Цель занятия: расширить знания учащихся об истории чисел, продолжать развивать их логическое мышление и вычислительные навыки.
“Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать, случая сделать его немного занимательным”.
Паскаль.
Ход занятия
1. Стихотворение о царице всех наук
БАЛЛАДА О МАТЕМАТИКЕ
Как воздух, математика нужна,
Самой отваги офицеру мало.
Расчеты! Залп! И цель поражена
Могучими ударами металла.
И воину припомнилось на миг,
Как школьником мечтал в часы ученья:
О подвиге, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступленья. .
Но строг учитель был,
И каждый раз он обрывал мальчишку грубовато:
— Мечтать довольно, повтори рассказ
О свойствах круга и углах квадрата.
И воином любовь сохранена
К учителю далекому, седому.
Как воздух, математика нужна
Сегодня офицеру молодому.
2. Математическая разминка
Математический я знак,
В задачниках найдёшь меня
Во многих строчках,
Лишь 0 ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка
(плюс - минус)Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную,
А в целом мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную.
(сто – ля - р)Я – цифра меньше 10,
Меня тебе легко найти,
Но если букве “я”
Прикажешь рядом встать,
Я – всё: отец, и ты,
И дедушка, и мать.
(семь-я)Чтоб поддерживать скворечню
Иль антенну я гожусь,
С мягким знакомя, конечно,
Сразу цифрой окажусь.
(шест-ь)Сначала – мера,
Затем – нота и местоимение,
А в целом – воинское соединение.
(ар – ми - я)
3. Из истории математики: “Умножение при помощи пальцев от 5 до 10”.
На одной руке столько пальцев, на сколько один множитель больше 5, а на второй руке столько пальцев, на сколько второй множитель больше 5. эти пальцы в сумме дают количество десятков, а произведение загнутых пальцев – единицы.
Практикум.
4. Упражнения на развитие творческих способностей. Развитие смысловой памяти.
Учитель читает по блокам пары слов, предварительно нацелив детей на запоминание.
Блок 1.
Буквенное выражение.
Значение буквы.
Подставить число.
Решить уравнение.
Блок 2.
Корень уравнения.
Неизвестное слагаемое.
Верное равенство.
Периметр треугольника.
Затем учитель повторно читает первые слова в парах, а ученики записывают в своих тетрадях второе слово каждой пары.
Проверка проходит так: учитель читает третий раз первое слово каждой пары, а кто-либо из учеников добавляет второе слово.
5. Задача из старинных рукописей и “Арифметики” Л.Ф. Магницкого.
“Из Москвы в Вологду”.
Послан человек из Москвы в Вологду, и велено ему в хождении своём совершать во всякий день по 40 вёрст. На следующий день вслед ему послан второй человек, и приказано ему проходить по 45 вёрст.
На какой день второй человек догонит первого?
Решение:
За день первый человек пройдёт по направлению к Вологде 40 вёрст и, значит, к началу следующего дня будет опережать второго человека на 40 вёрст. В каждый следующий день первый человек будет проходить по 40 вёрст, второй по 45 вёрст, а расстояние между ними будет сокращаться на 5 вёрст. На 40 вёрст оно сократиться за 8 дней. Поэтому второй человек настигнет первого к исходу 8-го дня своего путешествия.
Решение из рукописи: “... Придёт в восьмой день на един ночлег сошлися. А считай сице: выни 40 из 45, останется 5. дели ж 40 на 5 придёт 8, в столько дней настиг другой юноша прежнего юношу”.
6. Задача со сказочным сюжетом “Поп и работник Балда”.
“С хозяйством попа справляются 10 работников. Каждый работник в день съедает каравай хлеба и другие продукты. Поп принял на работу Балду.
Живёт Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.
Поп прогнал лишних работников. Сколько караваев хлеба экономил поп ежедневно?”
Ответ: 3 хлеба
7. Первые шаги в геометрии.
Геометрическая птичка Квадрик покажет Самое Важное, что нужно запомнить.
Мы начнём с нескольких задач, внешне очень различных, показывающих некоторые грани геометрии. Итак в дорогу!
Сложите шесть спичек так, чтобы образовалось четыре треугольника (сторона каждого треугольника должна быть равной длине спички).
Решение:
Сложите спички в виде пирамиды - три спички лежат на столе, образуя треугольник, а три оставшиеся концами упираются в вершины треугольника и сходятся в общей точке в пространстве.
Арбуз разрезали на четыре части и съели. Получилось пять корок. Может ли такое быть?
Решение:
Если постараться, то можно из арбуза вырезать кусок в виде "столбика", идущего сквозь весь арбуз. У этого куска будут две корки, соединяемые арбузной мякотью. Оставшуюся часть арбуза можно разрезать на "нормальные" куски.
8. Фокус "Угадай число" проводит ученик.
Задумайте число, прибавьте к нему 5, сумму умножьте на 3, из произведения вычтите7, вычтите ещё 8. Назовите полученный результат. Ведущий называет задуманное число.
Решение: задуманное число будет равно 1/3 полученного, так как (х+5) * 3 - 7 - 8 = 3х + 15 - 7 - 8 = 3х
9. Дополнительные задачи.
Расставьте между цифрами знаки действия и скобки так, чтобы получилось верное равенство:
2 2 2 2 2= 7
Ответ: 2 : 2 +2 + 2 +2 = 7
1 2 3 4 5 =100
Ответ: (1 + 23 - 4) * 5 = 100
10. Подведение итогов занятия.
Ребята поют гимн кружковцев.
Чтоб водить корабли
Или в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом
Вы заметьте-ка
Очень важная наука
Ма-те-ма-ти-ка!..