дошкольникам любовь к физическим упражнениям, закаливанию;
Основные принципы достижения:
- Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности - участие воспитателя и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
- Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
- Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Предварительная работа:
- Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу.
- Подобрать иллюстративный материал по данной теме, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
- Проинформировать родителей воспитанников о проекте.
- Создать картотеки дидактических игр, загадок, пословиц и поговорок, подвижных игр по теме.
Проект реализуется по двум направлениям (Приложение 1):
- Совместная деятельность с детьми.
- Взаимодействие с родителями.
Основные направления реализации проекта (Приложение 2):
- НОД;
- Беседы с детьми;
- Физкультурные досуги с родителями;
- Мастер-классы;
- Семинар-практикум для родителей;
- Совместные спортивные праздники;
- Домашнее задание для детей и родителей:
Продукты проектной деятельности:
- Изготовление нестандартного физкультурного оборудования для группы,
- Создание копилки “Бабушкины рецепты”,
- Изготовление семейных газет “Как я спортом занимаюсь”, “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”, “Что такое стоматит”,
- Изготовление фотогазеты “Мы растем здоровыми, сильными, веселыми”, “Спорт – это жизнь”.
Формы работы с детьми:
- Утренняя гимнастика; Дыхательная гимнастика, самомассаж, зарядка для глаз;
- “Дорожка здоровья”, воздушное закаливание;
- Физкультминутки;Подвижные игры на прогулке;
- НОД - циклы “Мое тело” и “Советы Неболейки (Зловредный Ап-Чих”, “Как сохранить здоровье”, “Витаминный калейдоскоп” и др.);
- Дни Здоровья;
- Беседы: “Витамины я люблю – быть здоровым я хочу”, “В стране Болючке”;
- Физкультурные занятия "В стране здоровья", “Мой веселый звонкий мяч”;
- Сюжетно - ролевые игры: “Больница”, “Аптека” и др.;Дидактические игры;
- Рассматривание иллюстраций, фотографий о спорте;
- Заучивание пословиц, поговорок о здоровье;
- Чтение художественной литературы: К.Чуковский “Мойдодыр”, А.Барто “Девочка чумазая”, С.Михалков “Прививка”, “Про девочку, которая плохо кушала”, “Про мимозу”, “Припп”, “У меня опять 36,5”, Г.Остер “Петька-микроб” и др.;
- Выставка рисунков о спорте;
Обеспечение: физкультурное оборудование (мячи, скакалки и т.п.), демонстрационные картинки по теме,
Формы работы с родителями:
- Анкетирование;
- Консультации;
- Семинар-практикум - обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания, гимнастика для глаз и т.п.);
- Тематическое родительское собрание “Двигательный игротренинг для дошкольников” (о физическом воспитании детей дошкольного возраста);
- Сбор народных рецептов в сундучок “Бабушкины рецепты”;
Работа по совместной деятельности родителей и детей:
- Физкультурный досуг с родителями “Волшебный листок”;
- Спортивный праздник “Папа и я – спортивная семья”;
- Фотовыставка “Путешествие в страну здоровья”;
Ожидаемые результаты:
- осознание детьми и взрослыми необходимости ведения здорового образа жизни;
- овладение навыками самооздоровления;
- повышение ответственности родителей за здоровье детей.
Связь со специалистами:
Воспитатели по физическому воспитанию и плаванию:
- Разучивание подвижных игр;
- Общеразвивающие упражнения (физкультминутки), используемые на занятиях в группе;
- Закаливающие процедуры (в бассейне);
- Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов.
Воспитатель по изодеятельности:
- Организация индивидуальных и подгрупповых занятий по теме проекта;
- Выставка картинок-подсказок “Что поможет не болеть?”
Результат проекта:
Проект реализовал поставленные задачи. Родители с огромным желанием приняли участие в спортивном развлечении; заинтересовались физоборудованием, изготовленного из бросового материала, выразили желание принять участие в его изготовлении для группы и дома.
Выводы:
- У детей сформировались практические знания и навыки по формированию здорового образа жизни.
- Дети демонстрируют умения использовать подвижные игры в самостоятельной деятельности.
- Снизилась заболеваемость детей.
- Глубокая личная включенность в проектную деятельность дала толчок творческому саморазвитию, повысила мою педагогическую компетентность.
- Повысилась грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников
- Обогатился совместный эмоциональный опыт членов семьи.
Библиография.
- “Дошкольное воспитание”, 2004, № 1, стр. 52.
- “Обруч”, 1998, № 6, стр. 16 – 17, 2004, № 2, стр. 38.
- Аронова Е.Ю. , Хашабова К.А. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в детском саду и дома. - М., 2007.
- Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. “Мяч и речь” – СПб: КАРО, 2003.
- Галанов А. С. “Игры, которые лечат” – М.: ТЦ “Сфера”, 2001.
- Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: Программа и программные требования. - М., 1999.
- Глушкова Г.В. Физическое воспитание в семье и ДОУ. Методические рекомендации. - М., 2007.
- Зайцев Г. К. “Программа по валеологии для детей дошкольного возраста” – журнал “Валеология”, № 1, 1998.
- Потапова А. В. “Зловредный Ап-Чих” – “Вэсэлка”, 1988.
- Потапчук А. А., Овчинникова Т. С. “Двигательный игротренинг для дошкольников” – СПб: “Речь”, 2002.
- Рузина М. С., Афонькин С. Ю. “Страна пальчиковых игр” – СПб: “Кристалл”, 1997.
- Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. Методическое пособие под редакцией Филипповой С.О. - СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2005.
- Формирование нравственного здоровья дошкольников: занятия, игры, упражнения / Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой – М: ТС “Сфера”, 2002.