В музыкальном зале в стороне стоят столы с посудой и угощеним для чаепития, всё накрыто тканевыми салфетками.
В зале играет музыка, дети и взрослые входят в зал, садятся на стулья.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости. Меня зовут... А Вас? (обращается ко взрослым и детям). А Вы знаете что означает Ваше имя? В честь кого Вас назвали?
Нет меж живущих людей да не может и быть безымянных.
В первый же миг по рождению каждый, убогий и знатный
Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает.
Имена людей — часть истории народа, часть его культуры. Вот говорят: “У него доброе имя”, что это значит? (в дискуссии участвуют взрослые и дети) Или так: “Не позорь имени своего”? (в дискуссии участвуют взрослые и дети)
Имя человека может подходить человеку, а бывает совершенно противоположным по характеру, но оно даётся человеку один раз и на всю жизнь.
Был в старину такой обычай: несли ребёнка в церковь. Там
В страницы святцев пальцем тыча, поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима, то назван именем таким.
Но коли в день Иеронима, то хошь, не хошь, Иероним.
А давайте-ка, вспомним смешные имена. (дети и взрослые вспоминают и перечисляют смешные имена) А сейчас попробуем вспомнить народные приметы и праздники, связанные с именем. (дети и взрослые вспоминают и перечисляют приметы и праздники)
А известны ли вам старинные имена? Давайте попробуем составить из карточек такие имена. (ведущий показывает карточки - буквы. На мольбертах дети и родители группами выкладывают из набора карточек имена.
Дети: Арина,Сысой. Родители: Агриппина, Ксенофонт).
Ребята, мы знаем весёлые песенки - дразнилки с именами, давайте их споём для наших гостей.
Песни: “Патоку с имбирём...”, “Чики-чикалочки” р.н.м.
(дети выходят в центр зала, поют и обыгрывают содержание песен)
(в песне “Чики-чикалочки” имена из песни заменяем на имена детей)
(обращается к взрослым) Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте догадаться о ком она, и какую песенку вам нужно исполнить.
Кто-то улицей гулял, кто-то что-то потерял.
Ну, а если не найдёт, жди, когда горох взойдёт.
(родители отгадывают загадку, поют попевку “Про горошину”)
Я зачитаю вам несколько слов, послушайте. “Жиронос”, “Звяга”, “Грязка”, ”Будилко”. Как вы считаете, что это такое? (дети и взрослые отвечают)
Это очень старинные имена, которые, без всякого смущения носили наши пра-прадеды. Конечно приятнее было носить имя “Малинка”, “Любим”, чем “Нелюб”, “Ненаш”. Но на существование таких интересных , и для нас немного странных имён, были свои причины. Наши предки были суеверны. Они очень боялись сглаза. Назвать ребёнка красивым именем, значит привлечь внимание злых духов, а кто польстится на Хаврошку или Крикушку.
В некоторых деревнях разыгрывался целый смешной спектакль: после рождения малыша, отец, крадучись, под полой выносил младенца из избы, а потом с криком и шумом появлялся обратно и утверждал, что нашёл подкидыша. Все домашние ругали того, кто подбросил им малыша. А ребёнка, конечно, называли Найдёном, или Ненашем. Родители верили, что злые духи не тронут малыша. А как же иначе? Погубят они крошку, а взрослые только обрадуются — ведь он им чужой. Люди верили, что имя бережёт человека, как талисман.
Ой, да засиделись мы с вами. Давайте-ка поиграем. Ну-ка, дети, друг другу руки подавайте, да в кружок скорей вставайте .
Игра “Я знаю...”
(ведущий, отбивая мяч об пол, говорит: “Я знаю имена девочек”. Бросает ребёнку мяч. Ребёнок, возвращая мяч ведущему, называет имя девочки. Ведущий считает: “Один”, бросает мяч другому ребёнку. Количесатво имён на усмотрение ведущего. Так же проходит игра с именами мальчиков)
Ну и гости в круг вставайте, да со мною поиграйте. Я бросаю вам мяч и называю имя, например: Маша. Вы передаёте мяч по кругу следующему и говорите, как можно Машу назвать по другому, например: Машенька. Следующий, передавая дальше: Мария, и так далее. Если к вам мяч пришёл, а все имена названы, возвращаете мяч мне.
Игра “Скажи по другому”
Именами, так бывает, даже танцы называют. Спляшем весело сейчас польку “Аннушку” для вас. (предлагает мальчикам пригласить девочек танцевать. После танца мальчики провожают девочек на стулья).
