Методическое пособие "Береста. Картины-миниатюры из бересты и другого природного материала"

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Ключевые слова: береста, корка банана, мох, построение композиции, миниатюра


Цель методического пособия: познакомить детей с интересным древним природным материалом – берестой. Доказать его значимость в изготовлении как старинных предметов быта, так и в создании современных картин, панно и других изделий, применяемых в жизни и в быту. Научить работать с этим материалом.

Задачи:

Развивающие:

  • Расширить представление ребенка о многообразии природных материалов, не требующих больших затрат при их заготовке, и при изготовлении работ с использованием этих материалов
  • Развить фантазию и воображение, чувство меры и вкуса при работе с данным материалом
  • Развить чувство прекрасного при выполнении картин, пейзажей и чувство ответственности за сохранение окружающей среды (парки, сады, скверы, лес и т.д.)

Образовательные:

  • Научить детей работать с берестой и другими природными материалами
  • Доказать, что из отдельных кусочков бересты, листьев, лепестков, можно создать целую картину, натюрморт, пейзаж и т.д.
  • Научить детей наблюдать за природой, видеть красивое, собрать нужный материал в природе, создать свой замысел в картине.

Воспитывающие:

  • Сформировать вкус, чувство меры, соизмерение цвета, формы, отдельных частей (элементов картины).
  • Сформировать у обучающегося оценку собственной деятельности и деятельности товарища.
  • Воспитать чувство взаимопомощи, сопереживания и ответственности за работу.
  • Привить культуру труда – аккуратность в работе и любовь к своему делу.

Заготовка бересты.

Подготовка ее к работе и применение в создании картин

Писатель В.И. Белов в своей книги “Лад” пишет: “ Береста, вероятно, самое древнее и самое распространенное северное сырье, использовавшееся всевозможными мастерами”.

И действительно из бересты можно сделать цветы для панно или в композицию, пейзаж, рамку, паспарту и т.д. Этот материал легко расслаивается на очень тонкие, но прочные слои самой разной окраски: от белой до темно-коричневой (до 40 оттенков). Это позволяет создавать композиции только из одной бересты, а возможно добавить и другие природные материалы, такие как засушенные листья, мох, цветы, лепестки и т.д. Из более грубой коры, покрытой темными пятнами, можно сделать такие элементы пейзажа, как горы, заснеженную землю с проталинами и т.д. Из более тонких кусочков выкладывают небо, землю, воду и т.д.

Бересту собирают в лесу со спиленных берез полосами шириной не менее 20 см или снимают цилиндром со стволов берез, пролежавших долгое время в валежнике (рисунки снятия бересты). Рис. 1 – полосками (применяют этот способ для снятия бересты в плетении корзин, туесков, обуви для изготовления ремней и т.д.). Рис. 2 – для картин и панно.

Рис. 1

Рис. 2

Дома кору следует проварить в эмалированной кастрюле 10 минут, чтобы уничтожить личинки короедов. Потом распрямить, расслоить по возможности на тонкие пластинки и положить по отдельным цветовым оттенкам в конверты под пресс, предварительно высушив пластинки. Далее держать в книге или коробки в горизонтальном положении под прессом. Расслоить можно и после просушивания. Не страшно, если кусочки будут маленькими. Главное – найти нужные оттенки: желтые, оранжевые, белые и т.д. (в зависимости от сюжетного замысла).

Основой для картины может служить не только картон, но и части стволов деревьев, доски, шпон. На основу приклеивают бересту и др. материал как описано далее. Работу начинаем с верхнего левого угла (края), двигаясь направо, перекрывая кусочком бересты или листа последующий кусочек бересты или листа на 1/3. Намазываем клеем только серединку пластика бересты или листа.

Особенности техники аппликации из бересты

Цвет бересты может “играть” в зависимости от вашего художественного вкуса, замысла работы, настроения автора. Однако есть неизменное: для дальнего плана работы применяются мягкие, приглушенные тона. Ближний план предполагает использование насыщенных, интенсивных красок. Конечный переход от первых ко вторым должен быть плавным, постепенным.

В непосредственной зависимости находятся цвет и толщина пластин бересты. Приглушенный, мягкий окрас чаще всего бывает у тонких полупрозрачных пластин. Именно их удобнее всего применять в тех фрагментах, которые изображают “глубину”, перспективу пейзажа. Аппликация из бересты не может быть охарактеризована только набором правил — есть исключения.

Что же касается колорита, то ограничимся только одним из основных замечаний: цвета картины должны быть объединены, связаны. Упрощая идею связи цветов, Ренуар заметил: “Если у вас на кисти краска, то ею надо пройтись по всей “картине”, включая и небо, если это даже черная краска...”. Мы советуем принять, естественно, лишь идею цветового единства (в том числе в аппликации из бересты). Что же касается приемов реализации этой идеи, то можно полагаться исключительно на уровень художественного вкуса автора работы.

