Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с
понятием “интерьер”,
рассмотреть варианты оформления различных помещений, выполнения условий
эргономики, санитарно-гигиенических норм.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и способов учебных действий. Два академических часа.
Планируемые результаты
Предметные
-
Использование правил эргономики.
-
Выполнение требований санитарно-гигиенических норм.
-
Применение эстетических требований.
Универсальные учебные действия
Познавательные
-
Выполнение действий по образцу, алгоритму.
-
Выполнение заданий с использованием визуальных объектов.
-
Выполнение заданий на основе классификации, созданной самостоятельно.
Регулятивные
-
Формулирование и планирование действий по выполнению учебной задачи.
-
Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.
-
Определение общей цели и путей её достижения.
Коммуникативные
-
Взаимодействие (сотрудничество) в группе.
-
Обращение за помощью, формулирование своих затруднений.
Задачи:
-
Создать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, определить пути ее решения для получения новых знаний.
-
Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей деятельности как части целого.
-
Создать условия для развития у обучающихся умения структурировать информацию.
-
Формировать умение создавать алгоритм для определения породы древесины по нескольким ее свойствам.
-
Обучать контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки, при создании классификации пород деревьев.
-
Формировать навыки, использования алгоритма для определения породы древесины по нескольким ее свойствам.
Учебно-методическое обеспечение:
Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т. Тищенко. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 192 с.: ил.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Цель |
Формы, приемы, методы, |
Действия
педагога |
Действия
ученика |
Результат |
1 час (45 минут) 1. Организа-ционный этап |
Организация направленного внимания на начало урока |
Предлагаю найти страницы учебника и рабочей тетради к данному уроку самостоятельно. |
Предлагаю найти страницы учебника и тетради к данному уроку самостоятельно. И оставить там закладки-стикеры |
Ученики находят нужные страницы и отмечают их закладками-стикерами. |
Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания |
2. Определение темы и цели урока |
Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. |
Групповая форма обучения. Приём – учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу). Методы проблемно-поисковые. Знак-помощник “Работаем в группе” прикрепляю к доске. |
Ребята, разделитесь на четыре команды. Подойдите к столу, внимательно рассмотрите фотографии вашего варианта. Фотографии скомплектованы по функциональным зонам квартиры. (Рис. 1–16). Проанализируйте полученную информацию и сформулируйте тему сегодняшнего урока. Выслушав варианты учащихся, если необходимо корректирую, объявляю тему урока. |
Ученики встают, подходят к верстаку, на которой стоит табличка с номером их группы. Рассматривают пред ложенные фотогра фии. Обсуждают, договариваются, определяя тему и цель урока. Приняв решение, выбирают того, кто будет отвечать. |
Осознание учениками основной цели урока в общей системе учебных занятий по изучаемой теме. Сформулированная и зафиксированная цель. |
3. Актуализация знаний в начале урока или в процессе его по мере необходимости |
Создание ситуации, при которой возникает необходимость получения новых знаний |
1. Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы). Приём обучения – работа с визуальными объектами. Самостоятельность при нахождении нужных объектов; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или обучающихся. Практический метод обучения. Прошу детей классифицировать предложенные фотографии по зонам (назначению помещений) 2. Групповая (четыре учащихся) форма обучения. Приёмы обучения – организация групповой работы с использованием визуальных объектов (предложенных изображений). Характер учебно-познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования – проблемно-поисковый метод. Прошу учеников распределить образцы согласно ими составленной классификации. |
Ребята, внимательно рассмотрите фотографии, используя имеющиеся знания, классифицируйте их по зонам (назначению помещений) в табличной форме. Перед вами фотографии различных помещений, пожалуйста, сопоставьте их согласно вашей классификации. |
1. Рассматривают фотографии, в тетрадях создают классификацию. 2. В созданную классификацию заносят номера образцов |
Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового материала. |
4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала |
Сформировать понятие, представление об интерьере, эргономике, санитарно-гигиенических норм, эстетике. |
Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы). Приём обучения – работа с учебником, выполнение самостоятельных заданий. Организация самоконтроля по данному образцу. Использую методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Метод самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. |
Выпишите из учебника определения интерьера, эргономики, санитарно-гигиенических норм, эстетики, зоны. |
