Урок литературного чтения в 3-м классе по программе "XXI век". Тема: «А.И. Куприн "Барбос и Жулька"»

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • Ввести в круг чтения учащихся произведения Куприна.
  • Учить составлять план рассказа.
  • Учить выделять в тексте повествование, описание, рассуждение.
  • Отрабатывать навык быстрого и правильного чтения вслух и молча, обучат выразительному чтению.
  • Воспитывать любовь к животным. Учить сопереживанию, сочувствию.

Ход урока

1. Речевая разминка

(слайд 1)

— Прочитать в разном темпе.

— Прочитать с разной интонацией. Определить интонацию.

Наш Полкан
Попал в капкан.

— Что мы прочитали? (скороговорку)

— Что такое скороговорка? (малый жанр фольклора, учит быстро и правильно говорить)

2. Повторение.

— Что такое жанр? (вид произведения)

— Какие жанры знаете?

— Определить жанр по его признаку.

(Выборочный тест с помощью сигнального альбома. Дети выбирают цвет соответствующему ответу. На доске - цветовая лента).

Приложение 1.

1). Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются разные пороки недостатки людей (ложь, хитрость, грубость...) В этом произведении обычно действуют животные, вещи, в которых эти черты характера людей ярко проявляются и высмеиваются. Часто произведение заканчивается или начинается моралью, где разъясняется его смысл. (басня)

2). Повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. (сказка)

3). Небольшое художественное произведение, написанное стихами, оно ритмически организованно и имеет рифму, отличается эмоциональностью, передаёт чувства, настроение и мысли героя. (стихотворение)

4). Жанр, имеющийся только в русском фольклоре. Это песня-сказание о богатырях и исторических событиях. (былины)

5). Это небольшое художественное произведение, в котором обычно изображается какое-нибудь отдельное важное событие в жизни человека, без подробного описания его прошлой будущей и жизни. (рассказ)

3. Проверка домашнего задания.

Мы продолжаем знакомиться с произведениями этого жанра.

— Откройте тетрадь на стр.12. Проверим домашнее задание.

Проталинки №1.

— Прочитать абзац. Почему Постойко оказался на улице?

Проталинка №3. Какие слова выбрал автор, чтобы передать чувства Постойко и его друзей?

— Выбор. Какая это история? Грустная, забавная, поучительная?

—Чему она учит? ( Надо заботиться о домашних животных, не оставлять без присмотра, если нет условий для их содержани , то не заводить ).

4. Сообщение темы.

— Сегодня знакомимся с новым произведением. По модели рассказать – что будем читать.

Презентация.

(слайд 2)

— Можно ли по названию определить тему? (о животных)

— Каким цветом закрасим прямоугольник? (коричневым)

(слайд 3)

— Мы продолжаем знакомиться с произведениями, из которых узнаём о породах собак, какую помощь они оказывают людям. История помнит немало случаев собачьей верности.

(слайды 4 – 10)

Но какой бы породы ни были собаки, или совсем беспородные, это очень преданные своим хозяевам животные. Даже такие маленькие комнатно-декоративные.

(слайд 11 – 12)

— Еще с одной историей собачьей верности нас познакомит Александр Иванович Куприн.

(слайд 13)

(Рассказ о Куприне - рассказывают дети)

Приложение 2.

— Дополнительную информацию прочитайте самостоятельно на стр.43.

— Какие произведения Куприна читали? (Выставка книг)

(слайд 14)

5. Словарная работа.

— На стр.48 познакомьтесь со словарём (самостоятельно.)

—Значения некоторых слов поясню.

(Слайд 15, 16)

6. Слушание текста (читает учитель).

— Итак, слушаем рассказ, следим за чтением.

7. Эмоциональное восприятие текста.

— Какие чувства вызвал у вас рассказ?

— Что поразило, удивило в рассказе?

— Какое произведение напоминает? (Толстой “Лев и собачка”)

8. Повторное чтение, деление на части

— Вспомним, из каких частей состоит рассказ.

(слайд 17)

— Читаем рассказ, делим на смысловые части и озаглавливаем каждую часть.

Смысловые части могут состоять из нескольких абзацев.

Если вы посчитаете, что часть закончилась, то во время чтения поднимите руку.

Чтение 1 абзаца.

— К какому виду текста относится эта часть? (Описание) Кого описывает автор? Как озаглавим? (Барбос. Карточка на доске)

—Каким представили Барбоса?

Чтение 2 абзаца.

— К какому виду текста относится эта часть? (Описание и повествование. Здесь не только даётся описание внешнего вида, но и её черты характера).

— Расскажите, какой вы представили Жульку.

Чтение 3,4 абзацев.

— О чём прочитали? Как озаглавим? (поведение Барбоса)

—Как к нему относились дети? Прочитать.

— За что изгоняли Барбоса во двор? (за неаккуратность и наглость)

— Чего ждал Барбос лёжа на подоконнике? (не появится ли какая-нибудь собака против дома, где он жил- защищал свою территорию).

Чтение 5 абзаца.

- Как относились друг к другу собаки? Как озоглавить?

(Согласие между Жулькой и Барбосом)

9. Работа в тетради.

— Откройте тетрадь на стр.14. Самостоятельно выполните задания 1 и 2.

10. Проверка.

11. Итог. Дом. Работа.

— На следующем уроке продолжим работу над этим рассказом.

Подготовить рассказ о Барбосе или Жульке (по выбору)