Программные задачи.
Образовательные:
- совершенствовать умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, производить "запись" решения с помощью цифр и знаков
- (+, - ,=); упражнять в прямом и обратном счете в пределах 20, в счете двойками, в ориентировке во времени (месяцы, дни недели, часы, минуты), в ориентировке на листе бумаги в клетку;
- закреплять знания о геометрических фигурах, о целом и его частях.
Развивающие: развивать логическое мышление, сообразительность, умение решать поставленную задачу и доказывать правильность своего выбора, развивать мелкую моторику при складывании бумаги по принципу оригами.
Воспитательные: воспитывать ответственность, умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей: ОО"Познание", ОО"Социализация" ОО"Коммуникация", ОО"Здоровье", ОО"Физическая культура", ОО"Труд".
Оборудование: магнитная доска, 2 мольберта.
Демонстрационный материал: часы, макет часов, дерево с геометрическими фигурами, набор цифр от 0 до 9, знаки =, +, - ; таблицы – "метеориты", карточки-схемы к игре "Замри".
Раздаточный материал: листы бумаги 20х20 см, тетради в клетку, карандаши.
Словарная работа: задача, условие, вопрос, решение, ответ, диагональ.
Ход НОД
I. - Доброе утро, ребята!
Какой сегодня день недели? А был вчера? А будет завтра?
Какой третий (четвертый, пятый, ... седьмой) день недели?
- Что за птицы пролетают:
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад?
Да, это дни недели. Сколько их? А сколько дней в двух неделях?
Кто назовет 5 дней подряд, не называя самих дней недели? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
- Стоит дуб, на том дубе 12 веток, на каждой ветке по 4 гнезда, в каждом гнезде по 7 птиц, у каждой птицы одно крыло белое, а другое черное. Что это?
(Да, это год, в котором 12 месяцев, в каждом месяце 4 недели, в неделе 7 дней или суток, а в сутках есть день и ночь).
Молодцы! Так сколько месяцев в году? (12).
А какой сейчас месяц? (Январь).
Январь – месяц какого времени года? (Зимы).
А сколько всего времен года? (4: зима, весна, лето, осень)
Ребята, вы отлично справились с разминкой. Скажите, вы хорошо спали сегодня? А меня разбудил необычный звук. Это был сигнал с неизвестной планеты: инопланетяне приглашают нас в гости.
II. - На чем можно отправиться на другую планету? (Рассуждения детей).
Да, вы правы, ребята: на другую планету можно отправиться только на космическом корабле, или ракете.
Хотите создать свою ракету? (Предлагаю детям сесть за столы и из бумаги по принципу "оригами" сложить ракету:
Несколько раз нужно сложить квадратный лист бумаги пополам (2 раза по диагонали с угла на угол, 2 раза сгибая противоположные стороны).
Сложить "стрелу".
Последовательно отогнуть от вершины два "самолетика" и также повторить на обратной стороне.
Внутренние уголки отогнуть в стороны. Повторить симметрично на обратной стороне).
- Итак, наши ракеты готовы.
Вы готовы отправиться в путь? Путешествие может быть трудным и опасным. Если кто-то не совсем готов к нелегким испытаниям, тот может отказаться и остаться здесь.
Значит, отправляемся все.
III. - Необходимо определить время, когда мы будем взлетать.
Посмотрите на часы. Кто скажет, который сейчас час (дети определяют время на часах). Кто из вас может показать это же на макете?
Сейчас 9 часов 15 минут.
Занимаем место в своей ракете и в путь. Начинаем отсчет от 20 и обратно (20, 19, 18,.....2, 1, пуск).
(Дети двигаются по группе, по сигналу "А вот и наша планета" садятся на места).
Ребята, нас никто не встречает, но впереди необычное дерево с геометрическими фигурами вместо листвы. Как можно его назвать? (Необычное, космическое, геометрическое, загадочное, чудо – дерево).
По каким признакам можно разделить все фигуры? (По цвету, размеру, форме).
Попробуем составить загадки о геометрических фигурах, но так, чтобы все признаки были описаны. Например, эта геометрическая фигура маленькая, зеленого цвета, у нее 3 вершины, 3 угла и 3 стороны. Что это? (Это маленький зеленый треугольник).
(Одни дети составляют загадки о геометрических фигурах, другие отгадывают их).
Молодцы, много знаете о геометрических фигурах, можете их различать. Составлять и отгадывать о них загадки.
IV. - Ой, ребята, поберегитесь! Мы попали под метеоритный дождь. Кто знает, что такое метеориты? (Ответы детей).
Дидактическая игра "Составь правильно": посмотрите на эти камни, что остались от метеоритов, и скажите, какие фигуры нужны, чтобы составить целый метеорит.
Физкультминутка: подвижная игра "Замри".
- Ребята, здесь какой-то необычный воздух. Трудно передвигаться, движения замедляются. Будьте внимательны: какую картинку покажу, такую позу и принимаете.
V. - Ребята, на космическом табло появились цифры (5 и 3). Как вы думаете, что можно составить, зная два числовые данные?
Конечно, арифметическую задачу.
Кто готов придумать условие задачи? А каков будет вопрос?
Что нужно сделать, чтобы узнать ответ? (Решить задачу).
(Дети составляют и решают задачи на сложение и вычитание, производя "запись" решения с помощью цифр и знаков -, +, =).
- Назовите, из каких частей состоит любая задача. (Условие, вопрос, решение и ответ).
VI. – Что-то здесь никого не видно. Но ведь кто-то здесь обитает, раз передали сигнал на Землю.
Посмотрите, в ваших тетрадях есть красная и синяя точки. Поставьте карандаш на синюю точку: попробуем нарисовать портрет инопланетянина (дети выполняют графический диктант под диктовку воспитателя). Нарисуйте глаза, рот этому существу.
Похож ли он на нас, людей?
Конечно, нет.
Как вы думаете, ребята, смогут ли жить люди на других планетах, кроме планеты Земля? (Рассуждения, умозаключения, выводы детей).
- Мы не выживем на других планетах, потому что нет условий для жизни нас, людей: света, воды, привычного нам климата, пищи и многого другого.
VII. - Ребята, а не пора ли нам домой? Садимся удобно, начинаем обратный отсчет двойками от 20 (20, 18, 16 ......, 4, 2, пуск).
А вот и Земля – наш дом родной!
Внимание, приземляемся. Посмотрите, который час показывают часы (дети определяют время на часах и то время, что были в пути).
Итак, 24 января в 9 часов 40 минут наши ракеты приземлились в обозначенном месте: на территории детского сада №20 "Олеся" города Набережные Челны Республики Татарстан.
Посмотрите друг на друга: все ли вернулись на Землю, не остался ли кто в космосе, не заблудился ли?
Молодцы! С заданием справились успешно!
Вспомните, какие трудности пришлось преодолеть, какие испытания пройти.
(Дети вспоминают этапы путешествия, какие задания выполняли, их качество: с чем справились все, над чем еще будем работать).
Литература.
- Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.
- Михайлова З.А., Иоффе Э. Математика от 3 до 7. – СПб.: Детство-Пресс, 2009.
- Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика – это интересно. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
- Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.:
- Мозаика-Синтез, 2008.
- Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Тарабарина Г.И. И учеба, и игра: математика. – Ярославль: Академия развития, 1977.