Вот мы с вами и перешли к именам современным. А как вы думаете, какие самые распространённые имена? (дети и родители называют. Ведущий знакомит со статистикой детского сада: какие имена встречаются чаще, а какие встречаются всех реже. Называет имя и количество детей).
Есть весёлая игра, про Надюшеньку она.
В круг вставайте, друг другу руки подавайте.
Игра “Всем, Надюша, расскажи” (Играют дети и взрослые)
Галя, Галочка, Галина, выходи на середину.
Вот платочки, выбирай, да смотри не потеряй. (ребёнок выбирает платочек, встаёт в центр круга)
Игра “Галя по садочку ходила”
Будем с ленточкой играть, себе друга выбирать? (ведущий предлагает ребёнку выбрать ведущего игрока по знакомой считалке)
Игра “С лентой”
А сейчас мы отдохнём, да частушки вам споём.
Частушки.(по выбору педагога)
Раздаётся стук в дверь.
Ведущий: Заходите, кто же там, очень рады мы гостям. (входит Дед)
Дед: (с поклоном)
Здравствуйте, люди добрые.
Не один я к вам пришёл,
Дерезу с собой привёл.
Что ты упираешься, коза, на тебя глядят во все глаза! (втягивает Козу)
Коза:
Я козочка, ме-ке-ке, я гуляю на лужке.
Острые рожки, тонкие ножки,
На самой макушке бархатные ушки.
(на Деда) Как прыгну, сразу забодаю.
Дед: Коза Дереза, хватит бодаться! Поиграй-ка лучше!
Коза: (идёт по залу с поднятым вверх большим пальцем — приглашает)
Кто будет играть в интересную игру?
А в какую не скажу, а потом не примем, за уши поднимем.
Уши будут красные, до того прекрасные. (желающие играть, берутся за палец, выставляя свой)
За руки берись, вокруг становись.
Игра “Тётушка Арина” (Коза выбирает Тётушку Арину по считалке: “Шла коза по мостику”)
Коза: Эй, дедушка Сысой, в стороне не стой!
Ты с детишками играй, веселей их догоняй.
Игра “Где мы были, мы не скажем”
Дед:
Поиграли, пошутили! Про меня не позабыли.
Эй, коза Дереза, неси туесок поскорей,
Удиви, и гостей, и детей.
Коза: Вот твой туесок, дедушка.
Дед:
В моём туесочке лежат заморочки.
Туесок я вам дарю, за игры вас благодарю.
А нам с Козой идти пора, до свидания, детвора. (уходят)
Ведущий: (благодарит Деда и Козу за туесок. Достаёт карточки с загадками, скороговорками для детей и взрослых).
Здесь и сказка для ребят, и не только для ребят. Слушать сказку каждый рад.
Русская народная сказка “Алёнушка и лиса” Муз. Слонова
Ведущий:
Игра “С лентой”Какое лучше из имён, судить я не берусь.
Имена все хороши, выбирай на вкус.
Пели мы и танцевали, веселиться не устали.
Всем подняли настроение, принимайте угощение.
За столы прошу садиться, сладким чаем угоститься.
Развлечение заканчивается чаепитием.
Ребёнок-мальчик с лентой идёт внутри круга, все поют:
Вышел … погулять, стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать, кому ленточку отдать.
Ребёнок останавливается около девочки.
Поклонись-ка, поклонись, да за ленточку держись.
Дети кланяются друг другу, берутся рукой за разные края ленточки, выходят за круг.
Мы считаем: 1.2.3! Ну-ка, ленточку возьми!
1, 2, 3! (дети подбрасывают ленточку вверх, оббегают 1 круг в разные стороны. Кто скорей поднимет ленточку, тот выбирает следующего игрока.)
(Если играет девочка: Вышла ... поиграть, стала друга выбирать, стала друга выбирать, кому ленточку отдать. - далее по тексту. Выбирает играть мальчика)
Игра “Тётушка Арина”
Игроки стоят в кругу. “Тётушка Арина” стоит в центре круга.хоровод движется по кругу, все поют:
Тётушка Арина, встань возле овина,
Рученьки сложи, что нам делать, укажи.(все останавливаются)
Тётушка Арина: Мыть посуду! (подмести пол, стирать бельё, и так далее)
Играющие выполняют подражательные действия под музыку. Игра продолжается.
По желанию ведущего можно поменять.