В работах из бересты следует избегать применения толстых пластин (за исключением переднего плана пейзажа) и подкрашивания материала. Что касается подкрашивания материала, то здесь интересно заметить: береста для картины прекрасна не только своей структурой и мягкими пастельными красками, но и удивительным свойством излучать свечение. Оно оказывает благотворное влияние на человека, удивляет и радует его. Если на пластину бересты нанести краску, свечение пропадает. Работы становятся яркими, выразительными, но в то же время в них пропадает главное — их теплота, мягкость, дыхание.

Для колорита в картинах из природного материала помимо бересты применяется дополнительный природный материал (мох, крошево из засушенных листьев и цветов, корка банана, травы, солома).

Заготовка листьев и цветов для картин. Корка банана. Чешуя лука, чеснока

Собирают материал в сухую погоду. Сушат в старых книгах или газетах, ежедневно меняя листы-вкладыши. Цветы, плоды перекладываем ватой или бумагой для впитывания лишней влаги. Сушим под прессом. Сохраняем в коробках в темноте.

Корки банана – снимают мякоть ножом до просвечивания, сушат в книге под прессом или в газетах, меняя вкладыши ежедневно. В засушенном виде корка банана имеет коричневый цвет, похожа на замш и вырезается с калькой по контуру предмета (ваза, скульптура, дома, стволы деревьев, заборы и т.д.)

Корки дыни, тыквы, арбуза – тонкие слои засушиваются в книге (для вазочек, плодов, натюрмортов). Кожура яблок срезается с яблока. Мякоть убирается сушится в книге.

Стебли чеснока, чешуйки чеснока, лука - для вазочек, для водных бликов (водоем, пруды, речки и т.д.).

Материалы, необходимые для выполнения картины – миниатюры из бересты и засушенных листьев и цветов и методики их подготовки к работе

Эскиз работы.

Из книги, с репродукции, с фотографии, в черно-белом или цветном изображении; возможно перевести сюжет на кальку или пергаментную бумагу по размеру основы. Эскиз (сюжет) может быть задуман и автором.

Основа.

Картон толщиной 1 мм. Стандартные размеры (под рамку со стеклом) для миниатюры: 6х9 см, 10х10 см, 10х15 см, 15х15 см, 9х12 см (для работ из бересты); для работ из засушенных листьев и цветов: 15х21 см, 18х24 см, 24х30 см, 21х30 см, 30х30 см.

Калька или пергамент для сюжета (по формату основы и для деталей).

Береста.

Тонкие разноцветные пластинки подбираются по цвету: от 9 до 15 оттенков (белый, розовый, оранжевый, желтый, коричневый, серый и т.д.) в зависимости от сюжета. Бересту лучше снимать весной со спиленных берез и проварить в кастрюле на маленьком огне 10 мин., затем остудить, расслоить в мокром состоянии и каждый пластик (слой) положить в конверт под пресс, предварительно разложив по цветовым оттенкам.

Корочка от банана.

Снять мякоть банана острым ножом до просвечивания. Засушить в газете, в книге под прессом. Засушенная корка должна быть коричневого цвета (от светло - коричневых оттенков до черного). Лучше иметь для отдельных деталей (скульптура, здания и т.д.) пластик, корки, увлажненный, чтобы вырезать с калькой было удобнее.

Мох.

Засушивается под прессом, 2-3 вида: ярко-зеленый – для хвои, деревьев - ели, сосны и т.д., голубовато – серый, лишайниковый и т.д. в зависимости от сюжета.

Листья деревьев

Зеленый и оттенки зеленого цвета (для деревьев весной, летом и травы); желтый – для осенних деревьев, коричневые – поздняя осень, зима.

Лепестки цветов

засушить под прессом (ярко- красные, малиновые и т.д. – в зависимости от сюжета). Крошево – готовится с помощью грубой резиновой губки и шила (прием прокалывания) или крошатся лепестки цветов руками.

Крошево используется для создания в картине цветников, бордюров, газонов, травы и т.д. Для цветочной картины цветы засушиваются в книге или в газетных листках под прессом, ежедневно меняя газетные листы. Махровые цветы прокладываются ватой (головки разбираем на отдельные части – середина, лепестки, цветоножка) и также засушиваются под прессом.

Фрукты, овощи

Для картин с букетами и натюрмортами. Вырезаются с калькой из кожуры яблок, апельсина, грейпфрута, корки арбуза, дыни, тыквы.

Инструменты для работы

  • Металлический пинцет (лучше иметь 2 штуки: 1 – большой, другой – маленький) с острыми длинными кончиками без зубцов и шипов.
  • Ножницы (2 шт.) с прямыми кончиками. Одни большие, другие маленькие – маникюрные, с прямыми лезвиями, острые.
  • Шило для прокалывания листьев или крупную иглу.
  • Губка резиновая пористая для прокалывания листьев и лепестков (для деревьев, кустарников).
  • Клей ПВА (“Силакра – Люкс” 0, 5 кг банка) или прибалтийский (в тубах – 300 г.)
  • Клеенка (для стола).
  • Рамка подбирается в конце выполнения работы. Не должна быть главной, должна дополнять работу, а не отвлекать. Подбирается по цвету, ширине, толщине багета, по фактуре.

Последовательность выполнения работы и технология выполнения

Вырезать картонную основу в зависимости от формата эскиза.