Осознанное, усвоенное понятие, правило, закономерность, алгоритм. |
|
5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ |
Формирование способа деятельности |
Групповая форма обучения. Приём обучения - организация работы группы школьников. Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности). Характер учебно-познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования – проблемно-поисковый метод. |
Какие нужно сделать шаги, чтобы определить соответствие помещения, используя приобретенные вами знаниями |
Оценить помещение, используя эргономику, санитарно-гигиенические нормы, эстетику. |
Воспроизведение учащимися способов действий, выполнение упражнений по образцу. Что нового узнали? |
6. Динамическая пауза |
Коллективная форма организации обучения. Приём обучения – полная передача организации динамической паузы обучающимся класса. Создание условий, при которых ученики самостоятельно организуют и проводят этап урока. Комплекс упражнений “Мозговая гимнастика” |
Предлагаю дежурным ученикам провести динамическую паузу. |
Дежурные ученики проводят динамическую паузу. |
||
7. Самостоя-тельное, творческое использование сформированных умений и навыков |
Создание условий для применения новых знаний, способов действий в нестандартных ситуациях |
1. Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы). Приём обучения – работа с презентациями. Организация самоконтроля по данному образцу. Использую методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Метод самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Результатом должен стать алгоритм выполнения анализа: – соответствие эргономике; |
Предлагаю ребятам, демонстрируя презентации, произвести анализ помещений, используя приобретенные знания. При необходимости поправляю ход рассуждений. |
Устные ответы учащихся. Предлагают пошаговое выполнение задания. Анализируют полученную информацию. |
Способность применять новые знания (способы действий в нестандартных ситуациях). |
2 час (45 минут) 8. Самостоя-тельное, творческое использование сформированных умений и навыков |
Анализируем Презентации 3, При необходимости поправляю ход рассуждений. |
Устные ответы учащихся. Предлагают пошаговое выполнение задания. Анализируют полученную информацию. |
Способность применять новые знания (способы действий в нестандартных ситуациях). |
||
9. Динамическая пауза |
Комплекс упражнений “Мозговая гимнастика” |
||||
10. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов |
Сформировать навыки использования алгоритмов правил, закрепить, повторить, продолжить формирование умений и навыков |
Групповая (4–5 учеников) форма обучения. Приём обучения - организация групповой работы с использованием индивидуально полученных данных. Коллективный выбор правильного варианта ответа. Метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся с помощью источников информации. |
1. Сейчас вам будут предложены задания для каждой группы. 2. Каждая группа должна проанализировать предложенный вариант и дать свой ответ. |
Работают в группах. Выбирают (на их взгляд) правильный ответ на свой вариант задания. Аргументируют свою точку зрения |
Сформированный навык, способ деятельности. |
11. Рефлексия деятельности |
Сформировать личную ответственность за результаты своего труда |
1. Фронтальная форма обучения. Словесная передача информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми. Произвольное внимание учащихся в процессе беседы; корректирующая информация со стороны учителя. Предлагаю оценить свою работу на уроке, используя сигнальные карточки. Красный. – У меня всё получилось. Я доволен своей работой. Жёлтый. – Я хотел бы работать лучше. У меня не всё получилось, но я понял, какие ошибки допустил. Синий. – Я не доволен своей работой. |
Какая была поставлена цель? – Каким способом её достигли? |
Краткое повторение нового содержания. Поднимают сигнальные карточки. Несколько учеников объясняют, почему именно так оценили свою работу. |
Самооценка личного вклада в общий результат деятельности. Соотнесение цели и результата деятельности. |
12. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности |
Проконтролировать умения учеников использовать полученные знания, умения |
1. Фронтальная форма обучения. Словесная передача информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми. Произвольное внимание учащихся в процессе беседы; корректирующая информация со стороны учителя. 2. Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы). Организация самоконтроля по данному образцу. |
1. Какие нужно сделать шаги, чтобы определить соответствие помещения изученным требованиям? |
1. Устные высказывания. |
Сформированный навык, способ деятельности |
13. Домашнее задание |
Сформировать значение домашнего задания |
Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы). |
Ученики знакомятся с информационными ресурсами, использованными при подготовке к уроку и домашним заданием. Выполнить и принести на следующий урок фотографию, в цифровом формате, своей детской. Произвести анализ дизайна. |
Сделать фотографию своей детской в цифровом формате. Произвести её анализ согласно эргономики, дизайна, требований гигиены, правил эстетики. |
Закрепить приобретенные знания. |