Цель урока: формирование информационных компетенций, понимание роли информационных процессов в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
- раскрыть суть понятия “информационные процессы”;
- изучить виды информационных процессов;
- научить приводить примеры получения, передачи и обработки информации;
- расширить представление о компьютере как инструменте хранения, обработки и передачи информации;
- научить учеников решать практические задачи на использование изученных понятий.
Развивающие:
- развивать мыслительную деятельность;
- развивать познавательный интерес;
- развивать умение анализировать и обобщать полученные знания;
- развивать речь и логическое мышление учащихся.
Воспитательные:
- воспитание информационной культуры;
- воспитание активности и самостоятельности;
- воспитание культуры общения
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Ребята давайте посмотрим на рисунок. Эта ситуация всем вам известна. Что происходит.
На пешеходном переходе мы видим пешеходный светофор, он помогает нам на дороге.
– Что мы делаем, если мы видим красный цвет светофора?
– Мы стоим на месте.
– Что мы делаем, если мы видим зеленый цвет светофора?
– Мы переходим дорогу.
Это один из примеров, где мы встречаемся с информацией.
2. Объяснение нового материала.
Каждый день, открывая утром глаза, мы получаем с вами информацию. Например: темно ли в комнате или светло, холодно или тепло. И это только небольшая её часть. А в течение дня нас окружает много интересной информации.
А что же мы делаем с информацией?
Каждый человек работает с информацией: отвечает домашнее задание, слушает на уроке объяснение учителя, решает задачи, читает книги или пользуется светофором, как в рассмотренном ранее примере.
Какой бы информационной деятельностью люди не занимались, вся она сводится к осуществлению процессов: получения, обработки, передачи и хранения. Эти процессы называются информационными.
И вот об этих процессах вы узнаете лучше, поработав с web-квестом “Информационные процессы”.
3. Работа с компьютером.
4. Просмотр отчетов.
Теперь мы посмотрим отчеты групп (обсуждение и оценивание работ, заполнение бланка оценки группы/ученика).
5. Закрепление материала.
- Что такое информационные процессы?
- Какие информационные процессы знаете? Охарактеризовать каждый из них.
- Что такое информационные технологии?
6. Подведение итогов.
Подводится итог урока, оценивается работа обучающихся на уроке
7. Домашнее задание.
- Параграф 4.1–4.4 (Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник 8-9 класс / Под ред. Проф. Н.В. Макаровой – СПБ.: Питер., 2007.)
- Подобрать из литературы (художественной, исторической, научной и т.д) примеры информационных процессов.