Положить эскиз (копию) сюжета перед собой. Нанести линию горизонта (линия, разделяющая небо и землю). При этом берется узкая полоска бересты, соломы или полоска от корки банана и приклеивается на основу (под прессом сушится 2 минуты).

Выкладывается небо. Из пластиков бересты или листьев белого тополя, малины, мать – и – мачехи (серых оттенков). Начинаем работу с верхнего левого угла и двигаемся вправо, перекрывая последующим листиком на 1/3 предыдущий с учетом света и тени (свет солнца, луны, состояния погоды и временного состояния дня, суток). Листья можно отрывать и приклеивать кусочками до линии горизонта. Кладем работу под пресс, вкладывая основу в бумажную папку или под картонный лист (2-3 мин.)

Выкладываем землю (воду, поляну т.д.) Можно использовать ровный однотонный пласт бересты или шпона, а затем по отдельным деталям воссоздавать сюжет. А возможно сделать фон отдельным выкладыванием пластиков бересты (в зависимости от сюжетного рисунка), по мере удаления или приближения предметов, учитывая объем картины, ярусность или план. Небо должно быть светлее, чем земля, вода. Кладем основу под пресс (5-10 мин.).

Далее наносим предметы (здания, деревья, скульптурные изображения и т.д.) с учетом плана, яруса, объема, т.е. сначала – предметы 4-го или 3-го плана, затем – 2-го, в конце – 1-го плана.

Отдельные детали картины (скульптуры, здания, мосты, соборы, ограждения, деревья, люди, животные, вазы цветов и т.д.) переводятся на кальку с эскиза, аккуратно вырезаются вместе с калькой и приклеиваются к картине (техника аппликации). Также выполняются дороги, плиточные покрытия и т.д. с учетом света и тени.

Каждый приклеенный предмет (если дом, то по деталям) кладется под пресс или хорошо приклеиваются руками, пальцами.

По окончанию работы четко изображаются на переднем плане – цветники, газоны, камни, разделительные линии плиток и покрытий, ступеньки и другие строительные конструкции (можно использовать хлопчатобумажные нити по цвету, соответствующему изображению).

По окончанию выполнения всех работ кладем основу под легкий пресс – книгу или под утюг не более чем на 15-20 мин.

Моем стекло в рамке. Вставляем в рамку.

Петли для рамки делаем в зависимости от размера картины. Миниатюрные работы – картины имеют 1 петлю (скрепка вшивается между двумя картонками по центру верхнего края рамки). С подклеенной и пришитой петлей работа остается под прессом на ночь (или на 6-8 часов) для того, чтобы покрывающий ее картон плотно приклеился к деревянной рамке.

Литература.

  1. Бунич О.Н., Зиновьев И.В., Поддубный В.Ф., Хохлов Н.П. “Флористика”. - М.: изд-во “Эллис – Лак”, 1996.
  2. Волков Н.Д. Художественная студия в школе. – М.: “Просвещение”, 1993.
  3. Аксенов В.С. Рисунки и живопись. – М.: Изд-во “Изобразительное искусство”, 1993.
  4. Стецюк В. Г. Картины из цветов. – М.:. Изд-во “Культура и традиции”, 1999.

Работы учащихся-победителей международных и городских выставок

“Пискарёвский мемориал”
Панно под стеклом. Материалы: береста, корка банана, засушенные листья малины, крошка из листьев и лепестков цветов розы, шпон, мох (венки), нить.
Краснощёкова Дарья, 9 лет

“Дорога жизни. Памятник Цветок жизни”
Панно под стеклом. Материалы: береста, листья белого тополя, шпон, засушенные листья (крошка), мелкие цветы, лента (галстука).
Галицкий Дмитрий, 8 лет

 

“Дорога жизни. Памятник Разорванное кольцо”
Панно под стеклом. Материалы: береста, шпон, корка банана, засушенные листья петрушки, кора берёзы, мох, нитки (венки).
Каргапольцева Дарья, 10 лет

“Хорошее настроение”
Панно под стеклом. Материалы: засушенные листья малины, цветы, листья рогоза, чешуи лука, солидаго.
Разумнов Артемий, 7 лет

“В Летнем саду цветёт сирень”
Панно под стеклом. Материалы: береста, корка банана, засушенные листья, мелкие цветы,лепестки цветов.
Никитина Алла, 9 лет

“Утро в сосновом бору”
Панно под стеклом. Материалы: береста, корка банана, засушенные листья, мох, войлок, мелкие цветы,лепестки цветов.
Краснощекова Дарья, 10 лет

“Стыковка космических кораблей”
Панно под стеклом. Материалы: черная бумага, береста, нить х/б, манная крупа.
Абдуганиев Умед, 11 лет

“В космическом пространстве”
Панно под стеклом. Материалы: черная бумага, береста, нить х/б, манная крупа, мох, лишайник.
Солодовникова Елена, 11 лет

“Цветочный ветер”
Панно под стеклом. Материалы:, засушенные листья, травы, мелкие цветы,лепестки цветов, кофе.
Каргапольцева Дарья, 11 лет