Урок технологии по теме "Интерьер жилого помещения". 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с понятием “интерьер”,
рассмотреть варианты оформления различных помещений, выполнения условий эргономики, санитарно-гигиенических норм.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и способов учебных действий. Два академических часа.

Планируемые результаты

Предметные

  • Использование правил эргономики.

  • Выполнение требований санитарно-гигиенических норм.

  • Применение эстетических требований.

Универсальные учебные действия

Познавательные

  • Выполнение действий по образцу, алгоритму.

  • Выполнение заданий с использованием визуальных объектов.

  • Выполнение заданий на основе классификации, созданной самостоятельно.

Регулятивные

  • Формулирование и планирование действий по выполнению учебной задачи.

  • Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.

  • Определение общей цели и путей её достижения.

Коммуникативные

  • Взаимодействие (сотрудничество) в группе.

  • Обращение за помощью, формулирование своих затруднений.

Задачи:

  1. Создать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, определить пути ее решения для получения новых знаний.

  2. Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей деятельности как части целого.

  3. Создать условия для развития у обучающихся умения структурировать информацию.

  4. Формировать умение создавать алгоритм для определения породы древесины по нескольким ее свойствам.

  5. Обучать контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки, при создании классификации пород деревьев.

  6. Формировать навыки, использования алгоритма для определения породы древесины по нескольким ее свойствам.

Учебно-методическое обеспечение:

Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т. Тищенко. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 192 с.: ил.

Технологическая карта урока

Этап урока

Цель

Формы, приемы, методы,
содержание организационного процесса обучения

Действия
педагога
Действия
ученика
Результат

1 час (45 минут)

1. Организа-ционный этап

Организация направленного внимания на начало урока

Предлагаю найти страницы учебника и рабочей тетради к данному уроку самостоятельно.

Предлагаю найти страницы учебника и тетради к данному уроку самостоятельно. И оставить там закладки-стикеры

Ученики находят нужные страницы и отмечают их закладками-стикерами.

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

2. Определение темы и цели урока

Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Групповая форма обучения.

Приём – учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу). Методы проблемно-поисковые.

Знак-помощник “Работаем в группе” прикрепляю к доске.

Ребята, разделитесь на четыре команды. Подойдите к столу, внимательно рассмотрите фотографии вашего варианта. Фотографии скомплектованы по функциональным зонам квартиры.

(Рис. 1–16).

Проанализируйте полученную информацию и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Выслушав варианты учащихся, если необходимо корректирую, объявляю тему урока.

Приложение 1

Ученики встают, подходят к верстаку, на которой стоит табличка с номером их группы. Рассматривают пред ложенные фотогра фии.

Обсуждают, договариваются, определяя тему и цель урока. Приняв решение, выбирают того, кто будет отвечать.

Осознание учениками основной цели урока в общей системе учебных занятий по изучаемой теме. Сформулированная и зафиксированная цель.

3. Актуализация знаний в начале урока или в процессе его по мере необходимости

Создание ситуации, при которой возникает необходимость получения новых знаний

1. Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы). Приём обучения – работа с визуальными объектами.

Самостоятельность при нахождении нужных объектов; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или обучающихся.

Практический метод обучения.

Прошу детей классифицировать предложенные фотографии по зонам (назначению помещений)

2. Групповая (четыре учащихся) форма обучения.

Приёмы обучения – организация групповой работы с использованием визуальных объектов (предложенных изображений).

Характер учебно-познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования – проблемно-поисковый метод.

Прошу учеников распределить образцы согласно ими составленной классификации.

Ребята, внимательно рассмотрите фотографии, используя имеющиеся знания, классифицируйте их по зонам (назначению помещений) в табличной форме. Перед вами фотографии различных помещений, пожалуйста, сопоставьте их согласно вашей классификации.

1. Рассматривают фотографии, в тетрадях создают классификацию.

2. В созданную классификацию заносят номера образцов

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового материала.

4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Сформировать понятие, представление об интерьере, эргономике, санитарно-гигиенических норм, эстетике.

Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы).

Приём обучения – работа с учебником, выполнение самостоятельных заданий. Организация самоконтроля по данному образцу. Использую методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Метод самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Выпишите из учебника определения интерьера, эргономики, санитарно-гигиенических норм, эстетики, зоны.

Осознанное, усвоенное понятие, правило, закономерность, алгоритм.

5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ

Формирование способа деятельности

Групповая форма обучения.

Приём обучения - организация работы группы школьников. Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).

