Цели и задачи:
- Ввести в круг чтения учащихся произведения Куприна.
- Учить составлять план рассказа.
- Учить выделять в тексте повествование, описание, рассуждение.
- Отрабатывать навык быстрого и правильного чтения вслух и молча, обучат выразительному чтению.
- Воспитывать любовь к животным. Учить сопереживанию, сочувствию.
Ход урока
1. Речевая разминка
(слайд 1)
— Прочитать в разном темпе.
— Прочитать с разной интонацией. Определить интонацию.
Наш Полкан
Попал в капкан.
— Что мы прочитали? (скороговорку)
— Что такое скороговорка? (малый жанр фольклора, учит быстро и правильно говорить)
2. Повторение.
— Что такое жанр? (вид произведения)
— Какие жанры знаете?
— Определить жанр по его признаку.
(Выборочный тест с помощью сигнального альбома. Дети выбирают цвет соответствующему ответу. На доске - цветовая лента).
1). Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются разные пороки недостатки людей (ложь, хитрость, грубость...) В этом произведении обычно действуют животные, вещи, в которых эти черты характера людей ярко проявляются и высмеиваются. Часто произведение заканчивается или начинается моралью, где разъясняется его смысл. (басня)
2). Повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. (сказка)
3). Небольшое художественное произведение, написанное стихами, оно ритмически организованно и имеет рифму, отличается эмоциональностью, передаёт чувства, настроение и мысли героя. (стихотворение)
4). Жанр, имеющийся только в русском фольклоре. Это песня-сказание о богатырях и исторических событиях. (былины)
5). Это небольшое художественное произведение, в котором обычно изображается какое-нибудь отдельное важное событие в жизни человека, без подробного описания его прошлой будущей и жизни. (рассказ)
3. Проверка домашнего задания.
Мы продолжаем знакомиться с произведениями этого жанра.
— Откройте тетрадь на стр.12. Проверим домашнее задание.
Проталинки №1.
— Прочитать абзац. Почему Постойко оказался на улице?
Проталинка №3. Какие слова выбрал автор, чтобы передать чувства Постойко и его друзей?
— Выбор. Какая это история? Грустная, забавная, поучительная?
—Чему она учит? ( Надо заботиться о домашних животных, не оставлять без присмотра, если нет условий для их содержани , то не заводить ).
4. Сообщение темы.
— Сегодня знакомимся с новым произведением. По модели рассказать – что будем читать.
(слайд 2)
— Можно ли по названию определить тему? (о животных)
— Каким цветом закрасим прямоугольник? (коричневым)
(слайд 3)
— Мы продолжаем знакомиться с произведениями, из которых узнаём о породах собак, какую помощь они оказывают людям. История помнит немало случаев собачьей верности.
(слайды 4 – 10)
Но какой бы породы ни были собаки, или совсем беспородные, это очень преданные своим хозяевам животные. Даже такие маленькие комнатно-декоративные.
(слайд 11 – 12)
— Еще с одной историей собачьей верности нас познакомит Александр Иванович Куприн.
(слайд 13)
(Рассказ о Куприне - рассказывают дети)
— Дополнительную информацию прочитайте самостоятельно на стр.43.
— Какие произведения Куприна читали? (Выставка книг)
(слайд 14)
5. Словарная работа.
— На стр.48 познакомьтесь со словарём (самостоятельно.)
—Значения некоторых слов поясню.
(Слайд 15, 16)
6. Слушание текста (читает учитель).
— Итак, слушаем рассказ, следим за чтением.
7. Эмоциональное восприятие текста.
— Какие чувства вызвал у вас рассказ?
— Что поразило, удивило в рассказе?
— Какое произведение напоминает? (Толстой “Лев и собачка”)
8. Повторное чтение, деление на части
— Вспомним, из каких частей состоит рассказ.
(слайд 17)
— Читаем рассказ, делим на смысловые части и озаглавливаем каждую часть.
Смысловые части могут состоять из нескольких абзацев.
Если вы посчитаете, что часть закончилась, то во время чтения поднимите руку.
Чтение 1 абзаца.
— К какому виду текста относится эта часть? (Описание) Кого описывает автор? Как озаглавим? (Барбос. Карточка на доске)
—Каким представили Барбоса?
Чтение 2 абзаца.
— К какому виду текста относится эта часть? (Описание и повествование. Здесь не только даётся описание внешнего вида, но и её черты характера).
— Расскажите, какой вы представили Жульку.
Чтение 3,4 абзацев.
— О чём прочитали? Как озаглавим? (поведение Барбоса)
—Как к нему относились дети? Прочитать.
— За что изгоняли Барбоса во двор? (за неаккуратность и наглость)
— Чего ждал Барбос лёжа на подоконнике? (не появится ли какая-нибудь собака против дома, где он жил- защищал свою территорию).
Чтение 5 абзаца.
- Как относились друг к другу собаки? Как озоглавить?
(Согласие между Жулькой и Барбосом)
9. Работа в тетради.
— Откройте тетрадь на стр.14. Самостоятельно выполните задания 1 и 2.
10. Проверка.
11. Итог. Дом. Работа.
— На следующем уроке продолжим работу над этим рассказом.
Подготовить рассказ о Барбосе или Жульке (по выбору)