Цель: Формирование элементарных навыков изобразительной деятельности. Систематизация, обобщение и закрепление знаний, полученных на предыдущих уроках.
Задачи:
Образовательные
- Учить рисовать акварельными красками
- Закреплять навыки рисования непрерывных линий кончиком кисточки
- Закреплять знания о цвете
Коррекционно-развивающие
- Развивать зрительное восприятие, память
- Развивать мелкую и общую моторику
- Развивать пространственные и временные представления
- Развивать коммуникативную функцию речи, общее речевое развитие, словарный запас
Воспитательные
- Совершенствовать навыки самообслуживания
- Воспитывать аккуратность, любовь к природе
Словарь:
Осень, дерево, ствол, ветки, листья, рисование, акварельные краски. Красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, коричневый цвет.
Наглядный демонстрационный материал и оборудование
- “Золотая осень” - репродукция И.И.Левитан
- Деревья в картинках – Серия “Знакомство с окружающим миром и развитие речи”
- Осеннее дерево - изображение – образец.
- Дерево - этапы выполнения работы.
- Лесовичок - игрушка (занимательный момент)
- Разноцветные листья (для игры “Листочки”)
- Альбомы
- Акварельные краски
- Кисточки
- Стаканчики для воды – “Непроливайки”
Ход урока
Организационный момент
Дорогие ребята! Уважаемые гости!
Сейчас у нас урок рисования, мы будем рисовать.
Но сначала я вам прочитаю рассказ, а вы слушайте внимательно.
(Чтение рассказа “Осень”)
Шуршит осень сухими листочками. Дует сильный ветер. Небо в тучах. Идёт мелкий дождь. Пусто в полях. Птицы улетели в тёплые края. Опали листья с деревьев.
Дети, скажите, какое сейчас время года?
Листья на деревьях жёлтые, они опадают, значит сейчас – осень.
Вот такую золотую осень нарисовал известный художник И. И. Левитан
(Демонстрация картины “Золотая осень”)
А что мы будем рисовать, вы мне скажете сами, если отгадаете, что нарисовано на картинке?
(Демонстрация наглядного материала “Деревья”)
Что это? (Дерево)
Какие цветом листья? (Желтые)
Правильно, молодцы.
И мы с вами тоже будем рисовать осеннее дерево. Вот такое.
(Демонстрация изображения осеннего дерева)
Занимательный момент
Ребята, к нам в гости пришёл “Лесовичок”, он хочет посмотреть, какие деревья вы нарисуете для его леса. Давайте стараться. А в конце урока он вам подарит подарки.
(Демонстрация игрушки “Лесовичка”)
Основная часть
Для того чтобы нарисовать красивое дерево, нам надо приготовить к работе наши пальчики и вспомнить, какие части есть у дерева.
Пальчиковая гимнастика “Дерево”
У дерева – ствол,
На стволе – много веток,
А листья на ветках – жёлтого цвета
Локти поставить на стол, перекрестив ладони, прижать их друг к другу тыльной стороной. Пальцы поднять вверх и раскрыть. Во время произнесения слов шевелить кистями и пальцами.
Молодцы, хорошо выполняли.
А теперь послушайте внимательно, как будем рисовать.
(Демонстрация этапов последовательности выполнения работы и объяснение.)
Этапы выполнения работы:
- закрашивание ствола коричневым цветом
- рисование по контурам листьев жёлтым, красным, оранжевым цветом
- раскрашивание листьев по замыслу или по образцу
Практическая работа
(Во время рисования проводится индивидуальная работа и оказание помощи)
Сначала рисуем, раскрашиваем ствол. Найдите его. Покажите ствол.
Каким цветом? (Коричневым)
Найдите коричневый цвет. Молодцы, ребята (кто не может найти цвет по словесной инструкции, находит по подражанию и образцу).
Рисование ствола дерева с помощью и самостоятельно.
Динамическая пауза для снятия напряжения мышц рук – “Деревья”
(Выполняется после завершения первого этапа работы)
Деревья жарким летом
Стоят в лесу одетыми
А наступает осень -
Они листочки сбросят.
Деревья оголяются -
К морозам закаляются.поднимают прямые руки вверх
и тянутся за ними
резко опускают руки вниз
встряхивают ими, расслабляя мышцы
поднимают прямые руки вверх
сжимают пальцы в кулаки и сгибают руки к плечам.
Теперь рисуем листья.
Каким цветом? (жёлтым, красным, оранжевым)
Рисуем по линиям (контурам)
Давайте отдохнём. Встаньте.
Физминутка – “Дует ветер нам в лицо”
(Выполняется после завершения второго этапа работы)
Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише –
Деревцо всё выше, выше!Махать руками перед лицом
Покачивания поднятыми руками
Постепенно опустить руки вниз и присесть
Встать
Молодцы, садитесь.
Раскрашиваем листики на дереве, как вам нравится, жёлтым, оранжевым, красным цветом.
Итог урока
Вот мы и нарисовали осенние деревья.
Какие красивые деревья получились!
Молодцы ребята, все старались.
Лесовичку очень понравились ваши деревья, и он дарит вам вот такие красивые разноцветные листья.
(Раздать детям разноцветные листья для игры)
Ребята, сейчас мы с вами превратимся в листики и немного полетаем, покружимся точно так, как листья опадают с деревьев.
Динамическая игра “Листочки”
Мы – листочки
Мы – листочки
Мы – осенние листочки
Мы – на веточках сидели
Ветер дунул – полетели!
взмахи руками
присесть
Встать и покружиться с листьями
Взмахивая руками.
(В конце игры подбросить листья вверх, понаблюдать за их падением)
Возьмите свои деревья и покажите их всем нашим гостям. Вот такой замечательный осенний лес у нас получился, в котором будет жить лесовичок.
(Демонстрация детских работ).
После урока дети самостоятельно убирают рабочие места, тем самым совершенствуя навыки самообслуживания.