Характер учебно-познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования – проблемно-поисковый метод. 

Какие нужно сделать шаги, чтобы определить соответствие помещения, используя приобретенные вами знаниями

Оценить помещение, используя эргономику, санитарно-гигиенические нормы, эстетику.

Воспроизведение учащимися способов действий, выполнение упражнений по образцу. Что нового узнали?

6. Динамическая пауза

Коллективная форма организации обучения.

Приём обучения – полная передача организации динамической паузы обучающимся класса. Создание условий, при которых ученики самостоятельно организуют и проводят этап урока.

Комплекс упражнений

“Мозговая гимнастика”

Предлагаю дежурным ученикам провести динамическую паузу.

Дежурные ученики проводят динамическую паузу.

7. Самостоя-тельное, творческое использование сформированных умений и навыков

Создание условий для применения новых знаний, способов действий в нестандартных ситуациях

1. Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы).

Приём обучения – работа с презентациями. Организация самоконтроля по данному образцу.

Использую методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Метод самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Результатом должен стать алгоритм выполнения анализа:

– соответствие эргономике;
– соответствие санитарно-гигиенических норм;
– соответствие эстетическим требованиям.

Предлагаю ребятам, демонстрируя презентации, произвести анализ помещений, используя приобретенные знания.

Презентация 1,
Презентация 2.

При необходимости поправляю ход рассуждений.

Устные ответы учащихся.

Предлагают пошаговое выполнение задания. Анализируют полученную информацию.

Способность применять новые знания (способы действий в нестандартных ситуациях).

2 час (45 минут)

8. Самостоя-тельное, творческое использование сформированных умений и навыков

   

Анализируем

Презентации 3,
Презентации 4,
Презентации 5.

При необходимости поправляю ход рассуждений.

Устные ответы учащихся.

Предлагают пошаговое выполнение задания. Анализируют полученную информацию.

Способность применять новые знания (способы действий в нестандартных ситуациях).

9. Динамическая пауза

 

Комплекс упражнений

“Мозговая гимнастика”

     

10. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов

Сформировать навыки использования алгоритмов правил, закрепить, повторить, продолжить формирование умений и навыков

Групповая (4–5 учеников) форма обучения.

Приём обучения - организация групповой работы с использованием индивидуально полученных данных. Коллективный выбор правильного варианта ответа. Метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся с помощью источников информации.

1. Сейчас вам будут предложены задания для каждой группы.

Приложение 2.

2. Каждая группа должна проанализировать предложенный вариант и дать свой ответ.

Работают в группах. Выбирают (на их взгляд) правильный ответ на свой вариант задания. Аргументируют свою точку зрения

Сформированный навык, способ деятельности.

11. Рефлексия деятельности

Сформировать личную ответственность за результаты своего труда

1. Фронтальная форма обучения. Словесная передача информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми.

Произвольное внимание учащихся в процессе беседы; корректирующая информация со стороны учителя.

Предлагаю оценить свою работу на уроке, используя сигнальные карточки.

Красный. – У меня всё получилось. Я доволен своей работой.

Жёлтый. – Я хотел бы работать лучше.

У меня не всё получилось, но я понял, какие ошибки допустил.

Синий. – Я не доволен своей работой.

Какая была поставлена цель?

– Каким способом её достигли?
– Каковы результаты?
– Оцените свою работу на уроке!

Краткое повторение нового содержания.

Поднимают сигнальные карточки.

Несколько учеников объясняют, почему именно так оценили свою работу.

Самооценка личного вклада в общий результат деятельности. Соотнесение цели и результата деятельности.

12. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности

Проконтролировать умения учеников использовать полученные знания, умения

1. Фронтальная форма обучения. Словесная передача информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми.

Произвольное внимание учащихся в процессе беседы; корректирующая информация со стороны учителя.

2. Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы).

Организация самоконтроля по данному образцу.

1. Какие нужно сделать шаги, чтобы определить соответствие помещения изученным требованиям?

1. Устные высказывания.

Сформированный навык, способ деятельности

13. Домашнее задание

Сформировать значение домашнего задания

Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы).

Ученики знакомятся с информационными ресурсами, использованными при подготовке к уроку и домашним заданием.

Приложение 3.

Выполнить и принести на следующий урок фотографию, в цифровом формате, своей детской. Произвести анализ дизайна.

Сделать фотографию своей детской в цифровом формате. Произвести её анализ согласно эргономики, дизайна, требований гигиены, правил эстетики.

Закрепить приобретенные знания.